Конференция молодых ученых

"Межэтническая интеграция: история, современность, перспективы"

Организаторы
Институт этнологии и антропологии РАН
Научное интернет издание Этно-Журнал

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

Крамар Максим Александрович

Определение границ советской этнографии в научных дискуссия конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ века.

Начиная с 1928 года интенсифицировалась дискуссия о предметной области этнографической науки. Начало было положено В.Б. Аптекарем, который обвинил В.Г. Богораза  в скрытом противодействии марксизму. В.Б. Аптекарь заявил, что поиск «сил развития» в надстройке, а не в базисе, ставил проблему «на голову» и противоречил самой сути единственно верного подхода к изучению культуры – исторического материализма. Далее последовали совещание этнографов Москвы и Ленинграда в 1929 году, дебаты в секции социологии Общества историков-марксистов в 1930 году. Границы этнографической науки в СССР очертило всероссийское археолого-этнографическое совещание 1932 года, где «построение этнографии как самостоятельной науки, с особым предметом и методом изучения, противостоящей или равноправной истории» признавался противоречащим методологии марксизма. Этнография сохраняла значение вспомогательной дисциплины, «находящейся на службе исторического исследования и имеющей своей задачей полевое собирание и первичную обработку непосредственных наблюдений над жизнью и бытом ныне живущих народов».

Кузнецова Анна Игоревна

аспирант ИЭА РАН

Бурятский буддизм и бурятский национальный характер (полевые материалы)


В докладе предпринята попытка анализа бурятского национального характера (докладчик трактует это понятие как комплекс наиболее сильно акцентированных особенностей мировоззрения и характера, присущий большинству представителей какого-либо этноса) в связи с традиционно исповедуемым бурятами буддизмом Ваджраяны, большей частью сложившимся в Тибете и Монголии, но имеющим в Бурятии свои отличительные черты.
Докладчик впервые побывал в Бурятии, поэтому не исключено, что его впечатления грешат поверхностностью и необъективностью, однако общеизвестно положение, что первое впечатление – самое верное, а кроме того докладчик всеми силами развивает в себе стремление к научной объективности. Бурятия – регион длительного взаимодействия таких разных по своему менталитету этносов, как русские и буряты. Это взаимодействие, несомненно, в пользу бурят – их религия, особенности мировоззрения активнее вливаются в менталитет и повседневные практики русских, нежели бурятами – элементы русской культуры и менталитета. В чем загадка подобного явления? Что же представляет собой бурятский менталитет и бурятский буддизм (докладчик сознательно употребляет это понятие, акцентируя внимание на развитии и трансформации ваджраянской традиции в данном регионе, складывание своего особого комплекса бурятской системы верований). Автор также обращает внимание на остающуюся заметной разницу менталитетов русских и бурят, дает эти явления в сравнительном аспекте.

В.В.Куфтерин
Музей естественной истории (Уфа
)

“PHYSICAL ACTIVITY” ХУСЕЙНБЕКА: МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТАНКОВ ПЕРВОГО ИМАМА БАШКИР (ПО ДАННЫМ ОСТЕОСКОПИИ)  

          В докладе рассматриваются результаты морфофункционального исследования посткраниальных скелетов из раннемусульманского мавзолея Хусейнбека (Чишминский район Башкортостана). Всего в мавзолее было выявлено девять погребений (из них три взрослых). Скелет и череп из погр.1 отождествляется с личностью мусульманского миссионера Хаджи Хусейнбека из Туркестана.  
Балловая оценка степени развития мышечного рельефа на костях проводилась нами по остеоскопической программе Федосовой – Медниковой. Эта методика позволяет на основании оценки макрорельефа длинных костей дать описание физических нагрузок и предполагаемой трудовой деятельности.
Развитие макрорельефа костей верхних и нижних конечностей Хусейнбека, в целом, можно охарактеризовать как среднее или несколько пониженное. Наиболее выражены места прикрепления следующих мышц: m. deltoideus, m. teres major, m. subscapularis, m. biceps brachii, m. brachialis, m. gluteus maximus.
Физическая активность Хусейнбека, вероятно, была связана с умеренными силовыми нагрузками на плечевые суставы, а также с движениями в тазобедренном (и коленном?) суставах. Последнее обстоятельство, по всей видимости, свидетельствует о повышенных нагрузках в процессе пеших перемещений.
Посткраниальный скелет индивида из погр.7, также как и череп, производит впечатление более массивного, «маскулинного», нежели скелет Хусейнбека. По всей видимости, большое значение в жизни этого субъекта играли различные нагрузки на плечевые и тазобедренные суставы.
Проведенное морфофункциональное исследование посткраниальных скелетов погребенных позволило описать предполагаемый тип физических нагрузок и получить дополнительную информацию о некоторых особенностях их образа жизни.

Ларионова Юлия Александровна. ИЭА РАН.

Аспирантка 4 года  обучения.

 
Путь в народное целительство: личная легенда или автобиографический миф.

1. Варианты прихода  в народное целительство:
1) Спонтанное обретение способностей под влиянием травмы или кризиса.
2) Профессиональное обучение на курсах.
3) Получение знаний и навыков от родственников.
4) Иные способы обретения целительских способностей.
2. Практическая деятельность  и трансформация мировоззрения: особенности конструирования личной легенды об обретении способностей.
3. Формирование модели автобиографического мифа и предъявление ее в социуме: самооценка воздействия  и создание автобиографического мифа.

Амришо Лашкариев
Институт Этнологии и Антропологии Ран.


Межкультурная интеграция памирцев и таджиков на примере похоронно – поминального обряда.


В данной статье рассматривается степень межкультурного интеграционного процесса между исмаилитами Западного Памира и таджиками-суннитами, причины препятствующие этому процессу,а также  культурное сближение  равниних памирцев, живущих на равнине ( в районе Кумсангир – Южный Таджикистан ) и таджиков на примере похоронного обряда. Данные о памирцев этого района были собраны во время полевых работ летом 2005- 2006 года.
Памирцы являются автохтонным населением современной ГБАО (Горно –Бадахшанской Автономной Области). Речь идет преимущественно о немногочисленных народах, в основном проживающих в изолированных и высокогорных долинах правых притоков реки Пянджа, а также на равнинах среды таджиков – суннитов.
Необходимо отметить, что после неудачного принудительного переселения памирцев в 1959 на равнины с целью обработки неосвоенных земель для развития хлопковой промышленности, почти 80 %  переселенцев возвратились на родину. Оставшиеся продолжали жить совместно с таджикским населением, и постепенно в их быту и культуру началось проникновение местной таджикской культуры.
Как показывает материал, влияние таджикской культуры среды исмаилитов Западного Памира по некоторым причинам,( языковым, конфессиональным и т.д) тормозящим процесс интеграции, практически отсутствует. В противоположность этому памирцы, живущие на равнине с течением времени интегрируются, в их культуре обнаруживаеются значительны элементы местной(таджикской) культуры и традиции.
В качестве меньшинства памирцы равнин главным образом оказались под воздействием и влиянием большинства суннитов и это влияние способствовало интеграции и ассимиляции равниних памирцев таджиками. Как было нами рассмотрено на примере похоронно-поминального обряда, памирцы равнин, постепенно в культурном и бытовом плане сближаются с таджикским населением, среди которых они живут. . По моим материалам в настоящее время, памирцы равнин (района Кумсангир) устраивают поминки на 3, 7, и 40-ой день , стоя читают молитву – namozikomati, называемую у суннитов ozon, хоронят умершего в двухкамерную могилу и т.д.которые не характерны для населения Западного Памира.
Главный отличительный признак, по которому равнинные памирцы отделяются от таджиков это – сохранение восточноиранского языка с сильным влиянием и элементами таджикского языка. Учитывая незначительную численность памирцев, живущих среди большинства таджиков, можно предполагать, что с течением времени они полностью будут ассимилированы таджиками.

 

Исмаилизм один из ветвь шиитского ислама.

Шугнанцы –один из коренных памирских народов, частично живущих и на равнине, отнесены нами к немногочисленным народам условно ,т.к. их численность за последние полстолетия достигла 100 тыс.человек [Эдельман, Юсуфбеков,2000, с.225]

В чем проявляется правила соседского общежития.

С.В. Алферов

Ксенофобские предубеждения и инкорпорация иноплеменников в Византии X – ? XI вв.

Выпады против иноплеменников – непременная составляющая сочинений большого числа византийских авторов, – притом что византийская правящая элита (как и остальные слои населения) включала заметное число представителей самых разных народов (армян, славян, выходцев из Арабского халифата…).
Указание на иноплеменное происхождение того или иного человека нередко выступает в византийских текстах знаком откровенной неприязни к нему. Однако это вовсе не означает, что все инкорпорированные иноплеменники навеки оставались чужими для жителей империи.
Уже во втором поколении «иммигрантов» их иноплеменное происхождение не берется в расчет: этническая память византийцев не отличается глубиной.
Кроме того, многие иноплеменники вызывают искреннюю симпатию византийцев, причем иноэтничное происхождение этих людей зачастую принимается как данность, не требующая специальных оговорок.
В сознании византийцев полному засилью ксенофобских штампов, а главное – влиянию этих штампов на поведение ромеев препятствовали:

  1. непоследовательность византийцев, позволяющая живым отношениям находить себе место даже в проникнутых риторикой текстах;
  2. в заметно меньшей степени – реализм разумных (???????) жителей империи, дававший им увидеть достойные проявления человеческой натуры и за рубежами Романии;
  3. наконец (как это ни странно), – разнообразие «мелких» ксенофобий, словно распылявших агрессию византийцев, выступая, тем самым, в роли своеобразной «прививки», повышающей сопротивляемость сознания ромеев вирусам воинствующего этноцентризма…

 

Буянова Анна

Этноинтеграционные стратегии бурятской молодежи (на примере исследования сайта бурятского народа)


Статья посвящена изучению объединения бурятской молодежи в сети Интернет. На исследуемом сайте образовалась общность, которая позиционирует себя как «буряты», своей целью видит сохранение и возрождение бурятского народа, происходит мобилизация этничности,  вырабатываются межэтнические интеграционные стратегии.
Для данного исследования был выбран сайт бурятского народа http://www.buryatia.org (СБН), основанный в 2000 г. Выбор сайта обусловлен тем, что он является долговременным, функционирует в течение шести лет, имеет постоянный сложившийся контингент пользователей. Была произведена попытка изучения виртуального сообщества с применением этнографических и антропологических методов. При исследовании коммуникативных практик посетителей сайта использовался метод включенного наблюдения как в виртуальном (непосредственно на сайте), так и в реальном пространстве. Активное включенное наблюдение велось в течение полутора лет (с февраля 2005 г.). Информационное поле форума изучалось с помощью контент-анализа.
Объектом нашего исследования является процесс межэтнической интеграции, а предметом – интеграционные стратегии бурятской молодежи,  выраженные в виртуальном пространстве.
Современная бурятская молодежь особенно остро реагирует на события, происходящие в стране, непосредственно касающиеся бурят, своих территорий и перспектив сохранения и развития культуры. В ходе исследования выяснилось, что на сайте вырабатывается новое отношение к монгольскому миру, формируется идея о воссоединении бурят с остальными монгольскими народами, пересматривается история бурят, взаимоотношений с русскими, идеализируется доколониальное прошлое и национальные герои.

 

Гармаев Ж.В. (аспирант ИВ РАН)

Место и роль японо-американского союза

в формировании восточно-азиатского сообщества

 

В настоящее время привлекает большой интерес проблема формирования восточно-азиатского регионализма. Возможны два варианта осуществления этой проблемы: на основе форума АСЕАН+3 (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии+Япония, КНР, Республика Корея (РК)) и объединение стран Северо-Восточной Азии (Япония, КНР, РК). В этом аспекте представляет интерес и возможность Восточно-азиатского саммита (ВАС), совершенно новой организации. Саммит прошел в декабре 2005 г. в Куала-Лумпуре, Малайзии. Он включает страны форума АСЕАН+3, Индию, Австралию и Новую Зеландию.
По нашему мнению, страны Северо-Восточной Азии обладают определенным потенциалом для формирования регионального сообщества. Но на пути к региональной интеграции существуют много препятствий. Главным моментом являются соперничество и пересечение интересов данных региональных стран с интересами США. Соединенные Штаты в Восточной Азии опираются на союз с Японией.
В данном докладе мы хотели бы рассмотреть перспективы формирования восточно-азиатского сообщества, и в этом плане интересен фактор влияния  японо-американского союза на данную тенденцию.

Довгаль Ирина Сергеевна
 
Православный Свято-Тихоновский
  Богословский Университет    
 Институт Европейских Культур

Межкультурные связи Греции и Древней Руси.
Иконография «Страстной Богоматери» в пост-византийском
 и русском искусстве.

 Исследование посвящено рассмотрению появления иконографии «Страстной Богоматери» в пост-византийском и русском искусстве через призму межкультурной и межэтнической коммуникации. Рассматривая себя как наследницу византийской культуры и византийской цивилизации в целом, Россия заимствовала и перерабатывала на своей почве многие элементы греческой культуры. В искусстве это можно проследить на примере появления различных сюжетов в религиозной живописи. Так, например, иконография «Страстной Богоматери», сложившаяся в кругу критского иконописца Андреаса Ритцоса в XV веке, приходит на Русь лишь к XVII веку. Однако по своей схеме она полностью повторяет иконографию греческую. Русские памятники связаны в первую очередь с чудотворным образом из села Палец, Нижегородской области, и списком с него, находившимся в построенном для него соборе Страстного монастыря в Москве. Но на некоторых русских памятниках все же можно наблюдать детали, которые не присутствуют на иконах критских мастеров. Это короткий плат на голове Богоматери, как, например, на иконе «Страстной Богоматери»  начала XVIII века из Государственной Третьяковской Галереи.

                                                                                                                  Д.Д. Доржиева
Аспирантка II года ИАЭ РАН

Социокультурная трансформация уйгурской общины Казахстана в условиях современного города (на примере календарной обрядности).

К важнейшим показателям социокультурного развития малых этнических групп относится уровень бытования в их среде национальных праздников и обрядов календарного цикла.
Летом 2006 г. автором статьи было проведено статистическое исследование в среде уйгурской общины Республики Казахстан. Целью исследования являлось выявление особенностей бытования традиционных календарных обрядов и праздников данной этнической группы в г. Алматы.
Затрагивается проблема своеобразия исторического развития уйгурского населения на территории Казахстана., уходящее своими корнями в события, связанные с массовым переселением уйгуров в Семиречье в 70-80-гг. XIX в.
Опросник позволял выявить особенности бытования традиционной календарной обрядности уйгурской общины Казахстана в современном городском социуме.
Были сделаны следующие выводы:
- наличие национальных объектов культуры: театра, газеты, теле- и радио программ на уйгурском языке способствует сохранению национальной специфики проведения праздничных мероприятий.
- в свою очередь, общность религии уйгуров и казахов, а, следовательно, общие религиозные праздники и связанные с ними обряды несут этнообъединительное значение.
- однако, ограничение возможности исполнения в условиях современного города отдельных особо значимых частей ритуальных действий приводит к тому, что в современное время наиболее распространенными формами трансформации и модернизации традиционной обрядности становятся тенденции упрощения и сокращения.

Н.А.Зотова
Механизмы адаптации мигрантов из Средней Азии в России.

С начала 1990-х гг. Россия столкнулась с феноменом широкомасштабной миграции из стран центральноазиатского региона. Первоначально самым заметным трендом являлась миграция из Таджикистана. Начало 1990-х годов ознаменовало собой время коренного перелома в ходе развития Таджикистана. После распада Советского Союза республики Средней Азии получили независимость. Становление независимого государства в Таджикистане сопровождалось глубоким экономическим кризисом; шла гражданская война.* Тяжелые потрясения, переживаемые республикой, дали старт развитию ряда социальных процессов, ранее не фиксируемых. Таджикистан охватили мощные потоки миграции, которые изменили облик страны, оказали глубокое воздействие на ее социальную, экономическую и политическую жизнь. Чрезвычайным фактором, вызвавшим потоки массовых вынужденных миграций, была гражданская война 1992-93 гг. и продолжавшийся до 1997 г. период политической нестабильности

* См. например, С.Н.Абашин, В.И.Бушков. Социальная напряженность и межнациональные конфликты в северных районах Таджикистана. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №24. М., 1991; В.И.Бушков, Д.В.Микульский. Общественно-политическая ситуация в Таджикистане: январь 1992 г. Исследования про прикладной и неотложной этнологии. №26. М., 1992; В.И.Бушков, Д.В.Микульский. Таджикистан: что происходит в республике? Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №40. М., 1993; С.Н.Абашин, В.И.Бушков. Таджикистан: некоторые последствия трагических лет. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №120. М., 1998.


Кананыхина Ксения Сергеевна

Институт Африки РАН

Интеграция нигерийских интеллектуалов в западное общество.

Отличительной чертой истории второй половины XX века стали массовые миграции населения, их важнейшей составляющей были африканцы: ученые, писатели, художники-интеллектуалы.
Нигерийцы активно проявляли себя на личностном уровне – в рамках научно-исследовательского и литературно-художественного труда. Они воспринимали свою бинарность (принадлежность к двум мирам: африканскому и западному) как данность(на уровне бинокулярности), как преимущество, дающее возможность видеть, слышать, замечать то, что недоступно носителям одной культуры.
Большинство ученых, писателей, художников «африканского зарубежья» родилось и выросло в Нигерии. В силу воспитания и образования они ощущали себя гражданами мира, обладали планетарным мышлением, сознавали свою ответственность за будущее Нигерии, и, как могли, «эксплуатировали» свое «нигерийство», желая доказать всем, что африканцы такие же люди, как европейцы и американцы, а африканская культура является частью мировой.
Образование превратило их в «евро-американцев» - людей, чей образ жизни и стиль мышления базируется на материальных и духовных ценностях, копирующих западные стандарты.

Корякин К.В. , аспирант ИЭА РАН

Лагерь для беженцев как социальное явление и объект социальной антропологии: на примере лагеря Брамше-Хезепе в Нижней Саксонии.

Введение.
Центры временного содержания лиц, ищущих политического убежища, получают все более широкое распространение в современном мире. В частности, они выполняют важную в функцию в реализации пограничного и паспортно-визового режима стран Европейского Союза. Существуют различные виды подобных центров, расположенных как непосредственно в пунктах пересечения границы, так и внутри страны, представляя в последнем случае своеобразные зоны отчуждения, на жителей которого распространяется особый правовой режим. Именно об этом типе лагерей пойдет речь в данной статье, цель которой – наметить основную специфику центров размещения лиц, ищущих политического убежища, как особых социальных форм. Работа основана на исследованиях проводившихся автором в лагере Брамше-Хезепе (Нижняя Саксония, ФРГ) в период с октября 2005 по январь 2006 гг.


Судакова Елена Арсеньевна, кафедра этнопсихологии и проблем поликультурного образования, факультет Социальной психологии, МГППУ, V курс

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АРАБАХ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И НЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья построена на базе двух курсовых работ («Социально-психологические особенности этнической культуры на примере арабов» и «Представление об арабах у студентов психологического и непсихологического образования»). Цели: выявить различия в представлениях об арабах у студентов обеих групп, определить основные сферы, занятые в построении образа, а также степень отвлеченности представлений от реальных особенностей. Методологическая основа – семантический дифференциал (определение сфер), проективная методика описания по фотографии и результаты обзора литературы по теме первой работы.
Студенты-психологи склонны выстраивать представление, опираясь на внутриличностные характеристики, глубина образа выше, общий фон более «светлый», чем у студентов-непсихологов, которые склонны опираться на детали реально предъявляемого стимула и активнее используют социально маркированные характеристики. Общее: человек добрый, общительный, хороший семьянин, любит спорт, имеет большую семью. Представление соответствует социально-психологическим особенностям, выявленным в первой работе, но отсутствуют конфессиональные черты.

Султанова А. А., аспирантка Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва).


Межэтническая интеграция в условиях кочевого государства в трудах академика В. В. Бартольда.


Проблема межкультурного взаимодействия была одной из узловых в научной деятельности академика В. В. Бартольда. Классическим образцом межэтнической интеграции явились кочевые государства, стимулировавшие не только этническое взаимодействие, но и конструирование новых этнических общностей.
Для появления на исторической арене мощного кочевого государства необходимы экономические преимущества, предоставленные набегами и войнами с соседними областями. Срабатывает факт пропаганды с доминирующей идеей «великодержавного могущества, при благоприятных условиях переходящее в представление о мировом владычестве». Фактор исторического влияния кочевых империй определен «наслаиванием» традиций в противовес «консервации» тех же традиций в моноэтничной среде. Завоевание кочевниками развитых областей рождает своего рода уникальное социокультурное явление: соединение гетерокультурных элементов и появление новых общественных, государственных и бытовых черт, прочно вплавленных в новую историческую реальность. Возникает интересный парадокс: взаимодействие культурных условий завоевателей и завоеванных привело к установлению более прочного цивилизационного фундамента, чем собственно в среде кочевников (в качестве примеров Бартольд приводит влияние монгольской государственности в Китае, в мусульманской Азии и в России, а также судьбу покоренных арабами областей).

 


Тураева Окила Хамраевна.

Институт Истории АН Республики Узбекистан.

Еврейская диаспора Средней Азии.

Еврейская диаспора является одним из уникальных явлений мировой истории. Ее формирование началась более 2,5 тыс. лет назад, и в течение этого времени она неоднократно подвергалась существенным внутренним трансформациям. Еврейская диаспора является примером общества особого типа со своими формами социально-политической, экономической, культурной организации.
Небольшие восточные еврейские этнические группы бывшего Советского Союза, оказавшиеся разбросанными по всему миру, ныне стоят перед угрозой исчезновения. Поэтому исследования этнического состава населения занимают центральное место среди проблем изучения культурного наследия Средней Азии. Присутствие еврейской диаспоры на территории Средней Азии насчитывает более полутора тысяч лет.
Еврейское население Средней Азии составляет  из двух культурно отличаемых  групп: Среднеазиатских (бухарских) и Ашкеназских (Восточно европейских) евреев. Ашкеназские евреи прибыли  в Среднюю Азию в конце 19-ого столетия, когда российское правительство начала двигаться в регион. Более существенная волна прибыла во времена второй мировой войны, когда они сбежали или были эвакуированы из Восточной Европы. Диаспора среднеазиатских евреев более 1500 лет образовалась в результате многократных и разновременных переселений, из Ирана, Афганистана, Турции и Палестины. В 18 веке в Бухаре начинает селиться сефардские евреи, которые после изгнания  из Испании в 1492 году бежали в исламские страны. Попавшие в Бухару из разных мест и в разное время, пришельцы постепенно слились в единое целое.
Диаспора Среднеазиатских (бухарских) евреев, представляет часть еврейского народа, языком которой является бухарско-еврейский диалект таджикского  языка, сохранявшие древнееврейскую религию-иудаизм, вследствие изоляции от общего еврейского мира имеет определенное культурно-бытовое своеобразие. Хотя ашкеназские и бухарские евреи  имеют ту же самую религию и разделяют общее древнее происхождение, в течение столетий слабые связи, между отдаленными народами вызвали к значительным различиям между ними.  Если бухарские евреи говорили на еврейско-таджикском, то традиционный язык ашкеназских евреев был идиш. Из за того что, бухарские евреи в течение долгих столетий жили мусульманской среде фольклор, многие обычае, быть, одежды, планировка домов были в азиатском стиле. А в быте, одежде, культуре ашкеназских евреев было много общего с европейской культурой. Явным примером этому служит разницы постройки синагог обоих групп.  На фоне этого культура еврейской диаспоры Средней Азии представляет собой уникальный материал для исследования.                        
Статус хранителей культуры других народов – одна из особенностей историко–культурной миссии еврейского народа в целом. Она присуща и бухарским евреям, выступавшим хранителями культурных, в том числе музыкальных традиций таджиков и узбеков. Изучение (истории) культуры  еврейской диаспоры Средней Азии дает возможность заключить, что они тоже имели и имеют свои национальные особенности. Это отражается в искусстве, литературе, архитектуре, одежде, украшениях,  музыке и танцах.
Хотя среднеазиатские евреи действительно отличались от более широкого населения Средней Азии, за столетия их обряды и ритуалы стали «опрысканы» центрально-азиатским ароматом. Результат уникален - еврейско-среднеазиатская смесь.


Тюрина Екатерина Александровна
Алтайский государственный университет, Исторический факультет, 1 курс магистратуры


Палеодемографическое изучение антропологических серий афанасьевской культуры Южной Сибири

Палеодемографический анализ антропологических серий является важной составляющей процесса моделирования социальной структуры древних обществ. Нами было проведено изучение таких материалов по афанасьевской культуре. Для алтайского варианта афанасьевской культуры характерны следующие показатели: малое количество погребений младенцев; значительное превышение числа мужчин над количеством женщин (коэффициент соотношения равен 1,64); средняя продолжительность жизни мужчин и женщин (без учета детской смертности) составляла соответственно 36 и 30 лет. Материалы среднеенисейских памятников афанасьевской культуры демонстрируют иные тенденции: 28% могил от общего числа выборки являлись погребениями детей до 1,5 лет, коэффициент соотношения полов равен 1,14 в сторону преобладания женщин; средняя продолжительность жизни была 37 лет для мужчин и 40 лет для женщин. Таким образом, результаты позволяют говорить о значительных различиях между половозрастным составом алтайского и среднеенисейского населения афанасьевской культуры.

 

Шакурова Г.Р.
канд. полит.наук, доцент, Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г.Уфа

Состояние межэтнических отношений в современном обществе
(по материалам этносоциологического исследования в Башкортостане)

 В  период  с сентября по декабрь 2005 г.  Научно-исследовательским центром Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан был реализован научно-исследовательский проект по измерению состояния этнокультурных отношений в Республике Башкортостан [1]. Исследование проводилось в два этапа. Был проведен контент-анализ прессы с дискурсивным анализом текстов и массовый опрос населения республики. В докладе планируется представить результаты второй части исследования – массового опроса населения. В исследовательское поле были включены представители городов  и районов Республики Башкортостан. Объем выборки составил 1000 респондентов. Выборка по полу составила: мужчины – 41%, женщины – 59%. Возраст респондентов: 18-25 лет – 68,1%;  26-29 лет – 4,8%; 30-39 лет – 10,9%; 40-49 лет – 8,3 %; 50-59 лет – 4,4%; 60 лет и старше – 0,55%. Из них башкир – 32,1%, русских – 27,9%; татар – 31,9%, других национальностей (чуваши, марийцы, удмурты, украинцы, немцы, белорусы и др.) – 5,2%.

Примечания
1.Научно-иследовательский проект «Современное состояние этнокультурных отношений в Республике Башкортостан: этносоциологическое исследование» проводился при финансовой поддержке Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан в рамках Государственной программы «Народы Башкортостана». Научный руководитель – канд.полит.наук Шакурова Г.Р.

Шармашкеева Наталья Жамсаевна
ИЭА РАН

Механизмы адаптации китайцев в Бурятии

Привлекательность Бурятии для китайцев формируют следующие факторы: высокая сырьевая обеспеченность региона, низкий уровень доходов населения, позволяющие беспрепятственно выкупать природные богатства, толерантное отношение принимающего общества, близость к Китаю. В этих условиях сформировались особые механизмы, позволяющие китайским предпринимателям беспрепятственно вести свой бизнес. Особую роль играют российско-китайские посредники, своими усилиями, организующие их экономическую деятельность в Бурятии. В работе описываются принципы, по которым осуществляется их деятельность и последствия, к которым она ведёт. 

Анфиса Махмутова

Этнопсихологическая специфика менталитета сельских жителей Башкортостана: уникальность в многонациональном обществе

Современный мир полон культурных смешений. В некоторых местах – это интеграция, в которой культурный диалог приводит к изменениям этноса, в других ситуациях – это противостояние, которое может доходить до военных конфликтов. Именно к напряженным моментам чаще всего проявляют внимание при изучении этнопсихологических особенностей разных народов. Однако в спокойное время, когда проживающие на одной территории этнические группы заняты повседневными заботами, не менее ярко проявляются особенности каждого народа.
Одним из способов изучение этнопсихологической специфики на современном этапе является использование методов по исследованию менталитета этноса. Опираясь на работы Л.Леви-Брюля, В.Ф.Петренко, Г.В.Акопова и В.М.Приваловой, мы решили проверить гипотезу о наличии различий в оценке орнаментов представителями основных этносов, проживающих на территории одного из районов Республики Башкортостан. Основные результаты исследования, полученные различия и сходства в оценках будут представлены в докладе.

  Мейрманова Гульжан Асановна.

Проблемы межнациональной интеграции в Казахстане

В докладе предпринята попытка анализа рассмотреть многообразные межнациональные проблемы, требующего своевременного разрешения, а недостаточное к ним приводит к многим негативным явлениям - нарушению стабильного, гармоничного развития народов и государств, всплеск межнациональной вражды, часто доходящим, особенно под влиянием межконфессиональных различий, до актов вандализма и терроризма. Докладчик трактует понятие интеграции как объединение этносов в метаэтническом общности, сохранивший самосознание. При этом в национальную сферу переходят противоречия, связанные с экономикой, экологией, различным уровнем жизни. Хотя причинам низкого уровня жизни, безработицы, нехватки жилья, экологических  проблем лежат, прежде всего, проблемах  экономики и политики, в условиях многонациональных государств люди часто склонны искать их в самом присутствии или действиях представителей других нации.
Современный Казахстан является одним из многонациональных государств мира. Хотя в последние годы усилился миграционный отток населения, в нем живут около ста нации и народа. Поэтому в становлении и формировании независимого государства и даже сохранения государственности в Казахстане очень важны стабильность, согласие между нациями, гражданским миром.
Однако в этой области проблем много. Диалектика учит, что противоречия бывают объективные и субъективные, внутренние и внешние, при этом они часто ререходят друг друга, так как все стороны жизни общества взаимосвязаны.
Автор также обращает внимание на влияние миргационнных процессов на политическое историю Казахстана,  и дает эти явления в сравнительном аспекте.

Нагапеторо Радмила Рандиковна

аспирантка Института этнологии и антропологии РАН

первого года обучения.

Межэтническая интеграция на примере опыта Швейцарии.

Швейцарская нация включает в себя представителей разных культур и религий (германошвейцарцев, франкошвейцарцев, италошвейцарцев и романшей). Межэтническая интеграция швейцарцев возникла на основе длительных исторических контактов, однако немаловажную роль здесь играет государство. Ввиду отсутствия общего национального языка, общей культурной или этнической традиции, швейцарская идентичность опирается главным образом на политическую составляющую. Общая государственность, общие политические институты стали важным интегрирующим фактором в швейцарском обществе. Разнообразное с культурной, этнической и языковой точки зрения население Швейцарии сложилось в многокультурную общность, которая постулирует свое «разнообразие в единстве».

В докладе будет предпринята попытка анализа опыта Швейцарии как многоэтничного государства, роли политической составляющей в межэтнической интеграции швейцарцев и образовании надэтнической многокультурной общности, какую представляют собой швейцарцы. Будет рассмотрена языковая и этническая политика, проводимая швейцарским государством, значение, которое им придается языковому/культурному многообразию населения, сохранению традиций этнических групп.

 

 

Осташев Илья Владимирович;
МГУ им. М. В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра этнологии, аспирант

Этнокультурная самоидентификация личности в на постсоветском пространстве в условиях трансформации.

Период существования СССР с этнокультурной точки зрения был ознаменован существованием (теоретически поддерживаемым сверху) феномена «советского человека». При всей условности термина, можно утверждать, что некоторые его теоретические составляющие реально существовали в сознании населения СССР. Житель любой союзной республики мог предполагать для себя возможность (естественно, не без некоторых препятствий) переезда при распределении на работу, поселения и т. п. практически в любой точке СССР. Со сменой этно-политической обстановки ситуация изменилась. Удаление централизованной политической направляющей привело к активному выходу на поверхность давно существовавших очагов межэтнической напряженности в различных точках постсоветского пространства, что повлияло и на взгляды людей на межэтнические отношения. Возможность миграции в пределах бывшего СССР в сознании человека существенно ограничилась, и отношение к Другому тоже. Некогда «дружественные» народы начинают представляться претендентами на «чужое» пространство, на «чужие» материальные блага и т.п.

Возможно ли в настоящее время формирование нового, аналогичного самосознания на смену бытовавшего ранее сознания «советского человека», вне зависимости от политических взаимоотношений бывших республик? Как эти взаимоотношения направляют формирование сознания нового типа? Насколько сильны и жизнеспособны культурные, личностные и др. связи между странами – бывшими членами СССР, основы которых закладывались в период существования Союза? Эти и другие вопросы этой сферы рассматриваются нами в рамках этой темы.

Е.А. Первочкова
Институт этнологии и антропологии
Аспирант II года

Влияние межкультурных взаимодействий
на традиционные ценности монгольского общества: гендерный аспект  

В последнее время большинство культурных антропологов привлекает область гендерных исследований. В этой связи особый интерес представляют женщины Зарубежной Азии. В докладе будет рассмотрен образ традиционной монгольской женщины в семье и обществе по материалам экспедиций русских путешественников-исследователей Монголии второй половины XIX века. Кроме того, по материалам собственных полевых исследований я попытаюсь проанализировать направления  трансформаций традиционных ценностей и стереотипов поведения женщин в монгольском обществе на современном этапе, выявить степень влияния соседних стран,  прежде всего России и Китая на монгольское общество, проследить взаимовлияние и взаимообмен разных культур, прежде всего воздействие западной цивилизации на культуру Монголии в целом.


Сахиев С.Е.

аспирант Института Востоковедения РАН.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Казахстана и России.


Миграции представляют собой один из самых мощных и масштабных социальных феноменов современной общественно – политической жизни Республики Казахстан. Они оказывают огромное влияние на все стороны жизни республики и его населения: экономику, социальные отношения, культуру, политические и правовые сферы. И сами по себе миграции представляют собой сложнейшее явление, включающее множество аспектов: социальный, демографический, экономический, политико-правовой, гуманитарный.
Казахстан, являются одновременно странами и эмиграции, и иммиграции, а также транзита мигрантов. В этот опасный контрабандно-миграционный водоворот вовлекается и регион Центральной Азии, включая Республику Казахстан.
Трансграничные проблемы безопасности виде незаконной миграции, имеет значение для соседних стран особенно для России, в котором особо выделяется нелегальная и неконтролируемая миграция. Миграционная проблема в контексте пограничной безопасности довольно тесно связана, таким образом, с угрозой экспорта в РФ международного экстремизма, в данном конкретном случае использующего ислам в качестве своего идеологического обоснования. Маршрут через страны Центральной Азии и Россию стал, помимо азербайджанского и грузинского каналов, самым распространенным путем проникновения боевиков в Чечню.
В Казахстане, понимая всю серьезность угрозы терроризма, была принята стратегия национальной безопасности на 1999-2005 гг., которая определила наиболее острые угрозы безопасности и меры по ее защите. Среди наиболее опасных в этом документе обозначены очаги вероятных локальных конфликтов в непосредственной близости от границ Казахстана, экспорт терроризма и экстремизма, распространение оружия массового поражения в азиатском регионе, наркотрафик, незаконная миграция и торговля оружием - все это факторы риска, повышающие уровень потенциальной опасности терроризма для страны.

Севастьянов С.

Кряшены и их соседи: сходство и различие

1. Объект исследования: этнографическая группа молькеевских кряшен (в сравнении с группой заказанских кряшен). Предмет исследования: сходство и различие этнокультурных особенностей кряшен с их соседними народами Поволжья.
2. Цели и задачи: обрисовать общую историю этнокультурного взаимодействия кряшенского народа с соседними этносами; показать особенности нынешнего этнокультурного взаимодействия кряшен с соседними народами их обусловленность спецификой исторического развития; кроме того, отразить характерные черты межконфессиональных отношений (ислам, христианство, языческие верования) на фоне отношений межэтнических в рассматриваемых районах РТ.
3. Заключение: заключительные выводы и еще несколько слов по проблеме кряшенской национальной идентичности.
(Доклад основывается на полевых материалах автора и письменных источниках)

Силкина

Этнические процессы в Средней Азии в визуально-антропологических фильмах

В одном из немногих в своём роде архиве визуально-антропологических фильмов МГУ им.  М.В.Ломоносова собрана  коллекция киноматериалов, отражающих все основные сферы жизнедеятельности отдельных этнических групп, проживающих на территории бывшего Советского Союза  с конца 1980-х годов до настоящего времени. 
Особенный интерес представляет так называемая «Среднеазиатская коллекция» фильмов. Всего в архиве ЦВА хранится около 20 фильмов о современной Средней Азии, снятых по большей части в промежутке с 1991 по 2005 годы. Визуально-антропологические материалы представляют большой интерес для исследователей, поскольку при создании подобного рода фильмов  их авторы постулируют невмешательство в жизнь своих героев, а также нейтральность  оценок в отношении происходящего.  В связи с этим представляется чрезвычайно интересным рассмотреть, действительно ли эти принципы соблюдаются.
Кроме того, в  процессе анализа данных киноматериалов будет сделана попытка продемонстрировать, какое отражение находят современные политические и этнические процессы в Средней Азии на экране, а также возможные  причины выбора тех или иных сюжетов их авторами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

О проекте Научное сообщество Библиотека События Форум Ссылки

Перепечатка материалов возможна только с указанием источника.
Редакция: journal@iea.ras.ru         


Яндекс.Метрика