МАКСИМОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1872-1941)

Один из старейших и выдающихся деятелей российской этнологической науки конца 19 и начала 20 века, родился в Орле, в семье священника. Закончил Орловскую гимназию, после чего поступил в Московский университет. Однако курс не закончил, так как за принадлежность к нелегальной революционной партии был арестован и сослан на 3 года в Архангельскую губернию. Еще в ссылке А. Н. Максимов заинтересовался этнографией. Хотя он не получил законченного высшего образования, он обладал огромной научной эрудицией, приобретенной путем систематического самообразования, и стал высокопрофессиональным этнологом и историком. После революции А. Н. Максимов жил в Москве. С 1918 по 1922 гг. он был профессором Переднеазиатского института (позднее Института Востоковедения), а с 1919 по 1930 гг. – профессором Московского государственного университета по кафедре этнографии. В 1930 г. он был по политическим мотивам из университета уволен, после чего продолжил научную, а также литературную деятельность. Кроме того, с 1919 г., и до последних лет жизни, он работал в библиографическом отделе Румянцевского музея (позднее Библиотека им. В. И. Ленина).

Еще 1899 г. А. Н. Максимов вступил в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, в котором стал с 1911 г. товарищем председателя этнографическим отделом, а с 1924 г., до его ликвидации советскими властями, председателем отдела. Начиная с 1898 г. ученый начал систематически публиковать в печатном органе отдела «Этнографическое обозрение» статьи и рецензии. Кроме того, он сотрудничал в Энциклопедическом словаре «Гранат», публикуя статьи по этнографии и этнологии.

А. Н. Максимов не ограничивался специализацией по какому либо одному народу, или группам народов, предпочитая исследовать широкие теоретических проблемы, что неоднократно давало ему возможность высказывать собственные оригинальные и обычно верные взгляды. Значительное внимание исследователь уделял сложнейшему дискуссионному комплексу проблем семейно-брачных и родовых отношений в первобытном обществе, чему он посвятил ряд крупных работ. К их числу относятся «Что сделано по истории семьи» (1901), «Ограничение отношений между одним из супругов и родственниками другого» (1908), «Групповой брак» (1908), «Системы родства австралийцев» (1912), «Теория родового быта» (1913), «Материнское право в Австралии» (1930) и другие. Одновременно ученый разрабатывал проблемы истории хозяйства, причем пришел к ряду принципиально новых выводов, дающих объяснение многим явлениям, связанным с возникновением скотоводства и земледелия. Особенно значительны его работы «Скотоводство малокультурных народов» (1927), «Происхождение оленеводства» (1928), «Накануне земледелия» (1929). Кроме того, он оставил незавершенным большое исследование по скотоводству у разных народов. Несколько в меньшей мере А. Н. Максимова привлекали сюжеты, связанные с духовной культурой. Тем не менее, его перу принадлежат несколько интересных работ по проблемам первобытных верований, в частности, «К вопросу об опахивании» (1910), «К вопросу о тотемизме у народов Сибири» (1928), и некоторые другие.

Несмотря на то, что с того времени, когда А. Н. Максимов создавал свои работы прошло уже много десятилетий, большая часть его теоретических выводов сохраняют свое значение до настоящего времени, и являются стимулом для дальнейших исследований.

В целом же можно сказать, что А. Н. Максимов был в предреволюционное и в последующее время одним из крупнейших теоретиков в области истории первобытного общества, чьи мысли сохраняют значение до наших дней.

О проекте Научное сообщество Библиотека События Форум Ссылки

Перепечатка материалов возможна только с указанием источника.
Редакция: journal@iea.ras.ru         

Яндекс.Метрика