Брак с иностранцем как новая модель адаптации российских женщин в условиях переходного общества

Я играю на балалайке
Это самый русский инструмент
Я мечтаю жить на Ямайке
на Ямайке балалаек нет

И нету счастья в личной жизни
Проходят зря мои года
Ну где же принц мой заграничный
Приходи поскорей я жду тебя
(Песня группы "Комбинация" "Американ бой")

Сегодня для российского и зарубежного общества очевидна тенденция к массовому формированию браков российских женщин с иностранцами с последующим отъездом из России. Этот культурный феномен – женская брачная миграция появился в середине 1990-х, и почти сразу же был обозначен исследователями как проблема. Уже во второй половине 1990-х гг. Е.В. Тюрюканова касается этой проблемы в связи с изучением женской миграции из России[1] . И.В. Цаллагова затрагивает проблему браков с иностранцами, рассматривая отражение вопросов женской миграции в СМИ[2]. Тюрюканова и Цаллагова дают некоторые характеристики объекта изучения (женщин России) и называют факторы формирования массовых браков с иностранцами. Исследователи отмечают этническую особенность брачных миграций: "в составе потоков преобладают этнические русские, то есть основное население страны". Возрастные характеристики: "Брачные мигранты представлены в основном молодыми женщинами: 60% – в возрасте до 30 лет; из них 7% – моложе 20 лет; 30% – в возрасте 30-40 лет. Средний возраст брачных мигрантов составляет 28 лет". Образование: "…у брачных мигрантов весьма высокий уровень образования. Более половины женщин имеют высшее образование. Это – необыкновенно высокий уровень для подобного вида миграции в мире".

К настоящему времени какого-либо научного исследования, рассматривающего эту проблему всесторонне, не появилось, тема освещается лишь популярной журналистской публицистикой[3]. Пользователям Интернет уже стал широко известен электронный вариант книги Елены Соломон "101 совет как выйти замуж за иностранца"[4]. При этом немало научных исследований, которые косвенно касаются данной проблемы, и они важны для изучения факторов её формирования и развития[5].

На наш взгляд, проблема заключается в том, что из России эмигрирует её национальный генофонд, и это, несомненно, размывает, ослабляет русский этнос и российский суперэтнос. Можно говорить о процессе, аналогичном процессу "утечки мозгов", – об "утечке женщин". По данным Министерства юстиции США, за последние 12 лет только в эту страну по визам невест выехало 75 тысяч россиянок[6].

В своей статье мы попытаемся рассмотреть развитие процесса брачной миграции в настоящее время и его факторы, опираясь на такие группы источников, как научные исследования, косвенно затрагивающие проблему; документы личного происхождения (письма); рекламные буклеты международных брачных агентств; периодика. Также попытаемся дать своё объяснение этому культурному феномену.

Можно утверждать, что к концу 20 в. женская брачная миграция увеличивается, поиск иностранных брачных партнёров институциализируется. Какие факты позволяют нам это утверждать? – Возникли в последние 3-4 года и существуют многочисленные сайты международных знакомств в Интернет. На рубеже 20-21 в. в столицах и российской провинции значительно число клубов международных знакомств со стажем работы 8-5 лет (самому первому – 15 лет), и оно растёт, их объявления всё чаще встречаются в прессе. Культурная новация распространяется и в провинциальной "глубинке": в 2002 г. газета "Из рук в руки" сообщила, что в Ульяновске открылось региональное отделение международной службы знакомств "Глаза в глаза" (существует с 2000 года). Услуги агентств и клубов адресованы женщинам: "Вы мечтаете о настоящей любви, но… на работе женский коллектив. Вы слышали о счастливых знакомствах через ИНТЕРНЕТ, но… плохо представляете себе, что это такое. Приходите к нам!". Судя по тому, что информация о клубах в СМИ публикуется всё чаще, их количество растёт и свою деятельность они расширяют.

Какими фактами подтверждается повышенный интерес российских женщин к браку с иностранцем? – Сотнями-тысячами исчисляется количество российских женщин-заявителей. Так, на сайте клуба French Romance (Санктпетербургский филиал) в феврале 2002 г. было помещено 6000 объявлений от женщин из России. Московское агентство международных знакомств "Кананит" в ответ на письмо автора статьи сообщает, что на одно объявление гражданина США, размещённое в российских региональных газетах, пришло более 500 писем от женщин России[7] . Из письма от русского мужчины из Лондона, который предлагает своё посредничество в поисках брачного партнёра: "Также хочу обратить Ваше внимание на один момент, что газета "Loot", куда Вы подали объявление, является газетой бесплатных объявлений и её не читают представители обеспеченных слоёв Англии. Я же иногда читаю эту газету, потому, что лишний раз хочу убедиться в том, что у наших девушек, женщин интерес к браку с иностранцами не ослабевает, а только усиливается, т.к. количество объявлений из года в год растёт и впечатление такое, что буквально все женщины хотят уехать из бывшего Союза, не смотря на хорошее или плохое материальное положение, они ищут своё женское счастье вдали от Родины, где более-менее стабильно и спокойно. Это и понятно, т.к. все хотят быть уверенными в завтрашнем дне"[8]. Есть спрос на российских "невест". Чем это подтверждается? Агентство "Кананит" указывает в письме: "Сейчас у нас есть 1600 свежих (не старше 2 месяцев) объявлений граждан США, желающих познакомиться с россиянками". Из информационного письма клуба знакомств French Romance в Санкт-Петербурге: "Нам хотелось бы подчеркнуть, что членство в клубе является бесплатным только для женщин, но платным для мужчин Западной Европы и Америки"[9]. Из письма Марины Жерез (Марсель, Франция): "Я директор брачного агентства, общаюсь с французскими мужчинами каждый день, и могу с уверенностью утверждать, что интерес французов к русским растёт с каждым годом, сейчас здесь начинается бум международных брачных агентств, потому как спрос огромен"[10].

Каковы направления женской брачной миграции в начале 21 века? "…максимальное число "импортно-ориентированны" наших соотечественниц выходят замуж за американцев, немцев и итальянцев: представители именно этих держав обращаются за невестами в наши службы знакомств. В Австралии девушки из России перестали пользоваться спросом, зато ожидается повышение наших котировок на рынке невест во Франции"[11], "Перепись населения Турции (2000 г.) показала наличие в стране многих смешанных семей турецко-русских", "Руководитель одной из строительных фирм в Москве … вернулся в родную страну с женой Натальей и дочерью Берной"[12] .

Каковы в настоящее время возрастные, образовательные и этнические характеристики женщин, вступающих в брак с иностранцами и выезжающими из России? По письмам женщин, вступивших в брак с иностранцами, в различные электронные журналы (http://www.newwoman.ru,www.russianwomenabroad.com и др.), их возраст трудоспособный и репродуктивный, в основном от 20-ти до 30-ти лет; по данным исполнительного директора программы социальной и психологической поддержки семей российских мигрантов О. Маховской, большинство – от 19 до 20-ти лет. Брачные мигранты по-прежнему имеют высокий уровень образования; абсолютное большинство – этнические русские и украинки.

Проанализируем факторы брачной миграции. Исследователи Тюрюканова и Цаллагова ещё в 1996 г. выделяли факторы социально-политические и экономические: "демократизация социальной жизни в стране…", "большая неудовлетворённость и неустроенность высокообразованных женщин в России", что, в свою очередь определяется "трудностями совмещения работы с домашними проблемами и воспитанием детей", "с усилением экономической дискриминации женщин на рынке труда, вытеснением их из высокооплачиваемых секторов"[13] ; развитие России в направлении открытого общества[14]. О кризисной экономической ситуации в современной России пишет в своей книге и Елена Соломон.

Можно проиллюстрировать действие экономического фактора на примере Ульяновской области – одного из самых бедных регионов России. По данным ВЦУЖ, Ульяновская область входит в группу регионов с низкообеспеченным населением[15] . Если в первой половине 1990-х в Поволжье (в т.ч. Ульяновскую область) непрерывно шли миграционные потоки русских из стран Ближнего Зарубежья, то с 1995 г. в Ульяновскую область миграционные потоки из-за неблагоприятной экономической ситуации начали снижаться, с 1998 г. из области наблюдается отток населения. "К нам не интересно приезжать, в нашу область, потому что у нас область экономически неинтересная для высококвалифицированных кадров. Потому что средняя зарплата у нас, если сравнивать со средней зарплатой по России, то она ниже, в Самаре – выше, в Нижнем – тоже выше. Очень большое количество у нас трудовых ресурсов, которые работают вахтовым методом (маятниковая миграция), и трудовая миграция. Уезжают на заработки и в Самару, и в Пензу, и в Москву строители. Какая у нас колоссальная утечка людей, которые получили образование здесь, но уехали за хорошими заработками!"[16]. Абсолютное большинство трудовых мигрантов составляют мужчины.

В качестве примера, раскрывающего действие экономического фактора брачной миграции, можно привести исследование Луняковой Л.Г. о современном уровне жизни количественно растущих семей одиноких матерей в России: "…подавляющее большинство обследованной совокупности семей одиноких матерей (до 90%) живёт за порогом бедности: средние душевые доходы этих семей существенно не дотягивают до величины ПМ…"[16].

Мы в своём исследовании выделяем и рассматриваем ещё ряд факторов развития брачной миграции – демографических, психологических и национально-культурных, которые не рассматривались другими исследователями этого культурного феномена.

Так, несомненно, массовому формированию браков российских женщин с иностранцами и брачной миграции из России способствуют демографические проблемы Западной Европы – падение рождаемости и увеличение средней продолжительности жизни, ведущие к старению и уменьшению численности коренного населения: "Французская национальная комиссия по проблемам старения населения в октябре 2000 г. констатировала, что женский генофонд в стране не обновляется и единственным выходом является увеличение иммиграции молодых женщин, способных к деторождению, преимущественно из России"[17]. Косвенным доказательством названного фактора служат строчки письма "русской жены" из Лондона: "И, как ни странно, такого внимания со стороны мужчин, как здесь, в России у меня никогда не было! А может быть, секрет в том, что преобладает мужская часть населения?"[18] .

Важнейшим фактором женской брачной миграции являются демографические проблемы самой России. Абсолютное большинство российских исследователей определяет демографическую ситуацию, сложившуюся в России на рубеже веков, как глубокий демографический кризис: "Второй раз в российской истории 20 века в стране происходит значительная абсолютная убыль населения (первый раз приходится на годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.): …устойчивая тенденция существенного превышения числа умерших над числом родившихся (15,3 и 8,7 на 1000 человек в 2000 году соответственно); …самая высокая в Европе смертность среди мужского населения в возрасте 20-55 лет; …сокращение числа браков при росте числа разводов…"[19]. Как утверждает И Гундаров, главная причина демографической катастрофы, связанная с началом либеральных реформ в России, – духовное неблагополучие, потеря смысла жизни, социально-экономический стресс[20] . Этими причинами объясняют социологи всплеск суицидов, констатируя в России 1990-х суицидальную сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста: "После 1991 г. всё большее число самоубийств приходится на мужчин цветущего, работоспособного возраста в 30-59 лет"[21]. Демографическая статистика объясняет и этнические параметры женской брачной миграции: быстрее всего вымирает население регионов России, где преобладают русские. Самые демографически неблагоприятные регионы расположены в центральной части России – Тверская, Тульская, Псковская, Ленинградская, Новгородская, Ивановская, Смоленская, Рязанская, Ярославская, Владимирская области[22]. По предварительным данным переписи 2002 г., в России мужчин на 10 млн. меньше, чем женщин[23] .

Ульяновская область также относится к неблагополучным в демографическом плане регионам: с 1 января 1995 г. до октября 2002 г. численность постоянного населения снизилась с 1 492 3ОО человек до 1 млн. 382 300 чел. Высокий уровень смертности. Гендерная асимметрия по переписи 2002 г. предстаёт в соотношении 54% (женщины) к 46%. По данным областного Управления по труду, в 2000-2001 гг. наблюдался рост числа малодетных семей и низкий уровень регистрируемой брачности. Число заключаемых браков с 1991 по 2001 г. снизилось на 27%. За это же период число разводов увеличилось на 6,7%. В целом по области на 1000 образовавшихся брачных пар приходится 525 расторгнутых. На 1 января 2001 г. мужская смертность в трудоспособном возрасте превосходила женскую в 5 раз. У русских Ульяновской области смертность выше, чем у других этносов. Прогноз ульяновских демографов: "Неблагоприятные тенденции в смертности будут определять всё большее превышение численности женщин над численностью мужчин. Увеличение дисбаланса в распределении населения по полу может неблагоприятно отразиться на числе браков, рождений…"[24].

По нашему мнению, сокращение численности и постоянно растущий дисбаланс по полу, отчасти обусловлен национально-культурными особенностями России: небережливым отношением как к природным, так и к человеческим ресурсам, что показали все войны 20 века, в которых участвовала Россия (Первая мировая, Гражданская, финская, Вторая мировая, афганская и чеченская) и сталинский геноцид. Эти события всегда сопровождались огромной убылью в основном мужского населения России, причём гибель сотен, тысяч и миллионов граждан не воспринималась обществом в культурном плане как катастрофа. Итак, демографическая ситуация и демографические проблемы Западной Европы и России являются важнейшим фактором женской брачной миграции из России, заключения браков с иностранцами.

Мы выделяем психологические и национально-культурные факторы. В контексте проблемы женской брачной миграции весьма значимы результаты исследования моделей поведения женщин советского и постсоветского периодов, проведённое С. Барсуковой. Как показало исследование, в общественное сознание постсоветского общества внедрялись два наиболее привлекательных женских образа: женщины-предпринимателя и жены "нового русского". При этом "Движение к образу женщины-предпринимателя для многих российских женщин оказалось проблематично и нежелательно. Многие российские женщины этот образ отторгли по причине их сдержанного отношения к ценностям феминистского толка"[25]. В то же время, как мы предполагаем, внедрение в общественное сознание образа жены "нового русского" сыграло не последнюю роль в увеличении числа российских женщин, желающих вступить и вступающих в брак с иностранцем с последующим отъездом из России, ибо "новых русских" значительно меньше, чем женщин, желающих стать их жёнами.

В контексте проблемы женской брачной миграции из России весьма значимы результаты кросс-культурного исследования стереотипов женского поведения в США и России, проведённые психологами О.В. Митиной и В.Ф. Петренко. Они показывают: "Наиболее предпочтительным для российских женщин является выйти замуж за человека более высокого социального статуса, и чуть меньше – за простого человека, хорошего хозяина, живущего "земными" проблемами. В этих сценариях замужества просматривается желание найти в браке безопасность, стабильность, гарантированный жизненный уровень либо за счет более высокого статуса мужа, либо за счет того, что он сам будет решать все эти вопросы"[26]. Если связать эти установки с внедрённым в общественное сознание образом жены "нового русского", а также с демографическими проблемами России, то вполне объяснимо, почему "Многие наши соотечественницы считают брак с иностранцем единственной возможностью попасть в "капиталистический рай", избавиться от проблем и трудностей российской действительности и мечтают о принце на белом "мерседесе", который может составить счастье любой женщины"[27]. По исследованию И.В. Руппиевой: "Такой брак соотносится с представлениями о "богатстве", "покое", с возможностью избавления от российских проблем (Что здесь, в России, делать, да?) Отсюда рекомендации: "изучай иностранный язык", "поступай на факультет иностранных языков", а затем – "интернет, поездка за границу – и будешь жить припеваючи, как сыр в масле кататься"[28].

Для части российских женщин постсоветского общества образ женщины-предпринимателя всё-таки оказался приемлемым, но, как ни странно, сегодня основными клиентками столичных международных брачных агентств являются успешные в профессиональном отношении женщины, с высоким социальным статусом[29]. По нашему мнению, эта ситуация объясняется психологическими, национально-культурными причинами. Как показывает исследование известного московского психотерапевта Н. Нарицына, личная жизнь деловых женщин (он пишет о так называемых бизнес-леди), успешных в профессиональной сфере, чаще всего складывается несчастливо. Им чрезвычайно трудно найти партнёра для брака. Российская деловая женщина практически всегда уже побывала замужем, "…деловой женщине приходится проявлять качества лидера, …она и в личной жизни становится таким же лидером, … что не всякому мужчине по нраву. … мужчины часто такой женщины просто боятся"[30]. Профессиональный опыт Н. Нарицына позволяет утверждать, что мужчины с социальным положением, соответствующим деловой женщине, чаще всего женятся на молоденьких симпатичных девушках, не слишком обременённых интеллектом, "…такие мужчины просто сторонятся умных женщин. У них и так огромная эмоциональная нагрузка, частые депрессии… И такому мужчине хочется иметь рядом с собой не только привлекательную женщину, а миленькое молоденькое созданьице, которое будет постоянно улыбаться и хихикать, поскольку в силу своих невысоких интеллектуальных способностей не видит всех тех проблем, которые понятны ему. И под это щебетанье он станет просто отдыхать… А женщина, равная ему по интеллекту, не только видит все проблемы, но и ещё укажет мужу на дополнительные, и жизнь превратится в сплошное решение проблем…"[31].

Не только женщины-предприниматели, т.н. бизнес-леди, в России испытывают подобные проблемы. Ещё в 1995 г. "Аргументы и факты" опубликовали интервью с директором Русского института семьи Т. Шкуновой: "Был такой любопытный заказ из Америки: нас попросили выяснить профессиональный портрет одиноких русских женщин. И знаете, что "нарисовалось"? Оказывается, самые лучшие наши женщины – умницы, красавицы, здоровые, интеллигентные – часто остаются одинокими и не имеют потомства. А это, несомненно, ухудшает генофонд нации. …Понимаете, интеллект и житейская "бабья" мудрость – это разные вещи. Последней как раз чаще обладают женщины менее самостоятельные, готовые спрятаться за мужчину. Те же, которые чувствуют больше уверенности в своих силах, имеют и более высокие запросы, и меньше боятся остаться одинокими"[32].

Иными словами, большинство российских мужчин, также как и многие российские женщины, сдержанно или негативно относится к "ценностям феминистского толка". Проблема усугубляется демографической ситуацией в России, и феминизированным женщинам трудно устроить личную жизнь.

Судя по письмам женщин, вышедших замуж за иностранцев, не все из них в России были совершенно одинокими, но многих не привлекали российские мужчины в качестве мужей: "…как и многие девушки, я отчаялась найти достойного спутника жизни в своей родной стране"[33]. Елена Никитина (Швейцария) в своём письме пытается вывести на уровень обобщения все претензии, которые предъявляет русская женщина, уехавшая за границу, к русскому мужчине: "Но, к сожалению, в нашем Государстве отношение мужчин к женщинам, в основном, очень примитивно, эгоистично и унизительно. Уже в детстве мужчин учат презирать женщину, они вырастают, превращаются внешне во взрослых людей, но остаются на уровне развития всё тех же 10-летних мальчиков… Я думаю, что многие уезжающие за границу женщины …едут в прекрасное Будущее, где можно опять стать Женщиной, воспитывать в безопасности своих детей и любить Человека, который женится на ней, а не мучает неопределённостью отношений, не ест и не пьёт за её счёт, не спит с ней "за просто так", то исчезая на неопределённое время, то появляясь опять, если ему от неё что-то опять нужно! Я думаю, что Отъезд, …Исход… уже вышедших замуж, или мечтающих о замужестве с иностранцем русских женщин, это ни что иное, как Вызов русскому Мужчине вообще. Потому что, в сущности, и на самом деле – никакой он не Защитник, не Хозяин и не Любимый. В нашей стране правят Мужчины, и они предают своих русских женщин на каждом шагу в государственном масштабе и в частных случаях"[34] . Елена Соломон, обобщает собственный и чужой опыт в разделе "Прежде чем начать": "Наши российские мужчины снискали себе всемирную славу своим безудержным пьянством. …В России, если твой муж не пьёт – он уже почти что ангел, только без крыльев; даже при полном отсутствии других достоинств иметь непьющего мужа рассматривается как редкая удача. Кроме пьянства, наши мужчины имеют много других милых черт – лень, непостоянство, отсутствие стремления к саморазвитию – всё то, что женщины описывают как "русские мужчины ужасны". Плюс всё остальное, вытекающее из позиции "Курица не птица". (Естественно, не все русские мужчины таковы – далеко не все! – но почему-то те, кто являются счастливыми исключениями из правил, обычно уже женаты…)[35]. Собственно, Соломон сама объясняет последнее замечание демографической ситуацией: "Недостаточное количество мужчин брачного возраста в России". Кроме того, в России, как показывают исследования И. Кона, "…над нами довлеют довольно патриархальные представления. У женщин они вообще остаются прежними: мужчина должен быть кормильцем"[36].

С другой стороны, почему столичные женщины, успешные в профессиональной сфере, с высоким социальным статусом (следовательно материально обеспеченные) готовы отказаться от своей карьеры и социального статуса, но приобрести мужа? По нашему мнению, это также объясняется национально-культурными особенностями и подтверждается исследованиями: "с точки зрения россиянок, женское счастье особенно полно может быть реализовано в семье"[37]. Подтверждением служат строчки письма "русской жены" из США: "Я говорю про тех женщин, которым 30, за тридцать, 40 и т.д. Разведены или одиноки, почти все с образованием… Годы идут в одиночестве, молодость проходит, красота увядает…, но главное – хочется, чтобы рядом был человек. Которому ты нужен… Опора нужна, мы же всё-таки женщины!!!" [38].

Одним из факторов развития феномена женской брачной миграции является "спрос" на российских жён: "В Америке есть пословица: "Рай – это американская зарплата, русская жена, английский дом и китайская пища". Русские женщины в мире по популярности могут сравниться разве что с русской водкой"[39]. В публикациях на тему браков с иностранцами, письмах в Интернет и личной переписке авторов статьи с российскими женщинами за границей продолжает звучать идея, что российские женщины привлекают иностранных мужчин не только своей внешностью (общепризнанно, что женщины из России очень красивы), но и своей бедностью, скромностью в запросах, неприхотливостью, что позволит их поразить самым средним уровнем западной жизни. Возможно, так и было в самом начале массового процесса брачной миграции. Сейчас ситуация немного изменилась. Экономический аспект остаётся, но он уже не главный и не основной. Можно согласиться с О.Маховской, которая утверждает: "Женская "брачная" эмиграция в страны дальнего зарубежья больше не имеет "колбасной", то есть экономической, подоплеки"[40].

Сохранение спроса на российских (русских)[41] невест, по нашему мнению, объясняется и другими причинами: сдержанным отношением большей части российских женщин к феминистским ценностям, что является привлекательным качеством для части мужчин из Западной Европы и США. Как утверждают специалисты в сфере международных знакомств, а также как показывают письма женщин в электронные журналы и на различные форумы в Интернете, иностранные партнёры ищут в России женщин, ориентированных на семью, тех, которые хотят быть домохозяйками. Из информационного письма клуба знакомств French Romance в Санкт-Петербурге: "…они ищут спутницу жизни до 35-40 лет, имеющую не более одного ребёнка". Директор брачного агентства "ОТТО" В. Семёнов на вопрос о том, какое значение имеет для иностранцев образование наших женщин, ответил: "Конечно, желательно, чтобы женщина была неглупа, образованна. Но …слишком умные, деловые, с феминистским налётом дамы редко находят здесь свою судьбу. Когда у женщины два высших образования, я вообще прошу об этом не упоминать в анкете"[42] . Из статьи Анатолия Неверова на форуме в Интернете: "Имейте ввиду: факт, что Вы – доктор наук и имеете два высших образования, ни в коей мере не добавит Вам привлекательности в глазах западного мужчины. Скорее наоборот. Так что крепко подумайте, стоит ли упоминать об этом в Вашей анкете. А вот наличие у Вас детей ни в коей мере не оттолкнёт мужчину от Вас, наоборот – во многих случаях этот факт добавит Вам привлекательности"[43]. Из письма Алёны (США): "Многие американские мужчины не любят феминисток. Женщины из Азии и Восточной Европы пользуются популярностью именно из-за имиджа такой традиционной домашней женщины, которая будет сидеть с детьми, готовить ужин"[44]. Из письма Лены (США): "Для американца русская женщина – это, самое главное, женщина без амбиций. …Они считают, что такая женщина уделяет больше внимания семье, мужу. … Американки очень амбициозны, высокомерны… Для них главное – это карьера, а не семья"[45]. Из письма Марины Жерез (Марсель, Франция): "Я директор брачного агентства, общаюсь с французскими мужчинами каждый день… Я задаю им часто вопрос: почему не француженки? В ответ слышу один и тот же ответ: я устал от француженок, они становятся как мужики в прямом и переностном смысле слова: теряют интерес к своей внешности, как только они встречаются с мужчиной или выходят замуж, у меня часто ощущение, что они не нуждаются в мужчине рядом с собой, а как хочется быть женатым на истинной женщине, умной и нежной, со своим характером и интересами, но которая нуждается в мужском плече". Это не мои слова. Но они отражают частично реальность"[46]. Как сложился такой имидж российских женщин?

По нашему мнению, одна из причин – закрепившийся в сознании самой российской культуры и других культур женственный образ России. История формирования этого образа прослеживается в исследованиях О.М. Здравомысловой[47] и О.В. Рябова[48]. О.М. Здравомыслова прослеживает развитие женственного образа России в работах русских философов и историков 19 века, западников и славянофилов, Н. Данилевского, В. Соловьёва, В. Розанова. О.В. Рябов рассматривает формирование гендерных характеристик России и российской нации как "страны-матери", "страны-женщины", "жены западного человека-мужчины" в западной историософии (по работам В. Шубарта, С. Грэхема, О. Шпенглера). Таким образом, привлекательный для мужчин западных культур современный имидж российской женщины как воплощения традиционной женственности, имеет в своей основе глубокие исторические и интеллектуальные корни. Востребованность русской женщины в качестве жены базируется на концепциях русской природности и эмоциональности, которая уравновешивает западную рациональность; на таких характеристиках "русскости" как открытость, душевность, мягкость, миролюбие, уживчивость, покорность власти, терпеливость. "Подтекст рассуждений западных авторов о русской женщине таков: "наши", европейские, феминистки требуют изменения "статус-кво", мотивируя это высоким уровнем своего личностного развития. А вот есть такая женщина – русская, есть такое место не земле – Россия, где женщины нисколько не уступают западным сёстрам, но при этом остаются женственными и милыми существами и не стремятся к равноправию "по-феминистски"[49].

Каковы характеристики иностранных брачных партнёров? Из информационного письма клуба знакомств French Romance в Санкт-Петербурге: "…мы хотели бы объяснить, что по нашей статистике мужчины-клиенты Клуба – это, в большинстве своём, состоятельные и надёжные люди, средний годовой доход которых составляет 80 000 долларов". Судя по документам личного происхождения, основной возраст иностранных мужчин от 30-ти до 50-ти лет, многие в возрасте от 40 до 50-ти разведены, имеют, как правило, взрослых детей. Это мужчины среднего достатка. "В моём окружении много очень много англичан-бизнесменов, которые проявляют очень большой интерес к знакомству с девушками-женщинами из бывшего Союза для дружбы и более"[50]. Из письма Татьяны Фолле, которая в возрасте 30-ти лет обратилась в брачное агентство: "И пошли письма… но – не много, и всё больше от "дедов", хотя в графе "возраст" я указывала "не старше 40"… Мне понравился возраст, указанный в письме – 33 года. Это был самый молодой мужчина, написавший мне" . Из письма Марины Жерез (Марсель, Франция): "Знаете, контингент клиентов моего агентства очень избран, это интересные привлекательные мужчины с хорошей экономической ситуацией, в большинстве своём разведённые"[51].

Как же совмещаются, на первый взгляд, парадоксальные вещи: иностранные партнёры ищут в России женственных, "традиционных" жен, а в России активизируются в поисках иностранных мужей наиболее самостоятельные, образованные, феминизированные женщины? На наш взгляд, парадокса здесь нет: во-первых, можно предположить, что самые феминизированные российские женщины всё-таки менее феминизированы, чем западные; во-вторых, можно утверждать, что даже у самой феминизированной россиянки в иной, незнакомой социокультурной среде, где иностранный муж является единственным близким человеком, самоуверенность, амбиции неизбежно снижаются.

Таким образом, можно утверждать, что культурная новация – массовые браки российских женщин с иностранцами и отъезду из России в постсоветскую эпоху определяется целым комплексом причин: проблемы российского общества – экономические, социальные, демографические; российские национально-культурные особенности; демографические проблемы стран Западной Европы; психологические и культурные потребности и запросы части мужчин западного общества; наконец, это возможности, которые предоставляет открытое общество.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: практически сформировалась новая модель адаптации женского населения России к изменившейся окружающей среде (социально-природному комплексу). С точки зрения теории адаптации (Э.С. Маркарян)[52], брак с иностранцем и отъезд из России является новой моделью адаптации женского населения к изменившимся условиям в процессе жизнеобеспечения. Уникальность этой модели состоит в том, что часть женского населения России в целях самосохранения и воспроизводства в лучших условиях, отказывается от адаптации в своей изменившейся социокультурной среде, предпочитая освоить новое культурное пространство и адаптироваться в иной социокультурной среде. С т.з. концепции Э. Шилза о "центральной зоне" культуры[53] , новая модель всё-таки определяется "центральной зоной" российской культуры: высокий престиж для женщины замужества и семьи плюс патриархальность российской культуры, которая "выталкивает" из круга внимания российских мужчин наиболее феминизированных женщин.

Положительная динамика брачных агентств, знакомств и заключённых браков позволяет утверждать, что культурная новация является процессом и имеет тенденцию к закреплению в культуре как традиция. Для России этот процесс при дальнейшем развитии может иметь несколько следствий: а) некоторое выравнивание демографического дисбаланса между женским и мужским населением за счёт оттока женского населения; б) значительная потеря национального генофонда; в) ослабление жизненных сил русского суперэтноса и славянской метаэтнической общности.

Какие следствия может иметь этот феномен для тех стран и культур, куда устремляются российские женщины в качестве жён? В какой-то мере на этот вопрос помогут ответить исследования по адаптации и национальной идентичности российских женщин и их детей в новом культурном пространстве.

 

 

[*] к.и.н., доцент кафедры культурологии Ульяновского государственного университета
[**]ассистент кафедры культурологии Ульяновского государственного университета, аспирантка
[1] < Тюрюканова Е.В. Миграция женщин из России: ещё одна "стратегия успеха"? //Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. С. 84-103.
[2] Цаллагова И.В. Вопросы женской миграции в средствах массовой информации //Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. С. 25-256. 
[3] Невесты на экспорт //Аргументы и факты. 2001. № 44 (1097), ноябрь. С. 12. Корецкий А. Турция: растёт население страны //Азия и Африка сегодня. 2001. № 5. Хотенко Т. Русская жена глазами иностранца //COSMOPOLITAN. 2001, сентябрь. С. 117-119. Нина Никитина. В поисках заморского принца //Крестьянка. 2000. № 8 и др. 
[4]http://www.zamuzh.com/buk/infoduc/index.html 
[5] Слука А.Е. Демографические проблемы Западной Европы //Современная Европа. – 2000. № 4. С. 93-99. Стариков Е. Россия: "время лемминга" (Особенности национального суицида) //Наш современник. – 2001. – № 11. С. 187-194. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. Титова Т.А., Столярова Г.Р. Динамика этнически смешанной брачности в Казани на рубеже XX-XI вв.//Актуальные проблемы этнической и религиозной толерантности народов Поволжья: Тезисы докладов научно-практической конференции. СамГПУ, 2002. и др. 
[6] Коныгина Н. Замуж за иностранцев выходят не из-за денег http://www.izvestia.ru/community/article29256 
[7] Письмо, адресованное Анашкиной Г.П. от 18. 09.01 г. 
[8] Письмо, адресованное Анашкиной Г.П. от 16.09. 02 г. 
[9] Письмо, адресованное Анашкиной Г.П. Октябрь 2001 г. 
[10] http://www.newwoman.ru/letter021100.html 
[11] Невесты на экспорт //Аргументы и факты. 2001. № 44 (1097), ноябрь. С. 12. 
[12] Корецкий А. Турция: растёт население страны //Азия и Африка сегодня. 2001. № 5. 
[13] Тюрюканова Е.В. Там же. 
[14] Цаллагова И.В. Там же.
[15] //http: /www.trud.ru/01_Today/07/200202070230601.html
[16] Интервью главного специалиста Ульяновского Областного Управления по труду 
[16] Интервью главного специалиста Ульяновского Областного Управления по труду Кравченко А.П. 18 октября 2001 г. 16 Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей //Социол. исслед. – 2001. – № 8. С. 95. 
[17] Слука А.Е. Демографические проблемы Западной Европы //Современная Европа. – 2000. № 4. С. 93-99. 
[18] Замуж за рубеж. № 287, 19 марта 2001 г. http://www.newwomen.ru 
[19] Ивахнюк И.В. Международная миграция в контексте демографического развития России http://www.actyaries.ru/fscr/scienceconf/2001/nov23/27f.html 
[20] Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. 
[21] Стариков Е. Россия: "время лемминга" (Особенности национального суицида) //Наш современник. – 2001. – № 11. С. 187-194. 
[22] Трудные роды //Профиль. 2002. № 13, 1 апреля. С. 81. 
[23] Аргументы и факты. – 2003. № 18. С. 5. 
[24] Интервью главного специалиста Ульяновского Областного Управления по труду Кравченко А.П. 18 октября 2001 г. 
[25] Барсукова С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество //СОЦИС. – 2001. – № 2. С. 75-82. 
[26] Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (Россия-США) //Вопросы психологии. – 2000. – № 1. 
[27] Митина О.В., Петренко В.Ф. Там же. 
[28] Руппиева И.В. Главное – чтобы тебя любили (к изучению современных моделей брачного поведения) //Мифология и повседневность. Гендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции 19-21 февраля 2001 года: СПб.: Алетейя, 2001: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук 2001, – 400с. С. 290-297. 
[29] Никитина Н. В поисках заморского принца //Крестьянка. 2000. № 8. 
[30] Нарицын Н.Н. Ты и Я, Я не Ты. – М.: Махаон, 2001. Гл. 2. С. 169. 
[31] Нарицын Н.Н. Там же. С. 175. 
[32] Великанова О. Как найти мужа (беседа с Т. Шкуновой) //Аргументы и факты. – 1995. № 756 (15), апрель. С. 9. 
[33] Замуж за рубеж. № 324, 9.08. 2001 г. http://www.newwoman.ru 
[34] Замуж за рубеж. № 302, 10 мая 2001 г. http://www.newwoman.ru
[35]Елена Соломон. 101 совет как выйти замуж за иностранцаhttp://www.zamuzh.com/buk/infoduc/index.html 
[36] Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Альма Матер /Вестник высшей школы. – 2001. № 11. С. 40. 
[37] Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (Россия-США) //Вопросы психологии. – 2000. – № 1. 
[38] Хочешь уехать? Прочти это! Письмо участникам форума "Замуж за рубеж" № 291. 2 апреля 2001. http://www.newwoman.ru/zamuzh.html
[39] Хотенко Т. Русская жена глазами иностранца //COSMOPOLITAN. 2001, сентябрь. С. 117-119. 
[40] Коныгина Н. Замуж за иностранцев выходят не из-за денегhttp://www.izvestia.ru/community/article29256 
[41] "Для американцев, которые в лингвистические вопросы не вдаются, понятия "русская женщина" и "женщина из России" означает одно и то же. Я спрашивала, они не понимают, чем одно отличается от другого" //Письмо Лены (США), адресованное Анашкиной Г.П. от 29 сентября 2002 г. 
[42] Никитина Н. В поисках заморского принца //Крестьянка. 2000. № 8. 
[43] Анатолий Неверов. Кого ищут западные женихи.http://well.com.ru/abc/article.phtml?id=30. 
Анатолий Неверов: вёл активную деятельность за чистоту международных знакомств от жуликов-индивидуалистов, а также от организованных бандитских группировок, которые занимаются вымогательством денег у доверчивых иностранцев. Помог создать рассылку "Истории знакомств и Рассказы о загранице". 
[44] Хочешь уехать? Прочти это! Письмо участникам форума "Замуж за рубеж" № 291. 2 апреля 2001. 
[45] Письмо, адресованное Анашкиной Г.П. от 29 сентября 2002 г. 
[46] http://www.newwoman.ru/letter021100.html
[47] Здравомыслова О.М. Русская идея: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России //ОНС. – 2000. – № 4. 
[48] Рябов О.В. "Mother Russia": гендерный аспект образа России в западной историософии //ОНС. – 2000. – № 4.
[49] Там же. С. 119.
[50] Письмо Михаила, адресованное Анашкиной Г.П. от 18. 09.01 г. 
[51] Татьяна Фолле, Нормандия (Франция). Привет из французской провинции!http://www.russianwomenabroad.com Понедельник, 3 февраля 2003. 
[52] Культура народа непосредственно связана с внешней окружающей средой, является основным механизмом, посредством которого общество адаптируется к окружающей среде. Адаптация – это процесс установления способов выживания в окружающей среде. В культуре содержатся адаптационные поведенческие модели. Внутри культуры, которая по каким-то причинам перестала удовлетворять потребности жизнеобеспечения, возникают "культурные мутации" – новшества. В культуре закрепляются только те новые поведенческие модели, которые являются адаптивными к изменившейся окружающей среде. Окружающая среда в российской этнической экологии понимается как социально-природный комплекс. Следовательно, адаптация к окружающей среде является процессом приспособления к природной и социальной среде обитания. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации её общих и локальных проявлений //Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. – Ереван, 1978. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 
[53] Согласно данной концепции, общество имеет центр. Он представляет собой "центральную зону" в структуре общества. Центр, или "центральная зона" – как бы в свёрнутом виде ценности и верования данного общества. Именно "центр" упорядочивает символы, ценности и верования. Именно он определяет природу сакрального в каждом обществе. Центр является, кроме того, средоточием в свёрнутом виде действий членов общества. Он представляет собой структуру активности (деятельности), ролей и институций. Это те роли и верования, которые являются для данного общества основными. См.: Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985.