Первородный грех и проблема происхождения минората.

Миноратом обычно именуется обычай передачи имущества (чаще всего отцовского дома) не старшему сыну, как принято, а младшему (или вообще родственнику). Многочисленные случаи подобного права в Европе, Южной и Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, а также Африки приводятся Фрезером [1]. Так, царь Давид был младшим сыном Иессея. Исаак оттеснил от наследования старшего сына Авраама от Агари Измаила. Иаков обманом выманил право первородства и благословение отца у своего брата-близнеца Исава. По мнению Фрезера и Иосиф, а не Вениамин мог первоначально быть младшим сыном Иакова[2] . Можно обратить внимание и на то, что вторым сыном Адама и Евы является убитый Каином Авель. Явное предпочтение младшеньким оказывает библейский Исаак, благословляя Ефрема вместо старшего Манассии у Иосифа. Упомянут в Библии и странный эпизод со старшинством близнецов у Фамари – невестки Иуды, когда высунувший руку младенец родился не сразу[3] и т. д. Не были первенцами также библейские Сиф, Авраам и Соломон.

При этом необходимо обратить внимание, что в мифах древности очень часто встречается обычай избавления от первого ребенка. Чаще всего это мальчики, очень редко – девочки. Последнее, скорее всего, связано с тем, что девочек реже подбирали в качестве подкидышей. В словаре «Мифология» (1) отмечено всего два таких случая: 1) выжила амазонка Аталанта и 2) ассирийская Семирамида, оставленная в горах и происходящая от богини Деркето. В ряде случаев минорат связывается у Фрезера с обычаем вторичного рождения[4] .

Практически постоянно в мифах встречаются упоминания о происхождении героев от известных богов или реже демонов. В некоторых случаях (для солидности?) к известному отцу прибавлен в качестве предка еще и бог (см. происхождение греческого Тезея и даже Геракла). С одной стороны предок-бог может быть просто отражением культа предков, развивающимся впоследствии в стройную систему религии.

Но с другой стороны: почему в качестве предков выбраны боги? Возможно, это не только желание объяснить нежеланную беременность, от которой в древности не умели как следует предохраняться. Не есть ли это отголосок языческого обычая сексуальной распущенности во время определенных праздников, которые сохранились кое-где еще и в средневековье, в т. ч. даже на Руси? Если это так, то по именам богов вполне можно было бы устанавливать время рождения героев (ср. месяц посидейон у греков), добавив 9 месяцев со времени зачатия. На Руси ведь тоже до революции количество рождений было довольно строго приурочено к отдельным месяцам (известно, что свадьбы крестьяне играли после уборки урожая). Тот же обычай первой брачной ночи у средневековых сеньоров Западной Европы вполне вписывается в данную традицию, как также и обычай «посвящать богу» первого ребенка – мальчика в Карфагене с целью ограничения численности населения колонии.

Если некая Европа родила от Зевса аж трёх сыновей, а потом вышла замуж за Астерия, то только наличием подобного обычая можно объяснить желание отцов передать имущество второму (младшему) сыну, который-то уж точно появился во время брака. Высказывания же Фрезера на этот счет о том, что младший сын остается наследником, потому что старшие уже выселились, представляются несколько искусственными или же развившимися в более поздний период. Не потому ли и Гераклу суждено было появиться на свет после своего родственника – царя Эврисфея из рода Персея. С другой стороны Геракл обязан быть старшим по отношению к своему брату-близнецу Ификлу. Очень интересны скифские предания, сохраненные греками. Царем скифов становится Колаксай – младший из трех сыновей Таргитая, либо же Скиф (тоже часто выступающий как младший ребенок и являющийся сыном Геракла). Любопытно, что и библейский Сим выступает то как старший, то как младший сын Ноя[5] . Восьмым (последним) сыном был и индийский Кришна. Он и убил злого Кансу (Кроноса?).

Со слов Геродота[6] известно описание «священной проституции» в Вавилоне, да и у некоторых палеоазиатских народов женщина уже родившая детей ценилась много выше, чем еще не рожавшая. Что, если подобные обычаи раньше были всего лишь отражением испытания женщины на плодовитость? Только впоследствии они могли несколько измениться – достаточно вспомнить библейские истории о Сарре и Агари и о «соревновании» Лии и Рахили в количестве произведенных детей совместно со служанками. Дитя, рожденное от наложницы, но принятое на колени жены уже могло считаться членом патриархальной семьи. Ряд сходных обычаев усыновления у некоторых современных племен описан также Фрезером. Вспомним, что и Геродот неодобрительно отзывался об обычаях ряда народов по поводу добрачных связей женщин. С другой стороны некоторым жрицам в древности иметь детей запрещалось (может быть, чтобы не возникало проблем с наследниками?). Это сравнимо с более поздними весталками в Риме, которым однако не воспрещалось выходить замуж, после окончания служения богине Весте. Геродот[7] с осуждением сообщает также, что в обычаях фракийцев не было сохранения целомудрия у девушек, а только обычай сохранения верности у замужних женщин. У него же [8] упоминается принятое на Кавказе открытое совокупление как у скота.

С другой стороны в мифах встречается один и тот же сюжет о подкидыше, выловленном из реки. Так, из реки выловлен индийский Карна, библейский Моисей и легендарный аккадский царь Саргон. Складывается впечатление, что все они обязаны своим происхождением одному общему источнику с Ближнего Востока и связаны с вышеприведенным обычаем. Более того, не одна и та же река имеется в виду? Тот же Карна рожден был от бога Сурьи, который снова сделал его мать девственницей. Не в этом ли был первоначальный смысл легенды о рождении Христа и непорочном зачатии, который был переделан в угоду христианству? Ведь и избиение младенцев в Библии Иродом всего лишь очень похоже на принесение их в жертву безжалостному божеству в том же Карфагене. Учтем, что зачатый во время религиозных оргий ребенок не считался зазорным, а скорее богом данным. Библейский Моисей, кстати, тоже младший ребенок, тогда как его брат Аарон – старший по возрасту, но не главный в исходе евреев из Египта. У греков Гектор – старший, а Парис – второй ребенок Приама, хотя и не младший.

Понятие же о девственном (непорочном) зачатии сложилось, вероятно, на почве магических обрядов при помощи которых женщины старались избавиться от бесплодия (использование магически – плодотворящей силы камней и т.п. [9] . Но вряд ли конечно наши предки (в отличие от многих «просвещенных» современных учащихся) не знали, откуда берутся дети. Даже в средневековье «непорочное зачатие», мягко говоря, вызывало скепсис и у некоторых фанатиков веры. А культ фаллоса – лингама в древности?

Интересно, что сказки многих народов, видимо, сохранили пережитки минората. Так, героем ряда из них непременно является младший, а не старший сын (в качестве разновидности сюжета – младшая дочь). Иван Дурак непременно третий, самый младший брат[10] . Эту же особенность богатыря-змееборца отметил также Л.Г. Бараг[11] . Он же подчеркнул, что у восточных славян он является сыном собаки (низкое происхождение!). Младший сын герой част в сказках индоевропейских и алтайских (башкиры, монголы, корейцы) народов. Очень часто младшему герою присущ также мотив гибели и последующего возрождения. По монгольскому праву владетелем отцовского улуса считался младший сын, т.к. именно младшего следовало обеспечить [12]. Есть этот пережиток и у современных шерпов. Так, первый покоритель Джомолунгмы упоминает, что у этого народа младший сын наследует больше имущества, чем старший. Это же относится у них и к девочкам![13] .

Собственно и миф о смене поколений богов у греков основан на все том же доминировании младшего сына. Младшим сыном Крона является Зевс, захвативший власть на Олимпе. Да и сам Крон прервал плодовитость своего отца Урана, будучи младшим ребенком среди титанов! Любопытно, что если вторичное рождение часто связывают с козой (овцой), то в случае с рождением Зевса такая коза – Амалтея (Амалфея) имеется налицо! Последнее имя возможно не случайно повторяется в имени одного из трех братьев в армянской легенде, сходной с легендой об основании Киева – Мелтей. Тот же Геракл был «усыновлен» Герой по некоторым вариантам мифа.
В некоторых сказках младший сын одновременно и очень поздний ребенок. Можно высказать предположение, что нелюбимый Зевсом Арес мог быть первоначально его старшим сыном. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что сыновей обычно трое. Даже в Библии у Адама после Каина и Авеля появляется Сиф. А перед встречей после изгнания из рая Адам и Ева породили множество духов, сожительствуя с кем попало[14] . В мифах палеоазиатских народов в борьбе за смену поколений также участвуют старый и молодой вороны [15]. В мифах обских угров Нуми-Торум как внук богов тоже является младшим представителем поколения.

О праве первой ночи арабское предание гласит, что его ввел у племени джадис правитель тасмитов [16]. Именно поэтому во время восстания тасмиты и были перебиты, когда были напоены допьяна (ср. со сходным истреблением скифов персами). Известно, что некоторые женщины не могут иметь детей от определенного типа мужчин, но сравнительно легко беременеют от других.

Во времена античности отношение к детям было порой жестоким – их (особенно девочек) частенько просто выбрасывали, но, впрочем, со времени христианства подобный обычай стал постепенно исчезать, т. к. церковью не одобрялся, и была создана система сбора подкидышей. Однако не возбранялось подкидышей забирать и воспитывать как собственных детей или рабов, что во времена Рима вызвало необходимость в уточнении законодательства (по древнему закону можно было потребовать назад рожденного тобой, но воспитанного другим ребенка, предъявив веские доказательства его происхождения[17] . Предлагаемый христианством институт семьи также не способствовал сохранению «бесовских» обычаев, т. к. прямо противоречил установлениям единобрачия и институту целибата у священников.

Дети и позже и раньше часто были первыми жертвами голода и болезней. Еще в первобытном обществе во время продолжительных голодовок первыми съедали детей и стариков. Этот же обычай избавления от стариков часто встречается в сказках и даже у индейцев в произведениях Джека Лондона. Обычай убиения стариков у массагетов в сочетании со свободой полового общения у них также описан Геродотом[18] . Упоминания сегодня о более здоровом предшествующем поколении до революции натыкается на здравое возражение о том, что в крестьянских семьях тогда выживал, как правило, только один из трех-четырех родившихся детей. Не было еще в позапрошлом веке семей, не похоронивших одного или чаще нескольких детей даже у сравнительно обеспеченных родителей (ср. с семьей родителей Ленина).

Необходимость увеличения плодовитости для поддержания численности вида по мнению некоторых биологов вызвала повышенную круглогодичную сексуальность наших предков обезьян, тогда как у других животных сезон размножения обычно приурочен к какому-то одному определенному природному сезону. Необходимость выживания в первобытном обществе поддерживалась и возможно более полным вовлечением женщин в процесс деторождения. Максимально возможной была и рождаемость у женщин, достигая 15 детей и более за репродуктивный период в средние века. Тем не менее, прирост численности человечества в начале нашей эры и в средневековье был очень низким, а порой численность населения и резко падала (например, во время эпидемии чумы в средневековой Европе). В этих условиях вовлечение женщин в процесс воспроизводства населения в результате религиозных праздников выглядит вполне разумным, продолжая прежние обычаи еще первобытного общества.

Сколько же тогда в период каменного века жило на Земле людей? Специалисты – демографы (демография – наука о народонаселении) по-разному отвечают на этот вопрос, хотя порядок их оценок довольно близок между собой. Первоначальная численность кроманьонцев 150 тысяч лет назад составляла не более 1-2 тысяч особей (правда при этом одновременно на земле обитало и значительно большее число неандертальцев – другого вида людей). Считается, что к концу палеолита (примерно 15-16 тысяч лет назад) на Земле жило порядка 3 миллионов человек. К тому времени было освоено всего около 1/3 территории суши. На 40 млн. квадратных километров средняя плотность населения не превышала 8-10 человек на 100 квадратных километров. Впрочем, сегодня, когда стали известны данные о раннем заселении человеком Австралии и даже Америки 60 тысяч лет назад, эти данные нуждаются в значительной корректировке.

Природная среда поставила тогда надежный барьер роста численности населения, которое занималось охотой, рыболовством и собирательством. На всей остальной Земле людей или вообще не было, или же были отдельные незначительные группки. Однако уже около 10 тысяч лет назад начался рост численности населения, связанный с переходом к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. С.И. Брук[19] считает, что 5-4 тыс. лет назад людей на Земле было около 25 млн., 3 тыс. лет назад – 50 млн. Железный век и улучшение агротехники привели к новому росту населения, и к началу нашей эры людей на планете стало 150-250 млн.

По мнению Е.Л. Шувалова[20] уже в 7 тыс. до н.э. на Земле было около 10 млн. человек, 5000 лет до н.э. – уже 30 млн., в т.ч. в Европе – 3 млн., на территории бывшего СССР – 1 млн., в Азии 20 млн., Африке – 5, Америке – 1 и в Австралии и Океании 0,5 млн. жителей.

С этими данными не согласуются цифры[21] , где считается, что ранее численность населения в Австралии не превышала нескольких тысяч человек, а в Америке жило 0,1 – 0,2 млн. жителей. Относительно стабильную численность населения в глубокой древности хорошо "регулировали" высокая смертность от голода, болезней, гибель от диких зверей, жителей соседних племен, стихийных бедствий. Средняя продолжительность жизни была не выше 20 лет. Особенно велика была детская смертность. Величина рождаемости достигала примерно 50 человек на 1000 жителей и была близка к максимальной, иначе бы люди просто бы вымерли. Она как раз и поддерживалась ранними браками и поголовным охватом женщин брачно-половыми отношениями.

Однако все же рождаемость максимальной не была, т.к. очень значительной была и женская смертность из-за тяжелых условий жизни и антисанитарии. Переход к скотоводству и земледелию не только понизил смертность от голода, но и еще повысил рождаемость, т.к. оседлость способствовала облегчению положения беременных женщин (плюс использование тягловых животных при перекочевке). Возможно в этом, а вовсе не в увеличении доли растительных продуктов в пище людей, как думает Б. Сайкс[22] , следует искать причину увеличения плодовитости женщин. Ведь ранее женщины, которые не беременели при кормлении ребенка, получали дополнительные преимущества для выживания, чем их вечно беременные соплеменницы. Так, им легче было передвигаться при кочевом образе жизни и несколько легче обороняться от хищников и т.п.

Любопытно, что при переходе на оседлый образ жизни увеличились колебания в численности населения. В то время как у современных племен, живущих на стадии охоты и собирательства численность населения более-менее стабильна, уже у земледельческих племен она в древности была подвержена большим колебаниям! Этому способствовало и возникновение классового общества, что стимулировало увеличение смертности от эпидемий из-за скученности людей в городах и поселках, а также военных потерь.

Известно, что многие завоеватели неоднократно оставляли после себя гольную пустыню на месте цветущих поселений. Считается, что в ряде стран завоеватели резко сократили население по сравнению с античностью (в 2-3 раза). Так, в Сирии с 4-6 млн. человек в начале 1 века оно сократилось до 2 млн. в конце, а в Египте с 5-9 млн. до 3 млн. (в Древнем Египте насчитывают до 7 млн., а в Вавилонии 4-5 млн. обитателей). Впрочем, жалобы на то, что в античности население было больше, чем в раннее средневековье, демографы уже считают необоснованными. На самом деле население Земли за 1000 лет с начала нашей эры выросло примерно наполовину.

Так в чем же дело? Почему эти цифры порой выше численности населения тех же территорий в начале 20 века? Скорее всего, что это вызвано низким уровнем потребления в глубокой древности. Действительно, по нормам полагалось на одного мужчину в день в древней Месопотамии 1,5 л ячменя в день, на женщину же только половина этой нормы [23]! В Древнем Египте женщина на свой "паек" нередко должна была кормить еще и своих детей. Может быть, поэтому численность населения рабовладельческих государств оставалось в целом стабильной, даже несмотря на поступления больших количеств рабов?

Выявляется также 2 направления в развитии "земледельческой революции" в древности: 1) введение в культуру новых видов растений и животных, 2) совершенствование орудий труда и систем земледелия (агротехники) на их основе. Кроме того, не следует сбрасывать и фактор расширения посевных площадей в ходе расселения отдельных племен. Этот фактор имеет однако ограниченное значение, т.к. потомки ближневосточных переселенцев в Европе составляют примерно 20% от общей численности населения материка[24] .

Можно также допустить, что множество богов мифов есть элементарная безграмотность наших предков, которые не догадались создать единой географической номенклатуры, т. к. действовали разобщенно. Точнее, догадаться-то догадались, да вот выполнили все это как-то не так, как мы привыкли. Тем не менее отголоски общности имен богов обнаружены нами в сюжете рождения героев из камня (земли) [25]. Это могло оказаться полезным для узнавания себе подобных для избежания инцеста между родителями и детьми, которое в глубокой древности в сущности не требовалось, т. к. родители вымирали прежде, чем их дети достигали половой зрелости. Проясняется и смысл библейского выражения "сделаем себе имя, чтобы не потерялись мы по всей Земле". Это возможно всего лишь продуманный принцип сохранения системы родства в условиях роста населения и масштабных миграций. Более того, возможно, Геродот[26] был прав, сообщая, что имена 12 богов были заимствованы эллинами у египтян. Вероятно, не только греками, но и другими народами, принимая во внимание, что современный Египет мог получить свое имя от мифического Египта греков, располагающегося в другом месте.

В свете наших незатейливых рассуждений можно также предположить, что предложение чудовищу (дракону) в жертву девушки (принцессы) вместо отжившего свой век короля или даже матери-королевы в ряде сказок не случайно. Если Прометей (Праматерь?) пожертвовал Зевсу политые жиром кости вместо мяса, то почему же нашим предкам не предложить чудищу вместо ценного члена племени сопливую и не пригодную пока к делу девчонку?

 


 

[*]Аспирант Тихокеанского Института Географии ДВО РАН. Сфера научных интересов: индоевропеистика, Древний Ближний Восток, природопользование.
[1]Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. – 2е изд., испр. – М.: Политиздат, 1989. С.207-242
[2]Там же. С.209 
[3]С.210
[4]С.243-264 
[5]Мифология / Гл. ред. Е.М. Мелетинский – 4е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С.500 
[6]Геродот. История. I, 199. 
[7]Там же. V, 6 
[8]I, 203
[9]Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х тт. /Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1997. Т.1. С.361
[10]Мифология. С.228
[11]Бараг Л.Г. Сюжет о змееборстве на мосту в сказках восточно-славянских и других народов //Славянский и балканский фольклор. – М.: Наука, 1981. С.164 
[12]Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Айрис-пресс,2002. С.499
[13]Успенский Л.В. Ты и твое имя. – М.: Армада-пресс,2002. С.169 
[14]Мифология. С.318 
[15]МНМ. Т.2. С.318 
[16] Мифология. С.532 
[17]См. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. С.155-157 и 179-180
[18] I, 216 
[19]Брук С.И. Население мира: этнодемографический справочник. Изд. 2е, перераб. и доп. – М.: Наука, 1986. 830 с. 
[20]Шувалов Е.Л. География населения. Изд. 2е, перераб. – М.: Просвещение, 1985. 176 с. 
[21]Народонаселение стран мира: справочник / Под ред. Б.Ц. Урланиса и В.А. Борисова. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1983. 448 с. 
[22]Сайкс Б. Семь дочерей Евы. – М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003. 304 с. 
[23]См. История древнего мира: Ранняя древность. Изд. 3е, исправленное и дополненное. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1989. 470 с. 
[24]См. у Сайкса 
[25]Об одной китайской параллели к греко-угарито-кавказской трактовке мифа о чудесном рождении ребенка из камня //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып.4. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2002. – С. 60-64.
[26]II, 4