Червонная с. м

Анализируя наиболее значительные явления, ведушне тенденции и направления в живописи. скульптуре, графике и в других сферах художественной культуры народов Российской Федерации последних десятилетий 20 века, автор исследует роль художника и возможности искусства в выражении ориентиров и духовных ценностей национального самосознания, в этнической мобилизации народов России на современном этапе. Критический анализ позволяет выявить двойственное значение ангажированного, увлеченного "национальной идеей" и "религиозным ренессансом" искусства, гражданской и политической активности творческой интеллигенции, которая нередко выступает в качестве идеолога и лидера национальных, конфессиональных и лругих обшественных движений. Проблематика монографии находится в сфере пересечения интересов теоретической этнологии и практического искусствознания. в обиход которого вводится значительный корпус новых, впервые публикуемых фактов и данных, формирующих широкую панораму современного искусства народов Российской Федерации.

CОДЕРЖАНИЕ
Введение. Ценности и символы национального самосознания в контексте современной этнической мобилизации народов России
Роль художника и функции искусства в парадигме национальных движений конца 20 века
Задачи и источники исследования
Глава 1. Российский вариант "хоум-арта", его эстетические и нравственные границы
Вызов "родной земли", или "тирания березовой рощи"
Образ "отчего дома" как аккумулятор ценностей традиционной народной культуры.
Оградительный огонь "родного очага"- источник накала национальных чувств и этнической самоизоляции
Глава 2. Национальное искусство на фольклорной почве
Старые сказки в новой интерпретации
Глава 3. Инверсия религиозного и этнического самосознания
Современное религиозное искусство народов России в поле различных религий и конфессий
Классификация и методология исследования современного религиозного искусства
Мусульманское искусство народов России 
Границы мусульманского ареала, опорные пункты мусульманской культуры
Мечети и надгробия. Символы этнического самосознания в монументальном искусстве и градостроительстве мусульманских народов России
Традиционные и современные мусульчанские шамаили
"Мусульманский авангард" (Группа "Чингис-хан ")
Искусство в системе неоязычества
Глава 4. Мифология и правда национальной истории в калейдоскопе открытий, увлечений, разочарований. 
Искусство в поисках исторического героя как национального идеала
Искусство перед лицом национальных потрясений и трагедий далекого и близкого прошлого
Между сентиментальной идиллией, героическим пафосом и сатирическим сарказмом