БиблиотекаА.Н. Татарко[*]ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ (на примере этнических групп юго-востока Башкирии) [**]
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. За последнее десятилетие в отечественной этнопсихологии и этносоциологии появилось немало работ, посвященных исследованию межэтнических отношений в странах СНГ и в республиках Российской Федерации. Преимущественно изучаются взаимоотношения между титульным и нетитульным населением, проживающим в республиках, входящих в состав РФ [Солдатова, 1998], отношения между русскими и другими народами, проживающими в регионах России [Савва, 1997], а также особенности адаптации русских к новой культурной и природной среде в республиках бывшего СССР [Лебедева, 1993; 1995]. Не явилась исключением и Республика Башкортостан, в которой проводились социологические исследования состояния межэтнических отношений [Из хроники этнической мобилизации, 1999]. Межэтнические отношения в Республике Башкортостан характеризуются определенной стабильностью и отсутствием межнациональных конфликтов, что объясняется, прежде всего, вековыми традициями совместного проживания тюркских, финно-угорских и восточнославянских народов. Однако социологическое исследование межнациональных отношений в данном регионе России показало, что, несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в республике существуют некоторые проблемы, связанные с развитием межэтнических отношений [Из хроники этнической мобилизации, 1999, с. 16]. Башкирия добровольно вошла в состав России более 200 лет назад, и на ее территории проживают представители множества национальностей, но три самые крупные по численности нации - это башкиры, татары и русские. Частота межэтнических контактов в данном регионе, естественно, очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с позитивными межэтническими отношениями. Одной из важнейших характеристик межэтнических отношений является этническая толерантность. Под толерантностью в межэтнических отношениях или этнической толерантностью в отечественной этнопсихологии понимается «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [Лебедева, 1993]. В ряде этнопсихологических исследований рассматривались различные факторы, взаимосвязанные с толерантностью. Некоторыми исследователями делаются попытки выявления факторов влияющих на этническую толерантность или обуславливающих ее. В представленном ниже исследовании рассматривается проблема взаимосвязи этнической толерантности с социально-психологическими факторами, опосредующими процесс межэтнического взаимодействия. Дж. Берри и М. Плизент в своих исследованиях, посвященных проблеме этнической толерантности установили, что позитивная этническая идентичность может дать основание для уважения других этнических групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности [цит. по: Этническая психология и общество, 1997]. Этническая идентичность фиксирует осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность, прежде всего, является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем какого-либо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов [Стефаненко, 1999, б]. Н. М. Лебедева основываясь на взглядах Дж. Берри и М. Плизента и на результатах собственных исследований установила, что позитивная этническая идентичность взаимосвязана с этнической толерантностью и является ее основой. В дальнейших исследованиях Н. М. Лебедевой было установлено, что взаимосвязь между этнической идентичностью и этнической толерантностью носит характер социально-психологического закона. Постановка проблемы. Башкиры и татары принадлежат к числу тюркоязычных народов и исповедуют ислам, культура и язык этих двух народов отличаются незначительно. Русские, исповедующие православие, более значительно отличаются по своим культурным особенностям от этих народов. В данном случае можно сказать, что между тремя указанными этносами разная культурная дистанция. Между татарами и башкирами она меньше, чем между русскими и башкирами или русскими и татарами. Культурная дистанция является одной из этнопсихологических характеристик, которые подлежали изучению в настоящем исследовании. Впервые феномен культурной дистанции был описан А. Фэрнхемом и С. Бочнером и в дальнейшем преимущественно изучался различными исследователями в рамках парадигмы «культурного шока». Понятие «культурной дистанции» использовалось для рассмотрения дистрессов, переживаемых студентами, обучающимися в чужой культуре. С этой целью психологом Бабикером совместно с другими исследователями был предложен специальный индекс культурной дистанции (CDI), фиксирующий объективные различия между культурами (например, различия в климате, одежде, религии, проведении досуга и т. д.). [Furnham A., Bochner S., 1986, р. 121]. Влияние культурной дистанции на проявление этнической интолерантности в отечественной этнопсихологии было доказано Н.М. Лебедевой в процессе изучения этнокультурной адаптации групп русских старожилов в Закавказье [Лебедева, 1993]. В данном исследовании было установлено, что культурная дистанция и степень целостности этнической группы как субъекта межэтнического взаимодействия, являются двумя основными факторами, оказывающими наиболее сильное влияние на проявления интолерантности в отношении других этнических групп. Увеличение культурной дистанции между этническими группами, при сохранении прочих равных условий, будет способствовать повышению этнической интолерантности. Субъективная культурная дистанция между русскими, башкирами и татарами, проживающими в Республике Башкортостан использовалась в настоящем исследовании в качестве одного из показателей, характеризующих воспринимаемое респондентами сходство или различие их культур. В значительной степени процесс межэтнического общения регламентируется психологической коммуникативной дистанцией, которая по большому счету представляет собой установку на желаемую степень близости с представителями определенной национальности и традиционно измеряется с помощью шкалы социальной дистанции Э. Богардуса. Социальная дистанция с представителями определенной национальности устанавливается на основе прогноза особенностей их поведения, который в свою очередь происходит на основе актуализации их этнического стереотипа [Савва, 1997]. Понятие «этнический стереотип» является частным производным понятия «социальный стереотип», введенного У. Липпманом (1922 г.), который понимал их как своего рода «картинки мира в голове человека», назначение которых заключается в экономии усилий при восприятии сложных социальных объектов. Вслед за Липпманом многими исследователями было предложено множество определений данного феномена. Основные выводы по исследованиям феномена социального стереотипа были сделаны Г. Теджфелом. Его выводы заключаются в том, что социальные стереотипы усваиваются очень рано, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Социальные стереотипы обусловлены “(1) степенью близости со стереотипизируемой группой, и (2) качеством контактов с другой группой” [Gudykunst et al., 1988, p. 136]. Этнический стереотип является установочным образованием и, соответственно, его структура сходна со структурой социальной установки. Он включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Г.У. Солдатовой был предложен Диагностический Тест Отношения, позволяющий измерить эмоционально-оценочный компонент этнического стереотипа. Данная методика была использована при исследовании этнических авто - и гетеростереотипов русских, башкир и татар, проживающих в Республике Башкортостан. Важно упомянуть, что выделяется два вида этнических стереотипов автостереотипы и гетеростереотипы. Под автостереотипом понимается представление о своем народе, которое, как правило, позитивно. Гетеростереотип - это представление об этнопсихологическом облике другого народа, которое может быть как позитивным, нейтральным, так и негативным. Исследование межэтнических отношений, по сути, невозможно без учета статусности изучаемых этнических групп. Этнический статус указывает место народа в системе межэтнических отношений. Этнический статус определяется как объективными факторами (включенность представителей этноса в систему управления, уровень их доходов, образовательный уровень), так и феноменами группового (в данном случае этнического) сознания: самооценкой этноса в целом, а также оценкой его контактирующими с ним этническими общностями [Савва, 1997]. Отношения народа с представителями других национальностей являются частью его общественного бытия, которое отражается в его общественном сознании, а точнее в этническом сознании, являющемся одним из компонентов общественного сознания. Согласно В.Ф. Петренко, сознание – «высшая форма психического отражения присущая человеку, как общественно-историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности» [Петренко, 1997, с. 8]. Говоря об «этническом сознании», его можно определить как «сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений», свойственных представителям конкретного этноса [Этнопсихологический словарь, 1999]. В настоящее время изучение этнического сознания осуществляется преимущественно с помощью методов экспериментальной психосемантики. Наиболее популярен метод реконструкции семантических пространств, которые представляют собой “совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области” [Петренко, 1988, с. 45]. В данном случае это область межэтнического взаимовосприятия. Реконструкция семантических пространств позволяет полу-чить своего рода «срез» категориальной структуры сознания в заданной методически области. Важно отметить, что реконструкция категорий сознания позволяет так же обнаружить специфику отношения к конкретным объектам исследуемой реальности. Семантический дифференциал применялся при исследовании категориальной структуры этнического сознания русских, башкир и татар, проживающих в Республике Башкортостан. Таким образом, в ходе изучения межэтнических отношений в Башкирии, рассмотрению подлежали: культурная дистанция между этническими общностями, эмоциональный компонент этнических авто – и гетеростереотипов, категориальная структура этнического сознания, а также социальная дистанция, характеризующая степень приемлемости представителей одних этнических групп представителями других. Нас в первую очередь интересовал характер взаимосвязи между этнической идентичностью и этнической толерантностью, а также факторы, сопряженные с данной взаимосвязью. Точнее, существует ли взаимосвязь между направленностью эмоционального компонента этнического автостереотипа (который характеризуют этническую идентичность), с одной стороны, и социальной дистанцией и гетеростереотипом (кото-рые характеризуют этническую толерантность), с другой стороны. Также, каким образом отражено в этническом сознании народа его отношение к представителям других национальностей, в зависимости от их этнического статуса и культурной дистанции. Цель исследования – изучение взаимосвязей этнической идентичности и этнической толерантности в кросс-культурной перспективе. Объект исследования – башкиры, русские и татары, проживающие в Республике Башкортостан. Предмет исследования – связь между показателями, этнической идентичности и показателями этнической толерантности/интолерантности народов Республики Башкортостан. Задачи исследования: 1) Выявить и описать взаимосвязи между показателями, характеризующими этническую идентичность и этническую толерантность/интолерантность представителей изучаемых этнических групп; 2) Рассмотреть особенности соотношения авто - и гетеростереотипов представителей изучаемых этнических групп; 3) Охарактеризовать роль культурной дистанции в межэтнических отношениях народов Республики Башкортостан. 4) Произвести кросс-культурный анализ результатов с целью поиска общих закономерностей в структуре взаимосвязей показателей этнической идентичности и этнической толерантности/интолерантности у представителей различных этнических групп, проживающих в Рес-публике Башкортостан. Общая гипотеза исследования состояла в том, что этническая идентичность представителей различных этнических групп взаимосвязана с их толерантным-интолерантным отношением к представителям этноконтактных групп. Общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах: 1) Эмоциональный компонент автостереотипа этноса связан с его гетеростереотипами других этнических групп, связь может быть как линейной, так и нелинейной. 2) Позитивный автостереотип по направленности своего эмоционального компонента не отличается от направленности эмоционального компонента гетеростереотипа высокостатусного этноса. 3) Автостереотип и гетеростереотип связаны с социальной дистанцией, связь может быть как линейной, так и нелинейной. 4) Автостереотип и гетеростереотип связаны с культурной дистанцией, связь может быть как линейной, так и нелинейной.
Респонденты. В исследовании участвовало 90 респондентов, проживающих в городе Сибае Республики Башкортостан. Состав выборки был следующий – 30 башкир, 30 русских и 30 татар. Распределение респондентов по возрасту: башкиры - от 31 до 50 лет (медиана – 40 лет), русские – от 30 до 55 лет (медиана – 41 год), татары – от 30 до 61 года (медиана – 40 лет). Образовательный статус испытуемых в целом по выборке: 15 человек имели среднее образование, 23 человека – средне-специальное, 15 человек – средне-техническое, 2 человека - техническое и 35 человек – высшее. Состав всей выборки по полу – 36 мужчин и 54 женщины. Инструментарий и процедура опроса. Респонденту предлагалось заполнить анкету которая содержала указанные ниже методики: 1. Диагностический тест отношения (ДТО) Г. У. Солдатовой. 2. Шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модификации О. Л. Романовой [Белинская, Стефаненко, 2000]. 3. Шкала культурной дистанции, разработанная в ИЭА РАН. 4. Семантический Дифференциал в модификации А. М. Грачевой. Способы обработки данных. Данные, полученные с помощью ДТО, шкалы социальной дистанции и шкалы культурной дистанции обрабатывались традиционным способом. Для оценки доминирующего типа направленности стереотипов (положительного или отрицательного), по методике ДТО, применялся T-критерий Вилкоксона. Взаимосвязь между показателями направленности стереотипов и показателями по шкалам социальной и культурной дистанций выявлялась с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена, и коэффициента нелинейного корреляционного отношения «эта» (n) [Романко, 2000]. Результаты шкалирования испытуемыми народов по методике Семантического Дифференциала подвергались обработке помощью факторного анализа, затем объекты шкалирования располагались в реконструированном факторном пространстве. РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Показатели, полученные с помощью Диагностического теста отношения. В настоящей работе рассматриваются только показатели направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа, рассчитанные с помощью данного теста. В таблице № 1 представлены среднегрупповые значения коэффициентов направленности авто - и гетеростереотипов, полученные с помощью ДТО, характеризующие отношение к представителям своей и других национальностей. Коэффициент изменяется в пределах от –1 до +1, чем ближе его значение к +1, тем более позитивен стереотипизируемый образ, и чем ближе значение коэффициента к –1 тем негативнее стереотип. Таблица № 1 Среднегрупповые значения коэффициентов направленности авто- и гетеростереотипов русских, башкир и татар
2. Данные по шкалам социальной и субъективной культурной дистанций. В таблице № 2 указаны среднегрупповые показатели оценок респондентами социальной и субъективной культурной дистанций своего народа с двумя другими народами. Чем выше среднегрупповой показатель, тем выше приемлемость представителей одного народа для другого. Соответственно, чем ниже среднегрупповой показатель, тем сильнее стремление народа, производящего оценку отдалиться от другого народа. Максимально возможное количество баллов по шкале социальной дистанции – 21, по шкале субъективной культурной дистанции – 28 баллов.
Из данной таблицы видно, что башкиры отмечают более близкую социальную дистанцию с русскими, чем с татарами, а субъективную культурную дистанцию - наоборот, с татарами отмечают более близкую, чем с русскими. У татар так же – социальная дистанция более близкая с русскими, чем с башкирами, культурная – более близка с башкирами, чем с русскими. Рис. 1. Корреляционный граф (коэффициенты R и n): автостереотип русских, гетеростереотип башкир в восприятии русских, оценка русскими социальной и культурной дистанций с башкирами
n1=0,982 n2 =0,981
- линейная положительная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05
- преобладающее направление нелинейного корреляционного отношения (коэффициент n), значимого на уровне р<0,001
Рис. 2. Корреляционный граф (коэффициенты R и n): автостереотип русских, гетеростереотип татар в восприятии русских, оценка русскими социальной и культурной дистанций с татарами R=0,35
n=1,0; R= 0,4; n=0,987; n=1,0 - линейная положительная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05 - преобладающее направление нелинейного корреляционного отношения (коэффициент n), значимого на уровне р<0,001
Рис. 3. Корреляционный граф (коэффициенты R и n): автостереотип башкир, гетеростереотип русских в восприятии башкир, оценка башкирами социальной и культурной дистанций с русскими R=0,5
R= - 0,45; n=0,933 n=1,0 R=0,35 - линейная положительная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05 - линейная отрицательная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05 - преобладающее направление нелинейного корреляционного отношения (коэффициент n), значимого на уровне р<0,001
Рис. 4. Корреляционный граф (коэффициенты R и n): автостереотип башкир, гетеростереотип татар в восприятии башкир, оценка башкирами социальной и культурной дистанций с русскими n1=0,947 n2 =0,968 R = - 0,73 R = 0,4 n = 0,964 n = 0,933 - линейная положительная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05 - линейная отрицательная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05 - преобладающее направление нелинейного корреляционного отношения (коэффициент n), значимого на уровне р<0,001
Рис. 5. Корреляционный граф (коэффициенты R и n): автостереотип татар, гетеростереотип башкир в восприятии татар, оценка татарами социальной и культурной дистанций с башкирами n1 = 1,0; n2 = 0,984 n=1,0 R = 0,4 - линейная положительная корреляция (коэффициент Спирмана), значимая р<0,05 - преобладающее направление нелинейного корреляционного отношения (коэффициент n), значимого на уровне р<0,001 Рис. 6. Корреляционный граф (коэффициенты R и n): автостереотип татар, гетеростереотип русских в восприятии татар, оценка татарами социальной и культурной дистанций с русскими n1=0,996 n2 =0,977 n = 0,977 n = 0,999 n = 0,916 n = 1,0 - преобладающее направление нелинейного корреляционного отношения (коэффициент n), значимого на уровне р<0,001
Чтобы определить наличие сходства (или различия) в установках по отношению к своему этносу и соседнему, осуществлялась следующая статистическая процедура. По данным каждого из трех этносов, показатели автостереотипа и гетеростереотипов двух других этносов сопоставлялись с помощью Т-критерия Вилкоксона. Сопоставлялись показатели, характеризующие эмоциональный компонент этнических стереотипов, измеренный с помощью методики ДТО. Наличие статистически значимых различий указывает на разницу в установках по отношению к своей этнической группе и установках по отношению к соседнему этносу. Соответственно, отсутствие статистически значимого различия указывает на сходство данных установочных образований. Результаты сопоставления авто - и гетеростереотипов с помощью Т-критерия Вилкоксона представлены в таблице № 3. Таблица № 3
Жирным шрифтом выделены случаи, когда автостереотип какого-либо из этносов народа не имеет статистически значимого отличия от гетеростереотипа народа-соседа, то есть, можно сказать, что в выделенных случаях автостереотип этноса мало отличается от гетеростереотипа народа-соседа. Из таблицы № 3 видно, что по своему эмоционально-оценочному компоненту автостереотипы башкир и татар не имеют статистически значимого отличия от гетеростереотипов русских. То есть автостереотипы данных народов по своей эмоциональной окраске схожи с их гетеростереотипами русского народа. Следовательно, можно сказать, что, во-первых, русские имеют высокий этнический статус и, во-вторых, что русские оцениваются башкирами и татарами, на эмоциональном уровне, так же, как и их собственные этнические группы. Важно отметить, что автостереотип башкир значимо отличается от гетеростереотипа татар, а автостереотип татар значимо отличается от гетеростереотипа башкир. То есть, несмотря на близкую культурную дистанцию, эти народы склонны, скорее, проявлять сходство в эмоциональной оценке своего народа с русскими, а не друг с другом. Что касается самих русских, то их автостереотипы на эмоциональном уровне достоверно отличаются от гетеростереотипов башкир и татар. 3. Результаты, полученные с помощью модифицированного Семантического Дифференциала. Ответы испытуемых складывались в суммарные матрицы, которые рассчитывались для каждой этнической группы отдельно. Затем суммарные матрицы подвергались обработке путем факторного анализа. Факторизация осуществлялась с помощью метода главных компонент. Для улучшения факторного решения производилось вращение факторных нагрузок методом вари-макс. После проведения факторного анализа, осуществлялось расположение оцениваемых испытуемыми народов в пространстве выделенных факторов. Для этого вычислялись факторные веса объектов шкалирования (напомним, что объекты шкалирования были следующими – башкиры, татары, русские, «народ, которым я восхищаюсь», «неприятный мне народ», «народ-завоеватель», «покоренный народ», «я сам»), а затем объекты располагались в факторном пространстве. а) Обработка с помощью факторного анализа ответов русских по методике «модифицированный Семантический Дифференциал» позволила выделить два фактора. Исходя из содержания шкал, образующих данные факторы, первый фактор был интерпретирован, как Мудрый расчет, второй фактор, как Мирный труд. На рисунке № 7 показано расположение народов в пространстве двух выделенных факторов-категорий этнического сознания русских. Рисунок 7.
|
Перепечатка материалов возможна только с указанием источника.
Редакция: journal@iea.ras.ru