![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
БиблиотекаЯрлыкапов А.А.[*]ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЙНА ПРОТИВ ТУРИСТОВ В ГОРАХ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ?
Представители ваххабитской организации «Ярмук» пригрозили убивать туристов, оказавшихся на Эльбрусе. Ваххабиты опасны уже не только в Чечне? Беспокоиться рано, считает старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет ЯРЛЫКАПОВ.
Кажущееся усиление активности ваххабитов в Кабардино-Балкарии - это следствие активных действий российских спецслужб и других силовых структур, которые перешли сейчас к наступательной тактике. Когда экстремистов прижимают к стенке, они начинают угрожать - это естественно. Весь вопрос в том, насколько они могут привести свои угрозы в действие. При всей реальности существования ваххабитского подполья в Кабардино-Балкарии, у них все-таки не такие возможности, как, скажем, у подполья на территории Чечни или Дагестана. Потом, значительная часть населения Приэльбрусья живет за счет туризма. Снижение количества туристов грозит им большими убытками, и они заинтересованы в том, чтобы ваххабиты не приводили в действие свои угрозы. - Так можно ехать туда туристам или нет? Громкие зачистки сильнее отпугивают туристов, чем угрозы террористов. Мне кажется, для того, чтобы излишне не накалять обстановку, надо такие мероприятия проводить с наименьшим шумом, в идеале - практически незаметно для окружающего населения. Во время же последних зачисток в Приэльбрусье мы наблюдали совершенно иное – силовики действовали так, будто они в Чечне, и такие грубые действия, наложенные на болезненную память балкарцев о депортации, вызывали лишь протест местного населения. Я предполагаю, что операция не дала практически никаких результатов именно поэтому. Для эффективной борьбы с подпольем необходима поддержка местного населения. Какие регионы Северного Кавказа Вы советовали бы избегать? В целом ситуация в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, несмотря на просчеты властей, достаточно стабильная. Угроза для стабильности со стороны ваххабитов, на мой взгляд, уступает угрозе со стороны обычных бандитов, клановых группировок и ситуации с межэтнической напряженностью. События последних десяти лет, например, в Карачаево-Черкесии, это с очевидностью подтверждают: во всех случаях дестабилизации ситуации в республике были замешаны не ваххабиты, а именно межклановые и межнациональные противоречия. Но вообще на Кавказе по-настоящему опасно только в Чечне. Даже Махачкала, на мой взгляд, более безопасный город, чем Москва. Лично я бы не стал отказываться от удовольствия съездить на северокавказские курорты. Тем, кто любит горнолыжный спорт и планирует не раз бывать в Приэльбрусье или в Домбае, можно посоветовать просто завести кунаков среди местных жителей – это превращает Вас из туриста в гостя конкретной семьи и повышает личную безопасность. Вопросы задавал Александр Буртин
[*]к.и.н., научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Научные интересы: Этнография (этнология и антропология) народов Северного Кавказа и Дагестана, религиеведение, исламоведение, современные этнополитические и этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе, национальная безопасность России.
Здесь вы можете обсудить статью
|
![]() |
Перепечатка материалов возможна только с указанием источника.
Редакция: journal@iea.ras.ru