Военная диктатура

Военная диктатура

Таиланд, так же как и Бирма, начиная с 1930-х годов, был по преимуществу под властью военных. Но это была совсем иная история. Вскоре после революции 1932 года между вождями возник раскол, ее вдохновитель, молодой адвокат Приди Паномионг отстаивал социалистический путь развития. Ему противостоял ставший маршалом Пибунсонграм, который и оказался, в конечном счете, победителем. Он управлял Таиландом железной рукой до 1957 года. Затем его сменили (маршал отправился в изгнание в Японию) поочередно генералы Сарит Танарат и Таном Киттикачон. При них Таиланд оставался союзником США и западного мира, противостоял захвату коммунистами власти в Азии, для чего тайские контингенты отправлялись в Корею и Вьетнам. Во внутренней политике генералы отстаивали традиционные ценности под лозунгом «нация, религия, монарх» и развивали рыночную экономику, приветствуя иностранные инвестиции.

После возврата в конце 1970-х годов к гражданскому правлению правительство восемь лет возглавлял опять-таки генерал Прем Тинсуланон. При нем Таиланд окончательно перешел в число развитых стран, опираясь на сервисный сектор экономики и высокоразвитую промышленность. Одновременно реформировалось и сельское хозяйство, страна стала крупнейшим экспортером риса. Прем Тинсуланон убедил китайцев не помогать коммунистическим партизанам, разорявшим северо-восток страны, а объявив амнистию, вернул в города тысячи студентов, которых коммунисты заманили в джунгли воевать против капитализма. Говорить об успехах Таиланда излишне: читатели либо сами были в этой стране – настоящей туристической Мекке, – либо знают о ней со слов своих знакомых.

Бирма и Таиланд символизируют два типа военных диктатур XX столетия. В первом случае власть захватывали авантюристы и прожектеры, которые желали переделывать жизнь по утопическим схемам, а столкнувшись с невозможностью их исполнения, быстро превращались в диктаторов, заинтересованных в удержании власти любой ценой. Во втором случае перед нами консервативные лидеры, часто совсем не блестящие, но обладающие здравым смыслом «маленького человека», который заставлял их доверять традиционным ценностям. Резкий антикоммунистический настрой уберег их от многих заблуждений XX столетия, в первую очередь от веры в преимущество государственного управления экономикой и в возможности социальной инженерии.

Местные и западные интеллектуалы насмехались над косными генералами, вели с ними нескончаемую войну, создавая им негативный имидж в мировых СМИ, но именно генералы (менее известные, чем южнокорейский Пак Чжон Хи) спасли Таиланд от коммунизма и других радикальных течений и создали в итоге капиталистическое государство, где начала развиваться экономика, особенно туристическая индустрия и индустрия гостеприимства. В Тайланде отели расположены в живописных местах, окруженные изумрудными девственными джунглями, пальмами, белоснежными пляжами и горными хребтами. Каждой гостинице присущи самобытность тайских традиций и современный дизайн.

Разумеется, многие из генералов были не ангелы и не забывали о своем кармане, но это именно тот случай, когда альтернативой «ворюге» был «кровопийца», говоря словами Бродского. К тому же немало тайских генералов в старости стали буддийскими монахами, раздавшими свое имущество, что говорит об особой этике, при которой борьба с коррупцией не просто лозунг. Попробуем представить в их роли постсоветского генерала.