Источник http://www.ethnonet.ru/ru/news/culture/silk.html
Этно-Журнал / Новости / События культуры/

Фестиваль этнической музыки "Шелковый путь"

Фестиваль этнической музыки "Шелковый путь"

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Шелковый путь познакомил два мира: Запад и Восток, он явился средством диалога, взаимопонимания и сближения двух культур. На фестивале «Шёлковый путь» Вы встретите восход солнца на Востоке и его закат на Западе, почувствуете знойный гул ветра, увидите ослепительные вершины заснеженных гор, поразитесь красотой вспорхнувшей птицы… Музыканты и певцы из Японии, Монголии, Бурятии, Якутии, Алтая и Москвы протянут шелковый мост, по которому Вы пройдёте в прошлое через сегодняшний день.
Известно, что по Шелковому Пути провозились не только товары, шел также интенсивный обмен духовными ценностями, религиозными идеями, достижениями науки, культуры. Дорога торговых караванов была также и дорогой этнических миграций. Именно по Шелковому пути, начиная с I-го тысячелетия до нашей эры, шли бесчисленные потоки кочевых племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги, и "нет им числа". Каждое из них имеет свои традиционные мифы и легенды. Именно через них фестиваль «Шелковый путь» предлагает отправиться в музыкальное путешествие. Обращение к такому духовному источнику, как традиционная народная культура, позволит возродить связь поколений, изжить историческое беспамятство, воспитать ответственность за сохранение и развитие своего культурного наследия.
В центре традиций коренных народов находится человек и система его нравственно-ценностных взаимоотношений с окружающими людьми, природой, миром. Человек объясняет окружающий мир через себя, а себя - через мир. Окружающие природные объекты уподобляются человеку. Например, по легенде горы, реки, животные, растения были людьми, богатырями. Они совершали человеческие поступки, каждый из них имел свою историю. В свою очередь происхождение каждого рода человек выводит из природных объектов (животных, растений, птиц и пр.)
Сегодня мы являемся свидетелями того, что в мире идет грабеж природы, неосознанное искоренение культурной самобытности, традиций и обычаев народов и этносов. Перед современным миром стоит задача воспитания духовно целостной личности, способной к милосердию, сопереживанию, бережно относящейся к ценностям не только своего этноса, но и толерантной к культуре другого народа. У человечества есть моральный долг, защищать израненную землю, по которой мы шагали в течение нескольких веков, и которая была, есть и будет неисчерпаемым источником жизни.
Недаром нашими предками обожествлялись солнце и земля, горы и реки, животные и растения... Идея слияния человека с природой, от которой исходят традиции каждого рода, этноса в целом, пройдя через призму времени, сохранила многочисленные мифы и легенды о происхождении человеческих родов и племен. Великие старцы почитали животных и птиц, считали их своими прародителями. Священные тотемы имеют глубокий мистический смысл и неразрывно связаны с религией, культурой. Они являют собой почитаемый язык общения человека с природой, символ их интуитивной связи.
Все эти идеи находят свое отражение в программе фестиваля этнической музыки «Шелковый путь». Внимайте дыхание древности и окунитесь в мир живописной природы, в колоритно-пряный быт скифских народов и в завораживающую самобытную жизнь тюркских племен. Языковые и ментальные барьеры здесь не препятствие, ибо музыка – самый интернациональный язык общения, который не нуждается в переводе, она стирает все грани непонимания, появившиеся со времен Вавилонской башни. Пора расслабиться - Вас качает колыбель древних народов, щедро распахивая двери в кладовую тайн глубинной, старинной души. Здесь отдается эхо былых веков, здесь слышен зов манящих нас миров.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:

15 ноября 2007 г. в Культурном центре ДОМ в 20.00 состоится вступление следующих этнических коллективов:
Группа "Намгар" (Бурятия)
Группа "Айархаан" (Якутия)
DVJ Хобот (Москва)
Чейнеш (Алтай)
Отхон (Бурятия)
Томона Миядзаки (Япония)
Жавхлан Эрдэнэбал (Монголия)
Булат Гафаров (Москва)

Чейнеш Байтушкина, Республика Алтай
На сегодняшний день Чейнеш является одной из немногих женщин, владеющих основными техниками алтайского горлового пения (каркыра, сыгыт, сыбыскы, коомей), играет на народных инструментах топшуур, комус, шоор. Множество народных легенд и песен Чейнеш узнала от своей бабушки: они и стали основой ее уникальной программы – «Пазырык Кулjаазы» («Узоры Пазырыка»), с которой она часто выезжает на гастрольные туры.
Между Чейнеш и легендарной Укокской принцессой часто проводят аналогии: дело не только в сценическом образе, но и в незримом духовном резонансе.
Чейнеш – участница международных музыкальных фестивалей, таких как: Международный фестиваль живой музыки «Riddu - Riddu», 2005г., Мандален, Норвегия; Международный фестиваль живой музыки «Magia glosu» («Магия голоса»), 2005г., Вроцлав, Польша; Международный фестиваль устных народных традиций «Niechwytntgo Dziedzictwa Kulturowego», 2005 г., Варшава, Польша; Фестиваль бурятской культуры и искусства «Гаралтан», 2006 г., Париж, Франция; лауреат международного фестиваля «Sayanring» («Саянское Кольцо»), обладатель премии «Золотая Ирия» в номинации «Лучшая солистка-вокалистка», 2007 г., Красноярск, Россия.
Выпускница Высшего Элитарного Учебного Заведения им. Щепкина (Москва), актриса театра и кино.
Горловое пение в ее исполнении можно услышать в кинокартинах:
«Трудно быть богом» (реж. А. Герман);
«Человек-ветер» (реж. Х.Ахметов)
Из прессы:
Фестиваль "Кызыл-Москва": все жанры горлового пения. Аутентичность и world
Завершился фестиваль "Кызыл-Москва-2005"
Единственным исключением из общего этнографического ряда явилась Чейнеш Байтушкина, исповедующая технику алтайского женского горлового пения - кай. Психоделическая картина глубинного звукоизвлечения совершенно неожиданна для вида этой маленькой красивой девушки. Однако короткое десятиминутное выступление Чейнеш показало, что кай несет мощнейший заряд метафизичности и глубинной силы духа. А Чейнеш Байтушкина – достойный продолжатель традиции "кайчи", сказителей.
Жалсанов Виктор, Республика Бурятия
Виктор Жалсанов (Отхон) - мастер бурятского горлового пения. С юных лет он изучает древние обряды, традиционные сказания, песенные эпосы и обрядовые песни Бурятского народа. Виктор изучал искусство горлового пения у многих мастеров, а игру на традиционных инструментах: морин-хур, сух-хур, хун-хур, хубhан (варган), суур у бурят и монголов. Виктор на сегодняшний день является одним из немногих носителей уникальной культуры Бурятского горлового пения. В отличии от Тувы, Монголии и Алтая, где горловое пение весьма развито, в Бурятии считалось, что оно было утрачено. Виктор занимается возрождением песенных эпосов бурятского народа, кроме того, он - актер театра и кино.
Участник международных фестивалей: «Riddu - Riddu», 2005г. и 2007 г., Мандален, Норвегия; фестиваль бурятской культуры и искусства «Гаралтан», 2006 г., Париж, Франция; фестиваль «Storytelling», Канада. Гастролировал с театрально-музыкальным проектом «LaMama», 2002 г. и 2003 г., Нью-Йорк, Америка.
«Намгар», Республика Бурятия, Монголия
Намгар – женщина, которая поёт как жаворонок. Поёт исключительным, волшебным голосом традиционные песни народов Бурятии и Монголии на российской и мировой сцене, сохраняя традиции своего народа и знакомя нас с удивительным миром древних кочевых племён. В репертуаре Намгар бурятские плясовые песни, веселый ёхор и нэрьен, "песни кольца", монгольский фольклор - сказания о красавицах и героях, о могучих скакунах, бескрайних степях...
По имени Намгар и названа ее группа, что в переводе с тибетского означает Белое Облако. Группа «Намгар» - это коллектив, собравший воедино интернациональный состав музыкантов.
Лауреат и победитель международных фестивалей и конкурсов: Международный фестиваль в Малайзии, остров Борнео; Международный фестиваль живой музыки в Норвегии «Riddu - Riddu», 2005г., Мандален; Фестиваль в г.Тромсо (Норвегия); фестиваль бурятской культуры и искусства «Гаралтан» во Франции, 2006 г., Париж.

«Айархаан», Республика Саха (Якутия)
Творчество группы «Айархаан» - это гармоничное сочетание звуков природы и музыки, дыхания древности и динамики современности, это само звучание жизни, вечности, вселенной. У композиций «Айархаан» внутренний ритм, в них слышится не только пение птиц, но и их полет, не только стук лошадиных копыт, но и свист ветра в их летящем беге.
Группа является обладателем гран-при, лауреатом и хед-лайнером многих международных конкурсов и фестивалей этнической и живой музыки. В их числе:
II мировой фестиваль этнической музыки «Sayanring», 2004 г., Красноярск, Россия; Международный фестиваль живой музыки «Маgia glosu», 2005 г., Броцлав, Польша; Международный фестиваль устных народных традиций «Niechwytntgo ozieozictwa kulturwego», 2005 г., Варшава, Польша, Международный фестиваль «Хомус», 2005 г., Кызыл, Республика Тыва; Международный фестиваль живой музыки «Устуу Хурээ» , 2006 г., Чадан, Республика Тыва; Международный фестиваль живой музыки «Riddu-riddu», 2006 г., Минладен, Норвегия; Международный фестиваль этнической музыки «Ethnoland», 2006 год, Москва, Россия; «V Международный конгресс хомусной музыки «Vijfde internationale mondharp festival», 2006 г., Амстердам, Голландия; Международный фестиваль музыки тюркских народов «Коркыт ата и музыка Великой степи», 2006 г., Кызыл-Орда, Республика Казахстан; Международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование», 2007 г., Москва, Россия; Межрегионального фольклорного фестиваль тюркоязычных народов «Полбек», 2007 г., Абакан, Республика Хакасия; Международный фестиваль этнической музыки «Sayanring», 2007 г., Красноярск, Россия; Международный фестиваль аутентичного пения «Glatt&verkehrt», 2007 год, Кремс, Австрия.
В средствах массовой информации исполнение группы «Айархаан» охарактеризовали как авангардное звучание якутского хомуса: «Ураган звуков, издаваемый якутскими хомусами, подменивающими собой виолончель, саксофон, электрогитару и не менее трети состава симфонического оркестра – такой уровень мастерства». Звуками, голосом и хомусом они могут одновременно имитировать звуки животных, птиц и природы. «Айархаан» на хомусе способны не только играть разные мелодии, но и разговаривать. Могут изображать голоса чаек, кукушки, глухарей, журавлей, ржание коня, погружаясь в удивительно красивый мир природы, став на мгновение живописцем, а то и выдать звук кузнечных мехов…

DJ Хобот, Москва
Когда-то ему пришло в голову поскрэтчить пластинку со сказкой Р. Киплинга "Слоненок", которая начиналась фразой "Это только теперь у слона есть Хобот..." Соратники тут же нарекли его Хоботом. Сегодня Хобот – главнейший хип-хоп диджей страны, достояние лейбла Respect Production, почетный участник и штатный ди-джей группы «Каста», единственный в России видео-диджей, использует новейшую технологию DVJ компании Pioneer.
Музыкальные направления: Funk, G-Funk, Hip-Hop, Urban, Jazz-Rap, Turntablism.
Хобот – знаток раритетного соула, мастер бита и сэмпла. Его по праву считают кудесником винила и королем отечественного скрэтча. В арсенале у DJ Хобота не только сэты на живых выступлениях, но и первый в истории российского диджеинга сольный альбом.
Томона Миядзаки, Япония
В 2000 г. окончила фортепианное отделение Музыкального Факультета Токийского Государственного Университета Искусств и Музыки (Гэйдай). В 2003 г. окончила аспирантуру при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В 2004 г. стала лауреатом в категории F (от 26 лет) на Международном конкурсе пианистов "Музыка без границ" в Литве. И с ноября 2004 г. является членом Российского Музыкального Фонда. В настоящее время целиком посвятила себя концертной деятельности в России и за рубежом, а также работе над произведениями собственного сочинения и музыкальной аранжировке.
Уроки фортепианного исполнительского искусства Томоне преподавали такие мастера, как А. Китагава, М. Харимото, Ж.. Кометани, Ё. Хосода, H. Czerny-Stefanska, В. В. Кастельский, Е. П. Иванова, А. М. Трауб, С. Л. Доренский, В. Витайте, а Т. А. Гайдамович и А. З. Бондурянский стали её учителями в области камерной музыки.
Основные события в концертной деятельности Томоны:
Концерт «Все произведения Шопена» Токийского Государственный Университет Искусств и Музыки, 2000 г.; выступление с симфоническим оркестром Nara Philharmonic Orchestra, 2001 г., Кагава, Япония; совместное выступление с японской вокалисткой Мари Комаки в музее Рериха, 2001 г., Москва, Россия; концерт лучших аспирантов-выпускников Кафедры фортепиано Московской государственной консерватории им. Чайковского, 2003 г; совместный концерт со скрипачами Валентиной Корольковой и Артемом Наумовым «Deja vu», 2005 г., Токио, Япония; совместные концерты с российской вокалисткой Верой Беловой (сопрано), 2005 г, Гунма и Токио, Япония; концерт «Томона Миядзаки и ее друзья», посвященный 150-летию установления отношений японско-российских отношений 2005 г., Такамацу, Япония; выступление с симфоническим оркестром Japan Gebandhaus Philharmonic Orchestra, 2006 г., Токио, Япония; участие в VI Международном Музыкальном фестивале " Шарк Тароналари", 2007 г., Самарканд, Узбекистан.
Сольные концерты:
«Дружба Испании и Японии», 2001 г, Мадрид, Испания; «Свет и тень», 2002 г. и 2003 г., Токио, Такамацу и Осака; “VIA AD SECRETUM”, 2004 г., Москва (Россия), Токио, Саппоро и Такамацу (Япония), Друскинкае (Литва); 2005 г., Вильнюс, Каунас, Друскинкай (Литва), Санкт-Петербург (Россия); «Русская фортепианная музыка», «Вечная молитва», 2006 г., Москва, Россия; 2007 г., Душанбе, Таджикистан;
2003 г. – выпуск первого альбома “LUX EX TENEBRIS”;
2005 г. – выпуск второго альбома “VIA AD SECRETUM”.

Булат Гафаров, Москва
Булат - композитор, музыкант мультиинструменталист, основатель и руководитель группы Токэ-Ча.
Булат исполняет современную этническую музыку в своем неповторимом стиле, сочетая такие современные ритмы как Break Beat, Drum&bass, Trip Hop, Trance, Hip Hop, Ambient со звучанием этнических инструментов разных стран мира: электроакустическая скрипка, разнообразная перкуссия, вокал, калимба, флейты, гамелан, варганы, гопи чанд, калюка, горловое пение, игил, гармошки, ксилофон, электроника и др.
Первый свой альбом, “Музыка растительного Происхождения”, Булат записал в 2002 г. Впоследствии было записано еще 4 альбома: “Шаманский”(2003 г.), “Live 2004”, мультимедийный диск “Live 2005” и "On Line"(2006 г. Музыка к фильмам).
Участие в фестивалях: "Казантип" (Украина), "Этнолайф" (2004-2005), "Этноленд" (2006), "Вереск", "Space Parade" (в С. Петербурге), "Новая Эра", "Аюрведа-эдоровье", "Остров Brahma", "Новогодний Этно-Карнавал Мир и Согласие", "Без границ", "Солнечное сплетение", "Москва в Ритмах Народов Мира" реггей фестивали, Молодежный этнический арт фестиваль "Братство студентов – братство народов", Всемирный Фестиваль Чая и Кофе (2007, Коломенское), "Солнцеворот", 3 Международный Фестиваль джаза, Международный Фестиваль "Шарк Тароналари" (Узбекистан, г. Самарканд), "Кино Ялта", "Манящие Миры", 5-й Московский Фестиваль Отечественного Кино "Московская Премьера", "Преображение" и др.
Гастрольная деятельность: Санкт-Петербург, Алма-Ата (Казахстан), Ялта (Украина), Элиста (Калмыкия), Улан-Удэ (Бурятия), Самарканд (Узбекистан), Улан-Батор (Монголия) и др.


16 ноября 2007 г. в 20.00 состоится сольный концерт этно-группы Айархаан

АЙАРХААН
В средствах массовой информации их исполнение охарактеризовали как авангардное звучание якутского хомуса: «Ураган звуков, издаваемый якутскими хомусами, подменивающими собой виолончель, саксофон, электрогитару и не менее трети состава симфонического оркестра – такой уровень мастерства». Звуками, голосом и хомусом они могут одновременно имитировать звуки животных, птиц и природы. «Айархаан» на хомусе способны не только играть разные мелодии, но и разговаривать. Могут изображать голоса чаек, кукушки, глухарей, журавлей, ржание коня, погружаясь в удивительно красивый мир природы, став на мгновение живописцем, а то и выдать звук кузнечных мехов…
Игра этно-группы «Айархаан» способна пробудить первозданное чувство единения с природой, заставить древность коснуться вас. «Звучание хомуса «Айархаан» - это совершенно другое измерение, совершенно другой космос», - считает Марк С. Ван Тонгерен, продюсер из Голландии. А вот слова президента Международного Общества хомусистов Франца Кумпла (Австрия) после V Международного конгресса хомусной (варганной) музыки: «Это было самое лучшее выступление на конгрессе. Я раньше думал, что хорошо знаю звучание якутского хомуса, но выступление группы «Айархаан» открыл новый взгляд на новые возможности игры на хомусе. Это толкнуло меня на мысль, что Якутия – колыбель хомуса.»
Творчество группы «Айархаан» - это гармоничное сочетание звуков природы и музыки, дыхания древности и динамики современности, это само звучание жизни, вечности, вселенной. У композиций «Айархаан» внутренний ритм, в них слышится не только пение птиц, но и их полет, не только стук лошадиных копыт, но и свист ветра в их летящем беге, а «прущая» энергетика ощущается на уровне тонких материй восприятия. Впитав в себя древние традиции, придав им современное звучание, этот коллектив уникален в своей исполнительской манере.
Группа является лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей этнической и живой музыки. В их числе:
- Гран-при Всероссийского фестиваля «Сияние Севера» 2003 г., Сыктывкар, Россия
- Лауреат 1 степени Международного фестиваля хомусной музыки «Ил хомус», 2004 г., Якутск, Россия
- «Гран-при» II мирового фестиваля этнической музыки «Sayanring» («Саянское кольцо»), 2004 г., Россия
- Лауреат Международного фестиваля живой музыки «Маgia glosu» («Магия голоса»), 2005 г., Броцлав, Польша. (Солистка этно-группы «Айархаан» Юлияна Кривошапкина стала Лицом этого фестиваля)
- Лауреат Международного фестиваля устных народных традиций «Niechwytntgo ozieozictwa kulturwego», 2005 г., Варшава, Польша
- Лауреат 1 степени Международного фестиваля «Хомус», 2005 г., Кызыл, Республика Тыва
- Хэд-лайнеры и обладатели звания «Лучшая этно-группа» Международного фестиваля живой музыки «Устуу Хурээ» , 2006 г., Чадан, Республика Тыва
- Хэд-лайнеры Международного фестиваля живой музыки «Riddu-riddu», 2006 г., Минладен, Норвегия
- Хэд-лайнеры Международного фестиваля этнической музыки «Ethnoland», 2006 год, город Москва, Россия
- «Лучшая группа» V Международного конгресса хомусной музыки «Vijfde internationale mondharp festival», 2006 г., Амстердам, Голландия
- Хэд-лайнеры Международного фестиваля музыки тюркских народов «Коркыт ата и музыка Великой степи», 2006 г., Кызыл-Орда, Республика Казахстан
- Лауреат 1 степени Международного конкурса-фестиваля «Современное искусство и образование», 2007 г., Москва, Россия
- Лауреат 1 степени Межрегионального фольклорного фестиваля тюркоязычных народов «Полбек», 2007 г., Абакан, Хакасия
- Обладатели премии «Золотая Ирия» в номинации «Приз зрительских симпатий» Международного фестиваля этнической музыки «Sayanring» («Саянское кольцо»), 2007 г., Красноярск, Россия
- Фавориты международного фестиваля обертонного пения «Glatt& verkehrt», 2007 год, Кремс, Австрия
Билеты на фестиваль этнической музыки "Шелковый путь" приобретайте в кассах культурного центра ДОМ, 953-72-36, 953-72-42. Бол. Овчинниковский пер., 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая)




Яндекс.Метрика