Источник http://www.ethnonet.ru/ru/pub/31-03-2008.html
Этно-Журнал / Публикации/

Использование интернета в научных этнографических/антропологических исследованиях

<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Туторский А.В.
Тематика: теория и методология
Публикация: 2008-04-1
Подробнее

Вот уже несколько лет члены научного сообщества осваивают просторы киберсети. При этом мы встречаемся с рядом трудностей, размышлению о которых и посвящена данная заметка.

Из работ подобной тематики мне известны две электронных публикации докладов. Первый касается научным ресурсам по истории аничности в интернете. Он был сделан старшим преподавателем кафедры истории древней Греции и Рима исторического факультета СПбГУ А. В. Петровым в октябре 2001 года и опубликованный в сети на сайте Центра Антиковедения Санкт-Петербургского Государственного университета[1]. Вторая – непосредственно этнографического/этнологического/культурно-антропологического сег­мен­та интернета. Ее автор, тогда студент 5 курса, Роман Козлов, один из создателей сайта Студенческого Научного Общества кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Доклад был опубликован на сети в марте 2003 год[2].

Несмотря на различные исторические дисциплины, поднятые в статьях проблемы схожи. Самая важная – отсутствие в сети разделения на профессиональных исследователей и любителей, а порой даже и совершенно случайных людей. Например, большинство сайтов по истории античности представляет собой очерки под заголовками «Из истории Древней Греции» или «Греческая мифология», которые являются иллюстрацией к впечатлениям об отпуске в этой стране. В этнографическом/культурно-антропологичеком сегменте – это интернет-версии книг «Эти странные французы» или «Эти странные поляки» и им подобных. Именно эти и подобные им тексты и сведения псевдо-научного характера составляют значительную часть сайтов.

Это смешение всего и вся порождает еще две трудности: трудность поиска и идентификации.

Например, при поиске по словосочетанию «этнография Русского Севера» в системе Яндекс в первую десятку попадают в основном электронные книжные магазины, ряд сайтов научных этнографических учреждений (Института Этнологии и Антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Кунсткамеры – музея антропологии и этнографии им. Петра Ве­ли­кого РАН, Вологодской областной универсальной научной библиотеки), а также электронные газеты и коммерческие сайты, на которых встречаются слова «русский север». Наличие указанных слов, однако, не является гарантией того, что на веб-странице содержится нужная студенту или исследователю информация. Даже на сайтах Института этнологии и Кунсткамеры при переходе по ссылке мы далеко не всегда видим тексты по данной тематике: чаще поисковая система находит заданные слова списках научных работ сотрудников.

В том случае, если текст найден и в нем содержится необходимая информация, возникает следующая проблема: проверки достоверности содержания. И в этом случае можно констатировать всякое отсутствие у интернет-публикаций преимуществ перед печатными. При оценке новой книги, если мы не знаем автора и текста, первое впечатление о солидности работы, можно составить по названию издательства и имени человека, написавшего вводную статью. Если перед нами электронный документ – это невозможно. Единственный, на мой взгляд, возможный вариант проверки его серьезности поиск ссылки на то, что электронный документ является копией печатной работы, а применительно к ней применимы традиционные способы оценки.

Такими были проблемы ученым в интернете на 2003 год. Ситуация не значительно изменилась и сейчас. И хотя алгоритмы поисковых машин меняются, предоставляя определенные удобства людям науки и учащимся, многие из членов научного сообщества классифицируют использование в работах, условно скажем, интернет-источников как путь наименьшего сопротивления. Существует неформальная, «цеховая» классификация исторических источников. На первом месте располагаются источники архивные, а также полевые материалы – для этнографов. На втором месте – публикации периодических изданий, на последнем – публикации документов. В этой классификации интернет-источники заняли самую нижнюю строчку, несколько повысив значимость всех остальных текстов. Логичным завершением этого направления мысли будет следующий вывод: «Уважающие себя люди должны стараться минимально использовать интернет-ресурсы».

Хотя такой вывод представляется мне отчасти обоснованным, вместе с тем, нельзя полностью вычеркивать сеть из жизни ученого. Она предлагает и ряд преимуществ, которые существенно облегчают научную работу. Первая область, где свойства интернета объективно нужны, это – эвристика.

Эвристика – первая часть научной работы, которая заключается в подборе необходимой литературы и источников. Важность ее не подлежит сомнению. Как писали французские историки Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос, «многие ученые и исторические труды, выполненные по всем правилам самого точного метода, оказы­вались с большими погрешностями или даже совершенно негодными по той простой случайности, что автор не знал документов освещавших, дополнявших или опровергавших документы, находившиеся у него под руками, и довольствовался этими последними»[3].

Традиционно документов и литературы ищутся через библиографические списки классических работ. Затем проверяются библиографические списки книг и публикаций, упомянутые в первом списке, и далее по цепочке. Так формируется библиографический и источниковый линидж по некой теме. У этого метода есть два недостатка. Во-первых, такой поиск отнимает много времени. Во-вторых, при существовании нескольких противоположных точек зрения на определенный предмет в научном сообществе (особенно актуально для публикаций советского времени), случается, что авторы из одного лагеря обходят молчанием исследования антагонистов.

Другой путь – поиск документов и литературы через тематические, аналитические и предметные каталоги. Это путь также не прост. Допустим в тематическом каталоге найдена нужная работа. Следующий шаг: необходимо проверить по аналитическому каталогу журнальных изданий наличие у автора других публикаций по тем же вопросам. Если одна из них вышла в тематическом сборнике, то по обыкновенному алфавитному каталогу следует просмотреть содержание этого сборника. В нем находим имена других ученых, работавших над данной темой, и снова возвращаемся в аналитический каталог, чтобы узнать другие работы этих людей. Алгоритм повторяется.

По некоторым темам существуют специально подготовленные описания архивных фондов или историографические работы. Так, в области российской этнографии наиболее известной является трехтомник Д. К. Зеленина «Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества», выходивший в Петрограде с 1914 по 1916 годы[4]. В нем содержится описание рукописей, иногда с краткими цитатами из них. Однако трудов подобных этому совсем не много.

Одним из достоинств интернета является возможность значительно сократить время поиска литературы и источников. Существуют специализированные системы поиска научной информации. Например, с конца 2004 года функционирует система Google Scholar [5], которая позволяет находить опубликованные книги и статьи с выходными данными. Конечно, текст такой работы в 95 % случаев придется искать в обыкновенной библиотеке, однако время на перебирании карточек каталога экономится.

Другая научная поисковая система – Scholar[6] – ищет сами научные тексты. Эта поисковая система работает только в русскоязычном сегменте Интернета. По тематике «Этнография, этнология, антропология» на начало марта 2008 года имеется лишь 13 статей, большая часть которых касается этнографии Сибири. Остается надеяться, что данная система будет совершенствоваться, а круг работ расширяться.

Существуют также англоязычные научные поисковые системы[7], которые находят ссылки на полнотекстовые документы, содержащиеся в основном в платных интернет-библиотеках. К сожалению, эти системы не позволяют искать информацию в рунете.

Помимо, названных систем, на мой взгляд, для составления тематического списка литературы можно пользоваться обычными поисковыми системами, такими как Яндекс, Гугл или Рамблер. Это сэкономит время, проводимое в каталоге. Однако полученный список будет требовать дальнейшей проверки.

Вторая научная область, где интернет может объективно приносить пользу, - обсуждение результатов исследования.

Для обсуждения результатов исследований была создана и существует поныне система научных конференций и конгрессов. С помощью интернета эта система может быть усовершенствована. В виртуальном пространстве может быть смодерирован постоянно действующий форум по некой узкой проблематике. Или с помощью рассылки результаты научной деятельности одного исследователя мгновенно передаются его коллегам. Для этого существуют специальные интернет-порталы, позволяющие организовывать общение людей со схожими интересами.

Например, немецкий англоязычный сайт «Moving Anthropology Student Network» (сокращенно – MASN)[8], построенный по принципу сайтов vkontakte.ru или odnoklassniki.ru, на котором может зарегистрироваться любой антрополог. Здесь легко можно найти человека, занимающегося определенной тематикой, завязать с ним личную переписку, создать сообщество по интересующей теме.

В русскоязычном секторе интернета функцию конференций и тематических обсуждений взял на себе блоговый портал livejournal.com. Здесь имеется ряд сообществ антропологической тематики, например: soc_anthrop, сообщество социальных антропологов, в котором размещаются объявления о конференциях и грантах; ru_expedition, содержащее информацию об экспедициях как этнографических, так и археологических и музейных; ru_folklorist – специализированное научное сообщество фольклористов, пожалуй наиболее активное из всех научных сообществ гуманитарной области; ethno_film, посвященное обсуждению этнографического кино и всего, что с ним связано. Существуют также как минимум два региональных сообщества, в которых достаточно регулярно появляются объявления и статьи социально-антропологической, фольклорной и культурно-исторической тематики. Одно посвящено Полесью – polissja, другое – русскому северу – russkij_sever.

Региональные сообщества предоставляют еще одну возможность: сбора полевой информации не выходя из дома. Многие из читателей этих блог-лент являются уроженцами указанных регионов и имеют достаточное количество времени, чтобы отвечать на вопросы анкет. Как правило, владельцами дневников на сайте livejournal.com являются люди возрастом от 20 до 40 лет. По этой возрастной группе часто не удается собрать нужного количества анкет во время полевых опросов, поскольку люди этого возраста являются наиболее дееспособной частью населения и имеют мало свободного времени. В городе они наоборот часто располагают значительным досугом, который могут посвятить ответам на вопросы анкет.

Функцию интенсификации внутренних связей этнографического сообщества, подобно MASN, в нашей стране должен был выполнять проект «Молодые культурологи и этнографы России»[9], запущенный в 2002 году на сайте кафедры этнографии и музееведения ОмГУ. В описании создатели выражают надежду «что этот раздел сайта будет полезен тем, кто ищет научных партнеров, и потенциальным работодателям. И что среди научной молодежи, в том числе и среди студентов, появятся желающие разместить сведения о себе на этой странице». Однако, несмотря на шесть лет существования страницы, количество размещенных анкет едва превысило пятьдесят. Преимущественно на призыв откликнулись сибирские этнографы. Очень жаль, поскольку проект мог бы принести большую пользу.

Точно также остался незавершенным проект 2005 года «Этнографические центры Сибири»[10], размещенный на том же сайте. В настоящее время на странице этого проекта есть данные только о Барнаульском Государственном педагогическом университете. Данные о других научных центрах Сибири отсутствуют. Впрочем, справедливости ради следует признать, что попыток создать подобные проекты для этнографического сообщества по эту сторону Урала не предпринималось вовсе.

Таковы, по моему мнению, две области научной деятельности, в которых использование интернета объективно улучшать научную работу.

Кроме того, следует отметить еще одну сильную сторону сети – возможность читать книги не в библиотеке. Это актуально для студентов вечерних отделений или аспирантов, которые должны весь день присутствовать на рабочем месте, а также для всех студентов в период подготовки к сессии, когда все книги, имеющиеся в хранилище выданы на руки.

В этом случае можно воспользоваться интернет-бибилиотеками, на сайтах которых помещаются оцифрованные печатные издания. Сразу оговоримся, что искать специализированные работы в интернете малоперспективно. Специализированного сайта с этнографическими/антропологическими работами пока не существует. Нужные книги можно найти либо в общих библиотеках, либо на социологических сайтах.

Из неспециализированных библиотек можно назвать «Библиотеку Гумер»[11] и «Библиотеку Славы Янко»[12]. В «Библиотеке Гумер», в разделе «Культрология» можно прочитать такие известные работы: «Первобытное мышление» К. Леви-Стросса, «Первобытная культура» Э. Б. Тайлора, «Морфология «волшебной» сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа; в разделе «Богословие» «Золотую ветвь» и «Фольклор в Ветхом Завете» Д. Д. Фрезера. В «Библиотеке Славы Янко» в оцифрованном виде можно найти некоторые книги серии «Этнографическая библиотека»: «Структурная антропология» К. Л. Стросса, «Структура и функция в примитивном обществе» А. Р. Рэдклифф-Брауна (М., 2001), «Культура и коммуникация» Э. Лича (М., 2001). В «Библиотеке Славы Янко» интернет-публикации сохраняют разбивку на страницы, что позволяет использовать их при оформлении ссылок. В «Библиотеке Гумера» опубликован сплошной текст, поэтому, для того чтобы сделать сноски, придется найти книгу в печатном виде.

Количество общенаучного характера работ, опубликованных на специализированных этнографических сайтах невелико, а логика публикации часто отсутствует. Возможно потому, что создание этих библиотек еще не завершено. Так, на сайте ethnology.ru можно найти первый том двухтомника «Народы СССР»[13] входящий в серию «Народы мира», «Методику этнографических экспедиций» Г. Г. Громова[14] и ряд других работ размещенных в виде графических файлов. На сайте уже упоминавшегося Студенческого Научного общества кафедры этнографии и антропологии СПбГУ есть неполный текст книги С. А. Токарева История зарубежной этнографии»[15], в котором отсутствуют 2, 4 и 8-ая главы.

Создание специализированного каталога интернет-публикаций для этнографов/социальных антропологов еще предстоит. Однако уже сейчас возможности киберсети для научной работы велики.

 


[1] Петров А. В. Антиковедение в интернете: проблемы научной коммуникации // Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001. С. 7-10. Интернет версия: ibid // http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-10/petrov.htm

[2] Козлов Р. Этнографические ресурсы интернета // http://www.ethnonet.narod.ru/doklad/ethnonet.htm
[3] Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899. С. 14.
[4] Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества. Вып. I-III. Пг. 1914-1916.
[5] http://scholar.google.com/schhp?hl=en&lr
[6] http://www.scholar.ru/
[7]http://www.scirus.com/; http://www.scienceresearch.com/search/; http://www4.infotrieve.com/home.asp
[8] http://www.movinganthropology.de/
[9] http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=365
[10] http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=838
[13] Народы Европейской части СССР. Т. 1 / Под ред. В.А. Александрова и др. М.: Наука, 1964. - 984 с. Аннотация // http://www.ethnology.ru/doc/narod/t1/graf/nrd-t1_ann.htm

[14] Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966. Аннотация // http://www.ethnology.ru/doc/gromov01/html/grm01_ann.htm
[15] Токарев С. А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1978. – 352 с. Оглавление. // http://historia-site.narod.ru/library/ethnology/tokarev_main.htm


Автор - Туторкий А.В. - кандидат исторических наук, сотрудник кафедры этнографии исторического факультера МГУ

 

 


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Яндекс.Метрика