Новости
09 Сен / Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии
Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции c 9 по 12 сентября 200 ...
28 Июн / Благотворительный бал wwf
Ежегодный благотворительный бал в поддержку заповедников и национальных парков России 28 июня 2008г ...
24 Май / Лики Азии. 7 восточных мастеров. Живопись.
В рамках проекта «Лики Азии» будет представлено 18 произведений художников Центральной Азии, созданных в конце XX начале XXI веков 22-25 мая ... |
Этно-Журнал / Публикации/
<Назад | Далее>
Исследование этнического самосознания тофаларов (итоги работы 2005-2007 гг.)| Для печати
Тофалары являются одним из малочисленных народов России (по переписи 2002 г. их насчитывается 837 человека, а в районе компактного проживания 662 человека) со статусом коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока. До конца 20-х годов ХХ в. они еще кочевали по Саянской горной тайге. В процессе своего исторического развития тофалары создали уникальную материальную и духовную культуру. Начиная с 20-х годов ХХ в. тофалары стали подвергаться процессам модернизации со стороны пришлого русского населения. Кочевой образ жизни заменила оседлость в трех ныне существующих поселках. Тофаларский язык постепенно стал уступать место русскому. Стало увеличиваться число смешанных браков. Всё это привело к замене ряда культурно-бытовых особенностей тофаларов новыми интеграционными формами культуры. Исходя из этого мы поставили весьма важную в научном и практическом отношениях цель: осуществить исследование современного этнического самосознания тофаларов. Исследование этнического самосознания тофаларов проходило в 2005-2007 гг. в населенных пунктах Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара (Нижнеудинский район Иркутской области). В общей сложности было опрошено 106 человек, что составляет 25% от всего населения тофаларов в возрасте от 18 лет и старше. Исследование 2005 года было проведено при грантовой поддержке Красноярского государственного педагогического университетам им. В.П. Астафьева. Номер гранта 43-05-1/ФП. Исследование 2006-2007 года было проведено за счет своих средств. В исследовании были использованы следующие методы: 1). Анализ литературы по проблеме исследования 2). Методы экспериментального исследования: а. Использованы методики: стандартный этнопсихологический опросник (адаптация Бахтин С.А.), и опросник изучения ценностных ориентаций (Рокич), методика изучения этнических стереотипов, метод работы с информатором. б. Анализ похозяйственных книг администраций населенных пунктов, в которых происходило исследование. в. Методы качественного и количественного анализа данных. В ходе обработки полученного материала было произведено сравнение данных и анализ взаимозависимости признаков. В качестве меры сравнения использовался U-критерий Манна-Уитни, а взаимозависимости признаков – коэффициент корреляции Спирмана. Расчеты проводились с помощью прикладной компьютерной программы StatgraphicsPlusv.2.1. Также был использован метод фильтрации данных с помощью прикладной компьютерной программы Excel 2003. В ходе исследования нами была создана и успешно апробирована уникальная методика исследования этнического самосознания, на примере тофаларов. Главным достоинствами её является универсальность, компактность, максимальная информативность при минимальном объеме. В дальнейшем мы планируем использовать её при изучении этнического самосознания других коренных малочисленных народов Средней Сибири. Например долган, энцев, эвенков и др. В исследовании когнитивного компонента этнического самосознания тофаларов мы сделали следующие выводы. Языковая ассимиляция не ведет к потере этнического самосознания тофаларов. В нашем случае точка зрения об этнической ассимиляции как следствии языковой ассимиляции не подтверждается. Исследованием выявлена постепенная компенсация такого компонента, как родной язык, другими компонентами этнической идентичности. С потерей родного языка, важнейшим этноконсолидирующим признаком становится понятие «родной земли», то есть сам факт проживания на своей малой родине – в изолированном и труднодоступном горном районе с особым ландшафтом и особенностью таёжного хозяйственного уклада. Так же мы можем отметить недифференцированность представлений тофаларов о национальном характере своего этноса и окружающего русского населения. Это говорит об активных процессах сближения тофаларов с русскими, о влиянии на них русского этноса и о перспективе дальнейшего размывания этноса. В исследовании эмоционального компонента этнического самосознания тофаларов мы сделали вывод, что межличностная сфера общения для них является более значимой по сравнению с русскими. В контактах с другими людьми развиваются личностные качества, что ведет к общественному признанию, уважению окружающих. Для тофаларов более значимы отношения направленности «человек – человек», а не «человек – деятельность», как у русских. В исследовании поведенческого компонента этнического самосознания тофаларов, мы делаем вывод, что для тофаларов характерно наличие положительных установок в межнациональном общении. Это говорит с одной стороны об относительном благополучии межнациональных отношений двух основных общин Тофаларии, но с другой стороны может сказаться отрицательно на перспективах дальнейшего этнического развития этноса, так как усиливает процессы слияния тофаларов с русскими. Подводя итоги нашего исследования, можно указать на сохранение устойчивого этнического самосознания тофаларов, несмотря на такие факторы, как: · языковая ассимиляция; · постепенная замена языкового компонента другими этнически различительными признаками, особенно в младшей возрастной группе; · практически полная недифференцируемость представлений о своем и русском национальном характере; · преобладание положительных установок на межнациональное общение и на принятие других людей, чем своей собственной деятельности. Сделанные нами выводы могут стать отправными позициями гипотезы о постепенной трансформации тофаларов в новую этническую общность, отличающуюся от русских только лишь антропологическими особенностями и таежным укладом жизни. О динамике происходящих процессов в области самосознания и сделанных предположений можно будет судить при условии вторичного проведения исследования в этом районе с интервалом в 10 лет.
Автор - Аспиран кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Отзывы о статье
Неправильный код защиты!
<Назад | Далее> |
Поиск по сайту
Сейчас также доступна Старая версия сайта |
||||||||||
(c) Этно Журнал 2007
|
||||||||||||
Использование материалов возможно только с указанием источника! Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru |
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554 |
|
||||||||||