en / de / fr


Новости

09 Сен / Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии
Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции
c 9 по 12 сентября 200 ...

28 Июн / Благотворительный бал wwf
Ежегодный благотворительный бал в поддержку заповедников и национальных парков России
28 июня 2008г ...

24 Май / Лики Азии. 7 восточных мастеров. Живопись.
В рамках проекта «Лики Азии» будет представлено 18 произведений художников
Центральной Азии, созданных в конце XX начале XXI веков
22-25 мая ...

Все новости
Этно-Журнал / Публикации/

Исследование этнического самосознания тофаларов (итоги работы 2005-2007 гг.)

| Для печати
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Бахтин С.А.
Тематика: этнопсихология
Публикация: 2008-03-05
Подробнее

Тофалары являются одним  из малочисленных народов России (по переписи 2002 г. их насчитывается 837 человека, а в районе компактного проживания 662 человека) со статусом коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока. До конца 20-х годов ХХ в. они еще кочевали по Саянской горной тайге. В процессе своего исторического развития тофалары создали уникальную материальную и духовную культуру.

Начиная с 20-х годов ХХ в. тофалары стали подвергаться процессам модернизации со стороны пришлого русского населения. Кочевой образ жизни заменила оседлость в трех ныне существующих поселках. Тофаларский язык постепенно стал уступать место русскому. Стало увеличиваться число смешанных браков. Всё это привело к замене ряда культурно-бытовых особенностей тофаларов новыми интеграционными формами культуры.

Исходя из этого мы поставили весьма важную в научном и практическом отношениях цель: осуществить исследование современного этнического самосознания тофаларов.

Исследование этнического самосознания тофаларов проходило в 2005-2007 гг. в населенных пунктах Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара (Нижнеудинский район Иркутской области). В общей сложности было опрошено 106 человек, что составляет 25% от всего населения тофаларов в возрасте от 18 лет и старше. Исследование 2005 года было проведено при грантовой поддержке Красноярского государственного педагогического университетам им. В.П. Астафьева. Номер гранта 43-05-1/ФП. Исследование 2006-2007 года было проведено за счет своих средств.

В исследовании были использованы следующие методы:

1). Анализ литературы по проблеме исследования

2). Методы экспериментального исследования:

а. Использованы методики: стандартный этнопсихологический опросник (адаптация Бахтин С.А.), и опросник изучения ценностных ориентаций (Рокич), методика изучения этнических стереотипов, метод работы с информатором.

б. Анализ похозяйственных книг администраций населенных пунктов, в которых происходило исследование.

в. Методы качественного и количественного анализа данных. В ходе обработки полученного материала было произведено сравнение данных и анализ взаимозависимости признаков. В качестве меры сравнения использовался U-критерий Манна-Уитни, а взаимозависимости признаков – коэффициент корреляции Спирмана. Расчеты проводились с помощью прикладной компьютерной программы StatgraphicsPlusv.2.1. Также был использован метод фильтрации данных с помощью прикладной компьютерной программы Excel 2003.

В ходе исследования нами была создана и успешно апробирована уникальная методика исследования этнического самосознания, на примере тофаларов. Главным достоинствами её является универсальность, компактность, максимальная информативность при минимальном объеме. В дальнейшем мы планируем использовать её при изучении этнического самосознания других коренных малочисленных народов Средней Сибири. Например долган, энцев, эвенков и др.

В исследовании когнитивного компонента этнического самосознания тофаларов мы сделали следующие выводы. Языковая ассимиляция не ведет к потере этнического самосознания тофаларов. В нашем случае точка зрения об этнической ассимиляции как следствии языковой ассимиляции не подтверждается. Исследованием выявлена постепенная компенсация такого компонента, как родной язык, другими компонентами этнической идентичности. С потерей родного языка, важнейшим этноконсолидирующим признаком становится понятие «родной земли», то есть сам факт проживания на своей малой родине – в изолированном и труднодоступном горном районе с особым ландшафтом и особенностью таёжного хозяйственного уклада. Так же мы можем отметить недифференцированность представлений тофаларов о национальном характере своего этноса и окружающего русского населения. Это говорит об активных процессах сближения тофаларов с русскими, о влиянии на них русского этноса и о перспективе дальнейшего размывания этноса.

В исследовании эмоционального компонента этнического самосознания тофаларов мы сделали вывод, что межличностная сфера общения для них является более значимой по сравнению с русскими. В контактах с другими людьми развиваются личностные качества, что ведет к общественному признанию, уважению окружающих. Для тофаларов более значимы отношения направленности «человек – человек», а не «человек – деятельность», как у русских.

В исследовании поведенческого компонента этнического самосознания тофаларов, мы делаем вывод, что для тофаларов характерно наличие положительных установок в межнациональном общении. Это говорит с одной стороны об относительном благополучии межнациональных отношений двух основных общин Тофаларии, но с другой стороны может сказаться отрицательно на перспективах дальнейшего этнического развития этноса, так как усиливает процессы слияния тофаларов с русскими.

Подводя итоги нашего исследования, можно указать на сохранение устойчивого этнического самосознания тофаларов, несмотря на такие факторы, как:

· языковая ассимиляция;

· постепенная замена языкового компонента другими этнически различительными признаками, особенно в младшей возрастной группе;

· практически полная недифференцируемость представлений о своем и русском национальном характере;

· преобладание положительных установок на межнациональное общение и на принятие других людей, чем своей собственной деятельности.

Сделанные нами выводы могут стать отправными позициями гипотезы о постепенной трансформации тофаларов в новую этническую общность, отличающуюся от русских только лишь антропологическими особенностями и таежным укладом жизни. О динамике происходящих процессов в области самосознания и сделанных предположений можно будет судить при условии вторичного проведения исследования в этом районе с интервалом в 10 лет.

 


Автор - Аспиран кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

 

 

 


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту

Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта

Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           

Яндекс.Метрика