en / de / fr


Новости

15 Май / Всероссийский конкурс студенческих PR-проектов
Цель Конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью - поддержка молодых специалистов.
Прием заявок до 15 мая 2008г ...

24 Апр / Конференция "Психология образования: современное состояние и перспективы"
Приглашаем вас принять участие во II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции "Психология образования: современное состояние и перспективы" (с изданием и рассылкой мате ...

19 Апр / Интеллектуальная одежда от Натальи О'Шей (Хелависа)
Этно-Журнал представляет первую в России линию авторской интеллектуальной одежды.
18-20 апреля 2008г ...

Все новости
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Гальт Карина
Тематика: музеи мира
Публикация: 2008-02-26
Подробнее

 
 

15 февраля 2008 года гамбургской публике предстало легендарное золото скифов. Более пяти тысяч экспонатов, свидетелей перемещения степных кочевников из Сибири к берегам Черного моря, находятся в Германии с начала июля прошлого года - на международной выставке «Под знаком золотого грифа. Царские гробницы скифов», которая прошла сначала в Берлине и Мюнхене. В центре внимания – легендарно золото из Долины Царей, архитектура курганов и мумии из вечной мерзлоты.

Идея рассказать историю кочевых воинов родилась несколько лет назад. Тогда, в 2001 году, в тувинском Аржане открыли царское захоронение конца 7 в. до н.э. Немецкий Археологический Институт, участвовавший в раскопках вместе с российскими учеными, сравнил его с гробницей Тутанхамона – настолько велико научное значение открытия. А Герман Парцингер, президент Института (до 1 марта 2008 г.) и руководитель германской научной экспедиции в Сибири, называет курган «одним из самых захватывающих археологических открытий последних лет».

В 2004 году небольшую экспозицию из находок в Туве уже показывал Эрмитаж. Но выставки такого масштаба и уровня еще не было: ее поддержали сразу пять президентов – России, Германии, Украины, Монголии и Казахстана. «Археологи в таком составе работают уже больше десяти лет, и за это время мы добились действительно многого», - замечает Герман Парцингер. В нескольких словах – представления о скифах изменились полностью.
 

 

Где «замирают» курганы

 Античные авторы рассказывают о диких воинах – варварах, которые пьют из черепов врагов неразбавленное вино и убивают копьем, метнув его на полном скаку назад. По Геродоту, скифы занимали причерноморский бассейн, но на самом деле они заселили территории от Алтая до Карпат: под натиском племен с востока 2900 лет назад скифы снялись с родных мест в бассейне Енисея и отправились к берегам Черного моря, где попали в поле зрения греков. «Конечно, они не были единым этносом: речь идет о сообществе родственных племен», - говорит Парцингер. И племена Южной России, Украины и района Черного моря Геродот знал, конечно, лучше остальных. Поэтому в землях «далеко на востоке» он поселил мифических одноглазых аримаспов, а за ними - «стерегущих золото грифов».

Несколько тысяч лет спустя Наталья Полосьмак, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского Отделения РАН, выяснила: во времена Геродота крылатые хищники с головой птицы – грифы – заняли одно из главенствующих мест в пантеоне и искусстве жителей Южной Сибири. И подтвердили скифское происхождение своих создателей.

Как отмечает Парцингер, племена с европейской территорий Евразии могли общаться с зауральскими без переводчика – т.е. находились в родстве, и скифы действительно занимали огромные пространства от бассейна Енисея до Венгрии. Но даже всадники, не говорившие больше на одном языке, носили сходные костюмы: остроконечную войлочную шапку, кафтан с поясом и штаны.

 

Так одели и безымянного правителя, умершего 2500 лет назад в далекой от греков Азии. На шею ему возложили золотую, почти в два килограмма весом гривну, на голову – украшенный конями и оленем убор, на плечи – накидку, покрытую тысячами золотых пантер. Штаны расшили мелкими, меньше миллиметра, золотыми бусинами, по правую руку оставили инкрустированный кинжал, по левую – жену, убитую боевым топором. Пол бревенчатой камеры заранее выстелили черным войлоком, приготовили подушки под голову, повесили на стены оружие и украшения. Камеру закрыли и засыпали землей, а в центре кургана, чтобы обмануть разбойников, построили «разоренную» комнату-обманку: найдя ее, расхититель решит, что все ценное унесли до него.

Воры курган не тронули.

В конце XX века в Долине Царей недалеко от тувинского поселка Аржан появились археологи из Петербурга и Берлина. Нужно было осмотреть гигантскую, в тридцать метров высотой, гробницу, провести геофизические исследования, наметить план раскопок. В 1970-е годы Аржан уже прогремел в научном мире: советский исследователь М.П.Грязнов нашел здесь крупное захоронение с уцелевшей одеждой – для находок такого возраста большая редкость. Так была отрыта новая страница в изучении скифов Сибири, начало которому положил в XIX веке Фридрих Вильгельм Радлов - немецким ученый и член Петербургской Академии Наук.

Он тоже исследовал т.н. «замерший» курган: благодаря мерзлоте в нем прекрасно сохранилась одежда – халат из кусочков меха в красно-зеленых тонах и меховая куртка без застежек, с открытым воротом и длинной, как у фрака, спиной. Именно с находок Радлова недалеко от села Катанда (сегодня Усть-Кокский район Республики Алтай) в России началось основательное изучение скифов.

Открытие М.П. Грязнова потрясло исследователей не меньше: стало ясно, что ключ к пониманию культуры степных всадников и особенно ее раннего периода (9 – 8 вв. до н.э.) нужно искать в тувинском некрополе.
 

Степная архитектура

Окруженная горами, Долина Царей простирается на 30 километров, расходится в самом широком месте до десяти и образует эллипс с цепью холмов на дне. Это тянутся с востока на запад сотни курганов – как замечает Парцингер, «в самом деле, гигантских курганов». Стоя перед захоронением степного правителя и его жены, «думаешь, что это гора» – при высоте в тридцать метров диаметр кургана доходит до двухсот.

Архитектура царских гробниц занимает на выставке особое место. Именно структура и порядок постройки кургана рассказывают о духовной культуре его создателей – вере, обрядах, взглядах на мир. Поэтому российские и немецкие ученые так высоко оценили сибирские открытия последних лет – аржанский комплекс, курганы в Минусинской котловине и еще одну «замершую» гробницу, на этот раз в монгольской части Алтая (летом 2006 года российско-немецко-монгольская экспедиция нашла здесь мумию скифского воина). В то время как сотни курганов разграблены, разрушены и не сохранили ничего, кроме нескольких овечьих и конских костей, эти захоронения остались нетронутыми. Именно по ним в последние шесть-семь лет ученые реконструировали погребальные ритуалы и верования скифов.

Несмотря на региональные отличия, все курганы скрывают очень сложные и во многом повторяющиеся обряды. Первое, что бросается в глаза, - «невероятный почет, который оказывали царским скифам при захоронении». По словам Парцингера, курганы строили поэтапно, наполняя сакральным смыслом каждое действие – рубили из бревен погребальную камеру, обставляли ее нужной в потустороннем мире утварью, украшали по статусу умершего… И так – вплоть до закрытия всех камер со слугами и домочадцами, последовавшими за господином, до того момента, как в степи появлялся новый холм. Парцингер думает, что вся работа занимала несколько месяцев.

Раскопки также проходили в несколько стадий. Готовиться к работам под Аржаном начали еще в 1996 году. После пробных изысканий семилетней давности археологи разделили курган на секторы (это делается для изучения этапов строительства), вынули грунт - и в 2001 году нашли легендарное золото скифов. Как думали сначала, двести, может быть, даже тысячу предметов. Ученые собирались исследовать только архитектуру кургана – порядок закладки, расположение камер, костей, оружия и украшений – и не представляли, что найдут царское захоронение. В гробнице оказалось более 9000 артефактов, 5700 из них - золотые. Именно аржанские находки составляют основную часть золотых экспонатов берлинской выставки, а сам курган стал богатейшим из скифских захоронений Сибири и одним из самых значительных памятников этого периода.

Покинув Долину Царей, археологи отправились на запад, в Минусинскую котловину, где в 2004 году начали раскопки под Барсучьим Логом. И почти сразу скифологи сделали еще одно удивительное открытие – десятиметровый курган имел форму… пирамиды. Две с половиной тысячи лет назад ее красноватые песчаные скаты, должно быть, четко виднелись на фоне травы. Крупных курганов такой формы нет больше нигде в Евразии. Под слоем земли сохранился вход, который изначально вел в деревянную погребальную камеру. Но, сгорев вместе с умершим скифом, стены, как и задумали строители, обрушилась в погребальную яму.

Находка тем более ценна, что как раз под Минусинском многие гробницы разорили еще во времена скифов: кости разбросаны, полы перерыты, внутри оставлено по собачьему черепу. «Возможно, это была голова собаки, но сейчас точно не определить», - говорит Парцингер. Примерно за 200 лет до н.э. с востока пришли другие племена, и, очевидно, завоевали территорию скифов. Разрушив царские курганы и оставив в них собачьи черепа, они, скорее всего, подтвердили свое право на новые земли. «Таких примеров история знает множество: завоеватели стараются стереть даже воспоминания о предшествующей культуре».

Золотых дел мастера

Находки последних лет, выставленные в Берлине, доказывают: культура в самом деле была. Скифы действительно создали высокоразвитую евразийскую цивилизацию, художественное ремесло и необычайно разветвленную общественную структуру. Для создания гигантского аржанского захоронения, например, требовался «определенный уровень политической организации и слаженная работа многих людей», - рассказывает Парцингер.

 Так были ли скифы дикими ордами из античных сочинений? Они не строили городов, не вели летописей и «высокой культуры» в расхожем смысле, конечно, не оставили. Но сегодня ясно, что скифский период представляет собой очень важную ступень в развитии Евразии. Открыв курганы, археологи поразились не количеству золота, а мастерству ремесленников. Такой виртуозности в обращении с металлом от степных кочевников не ожидал никто, хотя ученые давно перестали видеть в них варваров из работ греческих авторов.

 Сотня за сотней, из аржанского кургана поднимались произведения древнего искусства – бирюзовые, малахитовые, золотые бусины с убора царицы, серьги и гребень, пять тысяч золотых пантер… Чеканка двухкилограммовой гривны на шее правителя вблизи оказалась сплетением мельчайших фигурок священных животных - лошадей, козлов, пантер, верблюдов. Образуя параллельные друг другу линии, они одновременно обвивают ожерелье по спирали. «Размер каждой фигурки - сантиметра два, но можно различить даже лапы и когти, а у лошадей – сбрую», - удивляется Парцингер даже спустя несколько лет после открытия.

Сибирский звериный стиль украшает позолоченные колчаны, ножи, кинжалы, инкрустированные наконечники стрел, чепраки – длинные покрывала боевых коней. Последнее отчасти связано с тем, что скифы старались придать свойства одного животного другому: лошадь, украшенная фигурками оленей, должна была стать сильнее и быстрее. «На Алтае сохранились даже изображения коней в головных уборах, которые их самих делали похожими на оленей или лосей», - рассказывает Парцингер о священных животных скифов. Что касается грифов, точное их значение неизвестно, но, возможно, «речь идет о тотемных животных, символах племени», - предполагает руководитель немецкой археологической группы в Сибири.

 Символами покрывали себя и люди – в виде татуировок или украшений. Воин из ледяной гробницы с Алтая, громкая находка 2006 года, носил на шее символ силы – двух оскаленных волков. Но денег на украшение из чистого золота ему не хватило: хищники только позолочены. Ученые полагают, что при жизни он, вероятно, не принадлежал к сословию, на котором держалась военная мощь скифского общества. Уважение к воинам было настолько велико, что вероятно, умершим клали оружие по традиции: рядом с мумией нашли полный боевой доспех, включая лук высотой в 1,2 метра, и стрелы. Тем не менее, при жизни этот человек, умерший примерно 2300 лет назад, мог пасти на высокогорье коз и овец.
  

 Чем болеют скифы?

 

 Как удалось выяснить такие подробности? Выводы ученых основываются на данных самых разнообразных анализов – радиологических, эндоскопических, молекулярно-биологических. В экспедициях работает все больше исследователей естественнонаучного направления, и «археологическое закулисье» играет на выставке в Берлине особую роль.

 «Перед нами открыты просто грандиозные возможности», - увлекается Парцингер. С археологами теперь работают антропологи, генетики, палеонтологи, химики. Лед из алтайского кургана отправили микробиологам в Новосибирск – а это новая информация о «всевозможных тысячелетних микробах». Другой пример – кости. По ним в Германии прочитали едва ли не всю жизнь скифского воина: ел, в основном, мясо, сыр и кумыс; страдал хроническим воспалением десен; шейные позвонки и суставы ног сильно стерты – возможно, от постоянной езды верхом.

 Запущенным артрозом болел и один из слуг аржанского правителя. Сам царь, как выяснили, страдал раком предстательной железы и в последние годы жизни, скорее всего, вообще не ходил. «По костям можно реконструировать качество жизни всего общества!», - добавляет археолог.

 Другое направление современных исследований – генетический анализ. Несколько тысяч лет назад Южную Сибирь населяли европеоиды со светлыми волосами (таков и алтайский воин). Следующий российско-немецкий проект должен определить, насколько кочевники были подвижны в действительности. «Наши коллеги из Новосибирска выделили среди скифов несколько антропологических подгрупп. Теперь нужно узнать, какие ареалы занимали разные генотипы».

 Президент Немецкого Археологического Института ожидает больших изменений в скифологии. Новые открытия и поддержка выставки на государственном уровне уже подняли волну интереса к строителям степных курганов. Они привлекли внимание многих наук, и Парцингер надеется, что ученые признают в скифах связующую нить между Азией и Европой. «Украина, Казахстан, Россия, Центральная Европа – все мы проходили общие этапы развития. И кочевые всадники связывают историю Европы и Азии в некое пластичное евразийское единство… Чем глубже копаешь, тем больше находишь в истории разных народов сходного».

 Выставка «Под знаком золотого грифа. Царские гробницы скифов» открыта: вт – вс, с 10:00 – 18:00 по адресу: Штайнторплатц 20099 Гамбург, Музей искусства и ремесел (Museum für Kunst und Gewerbe, Steintorplatz
20099 Hamburg; www.mkg-hamburg.de).

 Выставка работает до 25 мая.

 Дополнительная информация: http://www.skythen-hamburg.de (нем.).

 
материал опубликован в издании "Путешествие по свету" №2 за 2008 г.

 

 


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту

Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта

Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           

Яндекс.Метрика