Места, забытые даже Богом

Места, забытые даже Богом

Уже поздно ночью в полной темноте мы добрались до Спас-Оскуйского погоста. Готовить ужин уже ни у кого не было сил. К тому же пошел дождь. Мы съели по бутерброду и забрались в палатки.

Спас-Оскуйский погост стоит в трехстах метрах от западного берега озера Спасское, посреди огромного болота под названием Спасские Мхи. Со всех сторон его окружают дремучие леса и непроходимые топи. Кто, когда и зачем основал здесь монастырь – теперь никому не известно. Предполагают, что это было в XV-XVI веках, и он впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах в 1583 году как монастырь «Преображения Спасова Оксуей в погосте Спасском на Коломне». Название Оскуйской обитель получила по имени реки Оскуя, которая, скорее всего, до постройки тракта исполняла роль главной транспортной артерии. В прошлом веке здесь было даже два собора – Преображенский и Никольский. Бывший монастырский двор окружала каменная ограда с коваными решетками, рядом стояли дома причта. К сожалению, теперь остались только кирпичные руины Преображенского собора. Деревянная Никольская церковь не сохранилась. Церкви Спас-Оскуйского погоста действовали до 1938 года. В декабре 38-го оба служивших тут священника были арестованы и расстреляны.

Осмотрев то, что осталось от Спас-Оскуйского погоста, наша команда продолжила погружение в топи. Участок маршрута от озера Спасское до речки Сохлая представляет собой почти сплошное ковровое болото, поросшее пушицей и клюквой. Редкие кривые сосенки не оставляют шансов зацепиться лебедкой, если доведется застрять.

В таких условиях лучше «спешиться» и шагать рядом с квадроциклом. Стоит лишь сесть на него верхом, как он тут же начинает погружаться. Я с тоской вспомнил Москву, где дешевые тарифы на аренду автомобиля с водителем и можно очутиться в нужном месте за считанные минуты. Причем данный сервис очень удобен для командировок в Московскую область. Высокое качество сервиса и почасовая оплата всегда будет выгоднее, чем брать такси. Но в этой глуши нет даже такси.

За целый день нам удалось пройти не больше15 км. А когда начало темнеть, мы уперлись в завалы. Гнилые поваленные стволы говорили о том, что по этой дороге уже лет тридцать никто не ездил и, скорее всего, даже не ходил. Шестеро наиболее стойких и опытных участников отправились вперед, вооружившись двумя бензопилами, а остальные улеглись спать, поставив палатки прямо на дороге. За ночь «первопроходцы» расчистили больше шести километров дороги. Это был настоящий подвиг!

На третий день до цивилизации нам оставалось пройти около13 км. Кажется, что это совсем не много, но на преодоление болот и поваленного леса ушел целый день. Мы с папой прошли все это расстояние пешком. Идти по болоту тяжело. С каждым шагом надо высоко поднимать ноги. Но, похоже, нам было даже проще, чем квадроциклистам, потому что шли мы быстрее, чем ехали остальные участники. На обед не останавливались, чтобы не терять времени. Я никогда бы не догадался, что обычная клюква, собранная прямо с болотной кочки, такая вкусная! К вечеру команда выбралась к деревне Пелюшня. Местные жители очень удивились, увидев квадроциклистов. Говорят, что до этой деревни даже немцы не добрались во время Великой Отечественной войны. Фашисты утопили четыре танка в окрестных болотах и в конце концов решили, что им сюда не надо. Ну а мы, похоже, оказались первыми за много лет, кто полностью прошел этот трудный участок Аракчеевского тракта на колесной технике.