Послали, так послали

Послали, так послалиОтчего происходят банкротства турфирм, как определить надежность оператора и что делать, если предоставившая вам путевку компания разорилась? Conde Nast Traveller попробовал найти ответы на эти непростые вопросы.

В прессе периодически появляются новости о туристах, застрявших в аэропортах, потому что оператор не смог заплатить за перелет, и отпускниках, которых из-за отсутствия денежных переводов на счета гостиниц не селят в номера. После чего следуют объявления о банкротствах туроператоров: «Лантатур вояж», «Капитал Тур», «ITC-Международный клуб путешествий», «Лужники тревел», «Скайтур», «Аврора Интур» и «Идеальный мир». Как понять, надежна ли та или иная компания или ты рискуешь, дорого заплатив за тур, остаться и без денег, и без поездки?

Банкрот, еще банкрот

По мнению экспертов, в зоне риска сегодня находятся практически все российские туроператоры, особенно те, кто возит туристов чартерными рейсами и заключает с отелями «жесткие» контракты. А это как раз крупные компании. Договор на авиаперевозку туроператор подписывает, как правило, за много месяцев до начала полетов. При этом каждый стремится потеснить конкурентов и отвоевать как можно большую долю на «своем» направлении, а для этого нужно наращивать объем, увеличивать число рейсов. Впрочем, для больших компаний постоянный рост объемов необходим и для выживания: без притока оборотных средств они не смогут оплачивать услуги поставщиков. Однако на спрос могут повлиять множество непредсказуемых факторов: и, например, революция в Египте, и наводнение в Таиланде приводят к тому, что чартеры летают полупустыми, а туроператор уже заплатил и за них, и за места в отелях. И тогда «финансовая пирамида» рушится.

Бывший владелец компании «Мегаполюс Туре», а ныне глава объединения «Турпомощь» Эдуард Кузнецов утверждает, что около 40 % тур-пакетов, в первую очередь чартерных, туроператоры продают либо по себестоимости, либо себе в убыток. По мнению специалистов, весь массовый туризм на сегодняшний день в России убыточен. Даже на дорогих направлениях вроде Доминиканы или Мексики, где еще несколько лет назад туроператоры хорошо зарабатывали, сегодня из-за «войн скидок» туры продаются по демпинговым ценам. Впрочем, для туристов здесь есть и выгоды: туроператор фактически доплачивает им за покупку туров. Правда, «в нагрузку» к дешевым путевкам прилагается риск банкротства их продавцов.

Финансово-экономический кризис тоже затронул туристический рынок, причем в Европе даже существеннее, чем в России. Самым громким стало банкротство английской компании XL Leisure Group в сентябре 2008-го, когда за границами Великобритании осталось несколько десятков тысяч ее клиентов. К счастью, в Соединенном Королевстве существует компенсационный фонд ATOL, на который обязаны «скидываться» все туроператоры и который помогает туристам в подобных ситуациях.

У нас механизм, позволяющий отчасти защитить туристов от банкротств операторов, впервые был запущен в 2007 году. С тех пор каждый туроператор должен ежегодно заключать со страховыми компаниями договор о страховании своей ответственности. Первоначально максимальная сумма гарантии составляла 30 миллионов рублей, но позже она была увеличена до 100 миллионов. Однако и этой сотни не хватило на выплаты клиентам «Ланты», и тогда размер финансовой гарантии решили привязать к обороту компании, то есть чем больше и дальше компания отправляет людей, тем большую страховку она должна оформить.

На практике это выглядело так, что туристы по новой оплачивали гостиницу и обратный билет, а по возвращении с чеками и прочими документами в руках пытались получить компенсацию. Таким образом, финансовые гарантии решают лишь проблему возврата денег туристам уже в России. Если же вы заселились в отель и там вам сообщили, что номер не оплачен, и предложили выехать или заплатить еще раз, деньги из финансовой гарантии вам не помогут.

Когда в апреле прошлого года рухнул «Идеальный мир», наши законодатели наконец перестали изобретать велосипед и предложили для защиты туристов способ, уже давно используемый в Европе, компенсационный фонд.