Источник http://www.ethnonet.ru/ru/pub/martyn.html
Этно-Журнал / Публикации/

Исламское образование и просвещение в Республике Мордовия: проблемы и перспективы

<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Мартыненко А.В., Шилов Н.В.
Тематика: религиоведение
Публикация: 2006-12-7
Подробнее

В традиционной культуре ислама статус образования и образованного человека всегда был весьма высок. Современный мусульманский богослов Мухаммад Али аль-Хашими в работе «Личность мусульманина» говорит по данному поводу, что «мусульманин обязан подчиняться постоянному стремлению разума к науке и не отказываться от этого, пока в его жилах кровь струится».[1]

Действительно, небезызвестное высказывание пророка Мухаммада о том, что "чернила ученого также драгоценны, как кровь мученика за веру" стало своеобразной установкой на создание в рамках исламской цивилизации своей, весьма специфичной системы религиозного образования.

Как известно, классическая система религиозного образования в исламе делится на две ступени.

Первая ступень – мектебы (мактабы; арабское – «место, в котором пишут»), мусульманские начальные школы, в которых дети познают основы ислама (в основном – изучают Коран и арабский язык). Мектебы существуют в исламском мире практически с века возникновения ислама (с VII века); сегодня они почти повсеместно распространены в мусульманских странах и регионах.

Вторая ступень – медресе[2] (мадраса; арабское – «место, в котором учатся»), учебные заведения средней и высшей ступени по подготовке мусульманского духовенства. Первые медресе возникли в Х веке в Хорасане (Восточном Иране) и Мавераннахре (Средней Азии). В медресе изучают мусульманское право, догматику, Коран, хадисоведение, арабский язык и арабскую литературу, а с XIX – XX вв. – также и светские дисциплины.

Например, самым известным медресе исламского мира, без преувеличения, является университет аль-Азхар («аль-Джами аль-Азхар» – «Светозарнейшая соборная мечеть») в Египте. Аль-Азхар был построен одновременно с нынешней столицей Египта Каиром по приказу шиитской (исмаилитской) династии Фатимидов в 970 – 972 годах. В 1961 году, по приказу президента Арабской Республики Египет Гамаля Абдель Насера, получил статус государственного университета.

На территории СНГ крупнейшими медресе являются Мири-Араб (Бухара, Узбекистан) и Исламский институт имени имама аль-Бухари (Ташкент, Узбекистан).

На территории современной России первые мектебы и медресе стали формироваться еще в период средневековья, в историко-культурных границах тех государственных образований, официальной идеологией которых был ислам (например, Волжской Булгарии, Казанского ханства).

В Российской империи XVIII - начала ХХ вв. действовала развитая система мусульманского образования, подведомственная различным организационным структурам мусульманского духовенства.

На рубеже XIX - XX столетий общественно-просветительское движение российских мусульман - движение джадидов - предприняло попытку реформировать традиционную систему исламского образования на основе европейских педагогических инноваций и введения в процесс преподавания, наряду с богословскими, светских учебных дисциплин.[3] Однако эксперименты с "новометодными" медресе были пресечены советскими властями в 1920-30-е гг.

На территории мордовского края система религиозного исламского образования стала формироваться в XIX – начале ХХ века. При отсутствии медресе (учебных заведений средней и высшей ступени), практически в каждом татарском селе на территории Мордовии к 1910-м годам существовали начальные мусульманские школы – мектебы. Однако в 1920-30-е гг. эти школы были разгромлены в рамках атеистических гонений того времени.

Постепенное возрождение основ исламского образования началось в Республике Мордовия (РМ) в 1990-е – начале 2000-х в общем контексте «исламского возрождения» в регионе.

В настоящее время татарская община РМ насчитывает более 50 тысяч человек, что составляет около 6% населения республики. Татары РМ, как и большинство мусульман Российской Федерации, исповедуют ислам суннитского толка, придерживаются особой юридической школы – ханафитского мазхаба.

Стали формироваться курсы по изучению арабского языка, проводиться конкурсы по знанию основ ислама. Кроме того, сотни татарских юношей и девушек, уроженцев республики, получили возможность пройти обучение в крупнейших медресе России (Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов) и зарубежного исламского мира (Турции, Сирии, Саудовской Аравии).

Организационное оформление современной мусульманской общины (умма) Мордовии началось еще в начале 1990-х гг. и продолжается поныне.

Важную роль в этом процессе играют два действующих в республике муфтийята - Духовное управление мусульман (ДУМ) РМ и Региональное духовное управление мусульман (РДУМ) РМ, а также татарские общественно-политические организации: «Общество татарской культуры «Якташлар» и региональная Национально–культурная автономия (НКА) татар.

Очень активно развивается информационная сеть мусульман Мордовии. В 2005 году, наряду с периодическими изданиями «Ислам в Мордовии», «Татарская газета», «Юлдаш», широкий резонанс общественности получил официальный сайт Духовного управления мусульман РМ в сети Интернет. Сайт работает с 2002 года на четырех языках: русском, английском, татарском и арабском языках (islaminmr.com). Известно, что этот сайт пользуется популярностью не только у мусульман России, но и у пользователей Интернета в Саудовской Аравии, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах.[4]

Усилиями НКА татар РМ организованы выпуски радиопередачи на татарском языке «Туган тал» («Родная ива»), а с апреля 2005 г., при поддержке главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина, стала издаваться общественно-политическая газета «Юлдаш» («Спутник»).

В конце 2002 года в Мордовии возникла первая молодежная мусульманская организация, получившая название «Исламский молодежный центр» и почти сразу заявившая о себе целым рядом мероприятий, таких как создание в окрестностях села Белозерье летнего «духовно-просветительского» лагеря «аль-Ансар», организация библиотеки исламской литературы, собственная издательская деятельность. Эти инициативы нашли не только понимание, но и финансовую поддержку со стороны правительства РМ. С 2003 года представители «Исламского молодежного центра» принимают участие в традиционных встречах Главы республики Н.И. Меркушкина с активом молодежных организаций.

Особого внимания в общей системе духовного просвещения мусульман Мордовии заслуживает летний духовно-просветительский лагерь «аль-Ансар», в котором наряду со спортивными эстафетами, самодеятельными концертами и другими развлекательными мероприятиями дети получают знания об основах исламской веры. В этом лагере даже отряды и команды носят особые, связанные с исламом, названия – например, «Сестренки – мусульманки», «Мусульманские звездочки», «Звезда Ислама». Вожатые в лагере «аль-Ансар» – это юноши и девушки мусульманского вероисповедания, многие из которых получили образования в религиозных школах – медресе России и зарубежных стран.

Наконец, с осени 2006 года под эгидой Духовного управления мусульман (муфтийята) РМ началась подготовка к открытию Исламского колледжа (медресе) – первого мусульманского учебного заведения в Мордовии постсоветского периода.[5] Колледж будет базироваться в селе Татарская Свербейка Лямбирьского района, его работу планируется начать в первой половине 2007 года. Аналогичное учебное заведение на базе одной из строящихся мечетей планирует открыть в Саранске и другой муфтийят республики – Региональное Духовное управление мусульман.

Формирование системы образования мусульман Мордовии неизбежно сталкивается с рядом проблем и трудностей материально-финансового и кадрового характера. Кроме того, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. имели место попытки проникновения на территорию республики представителей радикальных исламистских организаций.

Так, во второй половине 1990-х гг. усилиями ваххабитского эмиссара О. Марушкина (Абузара), прибывшего из Астраханской области, была создана община радикальных исламистов в селе Белозерье РМ, в настоящее время, впрочем, в значительной степени локализованная как силовыми структурами, так и традиционалистски настроенным духовенствам. Несколько эмиссаров и боевиков различных исламистских организаций из России и "ближнего зарубежья" были задержаны на территории Мордовии в начале 2000-х гг.

В целом, проблема исламского экстремизма, громко заявившая о себе в глобальных и общероссийских масштабах за последние десятилетия[6], на территории Мордовии носит весьма локальный и, выражаясь образно, "эпизодический" характер. Однако в последнее время данная проблема в РМ оказалась неожиданно связанной с формирующейся системой исламского образования республики.

Дело в том, что в июле 2006 г. силовые структуры Мордовии через республиканские СМИ сообщили о том, что в апреле этого же года сотрудниками УФСБ РФ по РМ совместно с УБОП МВД РМ в Саранской Центральной (соборной) мечети был изъят крупный склад экстремистской литературы исламистского содержания.[7] Было установлено, что "подпольную" библиотеку доставили в Мордовию из медресе «аль-Фуркан» города Бугуруслан Оренбургской области, которое было закрыто еще в 2004 г. по распоряжению местных властей как ваххабитский центр и «логово боевиков».

По данным спецслужб, медресе «аль-Фуркан» было создано на финансовые средства исламских радикалов из Саудовской Аравии. Широкую известность это духовное училище, возглавляемое ректором И. Шангареевым, получило после трагических событий в Беслане 1 сентября 2004 г. Среди тел уничтоженных боевиков – участников нападения на бесланскую школу – были опознаны братья Х. и Т. Цокиевы, которые являлись выпускниками «аль-Фуркан». Еще около 10 человек, прошедших обучение в медресе, участвовали в подготовке террористических актов в Московской области, Самаре, Назрани и даже на территории Афганистана и США. В октябре 2004 г. в здании «аль-Фуркан» были обнаружены 150 граммов взрывчатого вещества и две капсулы детонатора. Все это и стало основанием к закрытию и запрету на деятельность данного медресе. И. Шангареев, чтобы избежать уголовного преследования, выехал в Саудовскую Аравию.

В начале 2000-х гг. в «аль-Фуркан» обучались около 15 уроженцев Мордовии, в основном – выходцы из села Белозерье Ромодановского района республики. Более того, в 1996 – 1999 гг. в «аль-Фуркан» обучался один из муфтиев Мордовии, председатель Духовного управления мусульман РМ Р. Халиков.

Всего в Саранской мечети было изъято около 4 тыс. экземпляров литературы. В основном, это были издания Корана на арабском языке. Однако особого внимания заслуживает работа идейного основателя ваххабизма, аравийского проповедника XVIII века Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, известная под названием «Книга единобожия» («Китаб ат-Таухид»). Данное сочинение в 2002 г. было признано экстремистским и запрещено по решению Савеловского суда Москвы. Объективности ради необходимо признать, что данный богословский труд, представляющий собой развернутый комментарий положений ханбалитского мазхаба (правового толка), не несет в себе какого-либо экстремистского содержания. Однако раздражителем является личность его автора, «духовного отца» современных салафитов.

В целом, мусульманская система образования в Республике Мордовия находится на стадии первоначального формирования и, на наш взгляд, несмотря на обозначенные выше проблемы, обладает сильным потенциалом для дальнейшего развития.


Мартыненко А.В.доктор исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск);
Шилов Н.В.кандидат исторических наук, доцент, ведущий советник Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей (г. Москва).
[1] Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина / Мухаммад Али аль-Хашими. М.: Умма, 2006. С. 39.
[2] О медресе см., например: Тораваль, И. Мусульманская цивилизация / И. Тораваль. М.: Лори, 2001. С. 141 – 142.
[3] Научно-исследовательская и публицистическая литература о джадидах весьма обширна. Смотрите, например: Векторы толерантности: религия и образование: сб.ст. / Под ред. Р.А. Набиева. Казань: Магариф, 2006. 239с.
[4] Ислам в Мордовии. – 2001. - № 9(10). С.1.
[5] Столица С. – 22 августа 2006. С.3.
[6] В последние десятилетия об исламском радикализме много пишут российские, западные и, собственно, мусульманские авторы, например: Коровиков, А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В. Коровиков. М.: Наука, 1990. 167с.; Кепель, Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Ж. Кепель. М.: Ладомир, 2004. 468с.; Аль-Мавсуа аль-Мисара фи ад-Дийан аль-Мазхаб (Историческая энциклопедия по религиозным школам) / Без указания авторов-составителей. Эр-Рияд: Всемирный форум исламской молодежи, 1989. С. 271 – 280 (на арабском языке).
[7] Эта скандальная новость получила освещение практически во всех периодических изданиях РМ, например: Известия Мордовии. – 26 июля 2006. С.5.

Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Abdulvagip, Саранск, Abdulvagip[STOP_SPAM]mail.ru 2007-04-12 09:46:45

Ну и где обещанный Исламский колледж?
кто будет в нем преподавать-недоучки, кое как проучившиеся неизвестно чему и где по 1-2 года?

Страницы: 1 | Все

<Назад | Далее>
Яндекс.Метрика