Новости
15 Окт / Конференция «Национальные культуры Урала. Вещь и пространство в культуре этноса»
14-15 октября 2008 года в Екатеринбурге пройдут региональная Научно-практическая конференция «Национальные культуры Урала. Вещь и пространство в культуре этноса» и выставка проектов конкурса «Экспозиц ...
25 Сен / Конференция "Журналистика и медиаобразование - 2008"
Факультет журналистики Белгородского госуниверситета организует III-ю Международную научно-практическую конференцию «Журналистика и медиаобразование - 2008»
09 Сен / Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии
Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции c 9 по 12 сентября 200 ... |
Этно-Журнал / Публикации/
<Назад | Далее>
Исламское образование и просвещение в Республике Мордовия: проблемы и перспективы| Для печати
В традиционной культуре ислама статус образования и образованного человека всегда был весьма высок. Современный мусульманский богослов Мухаммад Али аль-Хашими в работе «Личность мусульманина» говорит по данному поводу, что «мусульманин обязан подчиняться постоянному стремлению разума к науке и не отказываться от этого, пока в его жилах кровь струится».[1] Действительно, небезызвестное высказывание пророка Мухаммада о том, что "чернила ученого также драгоценны, как кровь мученика за веру" стало своеобразной установкой на создание в рамках исламской цивилизации своей, весьма специфичной системы религиозного образования. Как известно, классическая система религиозного образования в исламе делится на две ступени. Первая ступень – мектебы (мактабы; арабское – «место, в котором пишут»), мусульманские начальные школы, в которых дети познают основы ислама (в основном – изучают Коран и арабский язык). Мектебы существуют в исламском мире практически с века возникновения ислама (с VII века); сегодня они почти повсеместно распространены в мусульманских странах и регионах. Вторая ступень – медресе[2] (мадраса; арабское – «место, в котором учатся»), учебные заведения средней и высшей ступени по подготовке мусульманского духовенства. Первые медресе возникли в Х веке в Хорасане (Восточном Иране) и Мавераннахре (Средней Азии). В медресе изучают мусульманское право, догматику, Коран, хадисоведение, арабский язык и арабскую литературу, а с XIX – XX вв. – также и светские дисциплины. Например, самым известным медресе исламского мира, без преувеличения, является университет аль-Азхар («аль-Джами аль-Азхар» – «Светозарнейшая соборная мечеть») в Египте. Аль-Азхар был построен одновременно с нынешней столицей Египта Каиром по приказу шиитской (исмаилитской) династии Фатимидов в 970 – 972 годах. В 1961 году, по приказу президента Арабской Республики Египет Гамаля Абдель Насера, получил статус государственного университета. На территории СНГ крупнейшими медресе являются Мири-Араб (Бухара, Узбекистан) и Исламский институт имени имама аль-Бухари (Ташкент, Узбекистан). На территории современной России первые мектебы и медресе стали формироваться еще в период средневековья, в историко-культурных границах тех государственных образований, официальной идеологией которых был ислам (например, Волжской Булгарии, Казанского ханства). В Российской империи XVIII - начала ХХ вв. действовала развитая система мусульманского образования, подведомственная различным организационным структурам мусульманского духовенства. На рубеже XIX - XX столетий общественно-просветительское движение российских мусульман - движение джадидов - предприняло попытку реформировать традиционную систему исламского образования на основе европейских педагогических инноваций и введения в процесс преподавания, наряду с богословскими, светских учебных дисциплин.[3] Однако эксперименты с "новометодными" медресе были пресечены советскими властями в 1920-30-е гг. На территории мордовского края система религиозного исламского образования стала формироваться в XIX – начале ХХ века. При отсутствии медресе (учебных заведений средней и высшей ступени), практически в каждом татарском селе на территории Мордовии к 1910-м годам существовали начальные мусульманские школы – мектебы. Однако в 1920-30-е гг. эти школы были разгромлены в рамках атеистических гонений того времени. Постепенное возрождение основ исламского образования началось в Республике Мордовия (РМ) в 1990-е – начале 2000-х в общем контексте «исламского возрождения» в регионе. В настоящее время татарская община РМ насчитывает более 50 тысяч человек, что составляет около 6% населения республики. Татары РМ, как и большинство мусульман Российской Федерации, исповедуют ислам суннитского толка, придерживаются особой юридической школы – ханафитского мазхаба. Стали формироваться курсы по изучению арабского языка, проводиться конкурсы по знанию основ ислама. Кроме того, сотни татарских юношей и девушек, уроженцев республики, получили возможность пройти обучение в крупнейших медресе России (Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов) и зарубежного исламского мира (Турции, Сирии, Саудовской Аравии). Организационное оформление современной мусульманской общины (умма) Мордовии началось еще в начале 1990-х гг. и продолжается поныне. Важную роль в этом процессе играют два действующих в республике муфтийята - Духовное управление мусульман (ДУМ) РМ и Региональное духовное управление мусульман (РДУМ) РМ, а также татарские общественно-политические организации: «Общество татарской культуры «Якташлар» и региональная Национально–культурная автономия (НКА) татар. Очень активно развивается информационная сеть мусульман Мордовии. В 2005 году, наряду с периодическими изданиями «Ислам в Мордовии», «Татарская газета», «Юлдаш», широкий резонанс общественности получил официальный сайт Духовного управления мусульман РМ в сети Интернет. Сайт работает с 2002 года на четырех языках: русском, английском, татарском и арабском языках (islaminmr.com). Известно, что этот сайт пользуется популярностью не только у мусульман России, но и у пользователей Интернета в Саудовской Аравии, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах.[4] Усилиями НКА татар РМ организованы выпуски радиопередачи на татарском языке «Туган тал» («Родная ива»), а с апреля 2005 г., при поддержке главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина, стала издаваться общественно-политическая газета «Юлдаш» («Спутник»). В конце 2002 года в Мордовии возникла первая молодежная мусульманская организация, получившая название «Исламский молодежный центр» и почти сразу заявившая о себе целым рядом мероприятий, таких как создание в окрестностях села Белозерье летнего «духовно-просветительского» лагеря «аль-Ансар», организация библиотеки исламской литературы, собственная издательская деятельность. Эти инициативы нашли не только понимание, но и финансовую поддержку со стороны правительства РМ. С 2003 года представители «Исламского молодежного центра» принимают участие в традиционных встречах Главы республики Н.И. Меркушкина с активом молодежных организаций. Особого внимания в общей системе духовного просвещения мусульман Мордовии заслуживает летний духовно-просветительский лагерь «аль-Ансар», в котором наряду со спортивными эстафетами, самодеятельными концертами и другими развлекательными мероприятиями дети получают знания об основах исламской веры. В этом лагере даже отряды и команды носят особые, связанные с исламом, названия – например, «Сестренки – мусульманки», «Мусульманские звездочки», «Звезда Ислама». Вожатые в лагере «аль-Ансар» – это юноши и девушки мусульманского вероисповедания, многие из которых получили образования в религиозных школах – медресе России и зарубежных стран. Наконец, с осени 2006 года под эгидой Духовного управления мусульман (муфтийята) РМ началась подготовка к открытию Исламского колледжа (медресе) – первого мусульманского учебного заведения в Мордовии постсоветского периода.[5] Колледж будет базироваться в селе Татарская Свербейка Лямбирьского района, его работу планируется начать в первой половине 2007 года. Аналогичное учебное заведение на базе одной из строящихся мечетей планирует открыть в Саранске и другой муфтийят республики – Региональное Духовное управление мусульман. Формирование системы образования мусульман Мордовии неизбежно сталкивается с рядом проблем и трудностей материально-финансового и кадрового характера. Кроме того, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. имели место попытки проникновения на территорию республики представителей радикальных исламистских организаций. Так, во второй половине 1990-х гг. усилиями ваххабитского эмиссара О. Марушкина (Абузара), прибывшего из Астраханской области, была создана община радикальных исламистов в селе Белозерье РМ, в настоящее время, впрочем, в значительной степени локализованная как силовыми структурами, так и традиционалистски настроенным духовенствам. Несколько эмиссаров и боевиков различных исламистских организаций из России и "ближнего зарубежья" были задержаны на территории Мордовии в начале 2000-х гг. В целом, проблема исламского экстремизма, громко заявившая о себе в глобальных и общероссийских масштабах за последние десятилетия[6], на территории Мордовии носит весьма локальный и, выражаясь образно, "эпизодический" характер. Однако в последнее время данная проблема в РМ оказалась неожиданно связанной с формирующейся системой исламского образования республики. Дело в том, что в июле 2006 г. силовые структуры Мордовии через республиканские СМИ сообщили о том, что в апреле этого же года сотрудниками УФСБ РФ по РМ совместно с УБОП МВД РМ в Саранской Центральной (соборной) мечети был изъят крупный склад экстремистской литературы исламистского содержания.[7] Было установлено, что "подпольную" библиотеку доставили в Мордовию из медресе «аль-Фуркан» города Бугуруслан Оренбургской области, которое было закрыто еще в 2004 г. по распоряжению местных властей как ваххабитский центр и «логово боевиков». По данным спецслужб, медресе «аль-Фуркан» было создано на финансовые средства исламских радикалов из Саудовской Аравии. Широкую известность это духовное училище, возглавляемое ректором И. Шангареевым, получило после трагических событий в Беслане 1 сентября 2004 г. Среди тел уничтоженных боевиков – участников нападения на бесланскую школу – были опознаны братья Х. и Т. Цокиевы, которые являлись выпускниками «аль-Фуркан». Еще около 10 человек, прошедших обучение в медресе, участвовали в подготовке террористических актов в Московской области, Самаре, Назрани и даже на территории Афганистана и США. В октябре 2004 г. в здании «аль-Фуркан» были обнаружены 150 граммов взрывчатого вещества и две капсулы детонатора. Все это и стало основанием к закрытию и запрету на деятельность данного медресе. И. Шангареев, чтобы избежать уголовного преследования, выехал в Саудовскую Аравию. В начале 2000-х гг. в «аль-Фуркан» обучались около 15 уроженцев Мордовии, в основном – выходцы из села Белозерье Ромодановского района республики. Более того, в 1996 – 1999 гг. в «аль-Фуркан» обучался один из муфтиев Мордовии, председатель Духовного управления мусульман РМ Р. Халиков. Всего в Саранской мечети было изъято около 4 тыс. экземпляров литературы. В основном, это были издания Корана на арабском языке. Однако особого внимания заслуживает работа идейного основателя ваххабизма, аравийского проповедника XVIII века Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, известная под названием «Книга единобожия» («Китаб ат-Таухид»). Данное сочинение в 2002 г. было признано экстремистским и запрещено по решению Савеловского суда Москвы. Объективности ради необходимо признать, что данный богословский труд, представляющий собой развернутый комментарий положений ханбалитского мазхаба (правового толка), не несет в себе какого-либо экстремистского содержания. Однако раздражителем является личность его автора, «духовного отца» современных салафитов. В целом, мусульманская система образования в Республике Мордовия находится на стадии первоначального формирования и, на наш взгляд, несмотря на обозначенные выше проблемы, обладает сильным потенциалом для дальнейшего развития.
Мартыненко А.В. - доктор исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск);
Шилов Н.В. - кандидат исторических наук, доцент, ведущий советник Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей (г. Москва).
[1] Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина / Мухаммад Али аль-Хашими. М.: Умма, 2006. С. 39.
[2] О медресе см., например: Тораваль, И. Мусульманская цивилизация / И. Тораваль. М.: Лори, 2001. С. 141 – 142. [3] Научно-исследовательская и публицистическая литература о джадидах весьма обширна. Смотрите, например: Векторы толерантности: религия и образование: сб.ст. / Под ред. Р.А. Набиева. Казань: Магариф, 2006. 239с.
[4] Ислам в Мордовии. – 2001. - № 9(10). С.1.
[5] Столица С. – 22 августа 2006. С.3.
[6] В последние десятилетия об исламском радикализме много пишут российские, западные и, собственно, мусульманские авторы, например: Коровиков, А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В. Коровиков. М.: Наука, 1990. 167с.; Кепель, Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Ж. Кепель. М.: Ладомир, 2004. 468с.; Аль-Мавсуа аль-Мисара фи ад-Дийан аль-Мазхаб (Историческая энциклопедия по религиозным школам) / Без указания авторов-составителей. Эр-Рияд: Всемирный форум исламской молодежи, 1989. С. 271 – 280 (на арабском языке).
[7] Эта скандальная новость получила освещение практически во всех периодических изданиях РМ, например: Известия Мордовии. – 26 июля 2006. С.5.
Отзывы о статье
Неправильный код защиты!
<Назад | Далее> |
Поиск по сайту
Сейчас также доступна Старая версия сайта |
||||||||||
(c) Этно Журнал 2007
|
||||||||||||
Использование материалов возможно только с указанием источника! Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru |
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554 |
|
||||||||||