Источник http://www.ethnonet.ru/ru/pub/sart1.html
Этно-Журнал / Публикации/

Слово “сарт”: индоевропейский ключ

<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Рябчиков C.В.
Тематика: этнолингвистика
Публикация: 2007-04-27
Подробнее

Мне представляется важным поиск этимологии слова сарт, с помощью которого в русских источниках обозначались узбеки. Интересны тюркские параллели, предложенные для этого термина (Алихан 2007). Известно, что в формировании узбеков принимали участие древние народы, говорившие на иранских языках, – согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, на раннем этапе – сако-массагетские племена, а в более позднее время – тюркоязычные племена (Кармышева 1998). Отсюда нельзя исключать индоиранского субстратного происхождения интересующего нас слова.
Публикуя серию узбекских сказок (Остроумов 1906), Л.Г. Лопатинский (1906) выявил разительные ирано-славянские параллели, взяв за основу сюжеты русских сказок, предвосхитив тем самым сравнительные исследования по индоиранской мифологии. Джековой и Хырс-палван были соотнесены с Медведкой, Тах-палван – с Горыней, Чинар-палван – с Дубыней, Самосаназ-палван – с Усыней. Оказалось, что три старухи по своим характеристикам близки к трем Ягам из русских сказок. Тщательно проанализировав сказочные сюжеты, удалось получить дополнительные данные (Рябчиков 2002: 205-206). Птица Симруг – это Симург, древнеиранская мифологическая вещая птица, сопоставимая с русской огненной Жар-птицей и древнеиндийской птицей Гарудой. Волшебное зеркальце ассоциируется с Солнцем, что нашло отражение в символике скифо-сарматских зеркал. Ведьма из леса, которая похожа на огромный котел, также сопоставима с Ягой, учитывая значение этого имени, ср. древнеиндийское agni – “огонь”, осетинское аг – “котел”. Исходя из этих наблюдений, автор настоящей заметки истолковал индоиранский сюжет на золотой чаше из Хасанлу (Иранский Азербайджан, Иран), которая датирована XII – X вв. до н.э. (Рябчиков 2002: 206-207).
Можно отметить ряд артефактов из Узбекистана и соседних стран, семантика которых указывает на их индоиранское происхождение. Прежде всего, это терракотовая статуэтка – голова юноши с чертами иранца из Афрасиаба (Узбекистан) VI – VII вв. (Пугаченкова, Ремпель 1982: 92, илл.). Важно то, что на этой фигурке изображены три круга, причем тот, что посередине, возвышается над остальными. Можно предположить, что так отмечены три позиции Солнца не небе: утром, в полдень и вечером. Из “Ригведы” (III, 20: 2), собрания древнеиндийских (индоарийских) гимнов, известно, что у бога огня Агни имеются три силы, три жилища, три языка, три тела. Рассмотрим другую терракотовую статуэтку – голову великой древнеиранской богини из Мерва (Туркмения) II – III вв. (Пугаченкова, Ремпель 1982: 72, илл.). Головной убор богини украшен тремя кругами, причем крайние символы по размеру больше того, что находится в центре, более того, этот символ расположен ниже других. Это символика трех позиций Солнца: на закате, в полночь и на рассвете. Согласно “Ригведе” (I, 79: 6; I, 94: 5), Агни царствует в ночи и когда зажигается утренняя заря; этот бог назван ярким вестником утренней зари. Рассмотрим резьбу по дереву – изображение женской головы из Бунджиката (Таджикистан) VII – VIII вв. (Пугаченкова, Ремпель 1982: 87, илл.). Она увенчана своеобразной короной – верхней частью диска с лучами. Это образ богини утренней зари, например, индоарийской богини Ушас, тесно связанной с богом Агни, см. “Ригведу” (VII, 78: 3). Ее точное имя установить затруднительно, однако очевидна ее принадлежность к кругу великих индоиранских богинь (ср. Пугаченкова, Ремпель 1982: 46).
Лингвистика предлагает важные свидетельства в пользу индоевропейского происхождения предков узбеков. Тексты на близкородственных тохарских – индоевропейских – языках (тохарском А и тохарском Б) V – VIII вв. были обнаружены поблизости – в Восточном Туркестане (Иванов 1990). Тохарское särme – “летняя жара” можно сопоставить с древнеиранскими (“Авеста”) saredha – “солнечный год”, zaranya – “золото”, русскими жара, заря, желтый, золото, скифо-сарматским гара – “огонь; Солнце”. Ср. индоевропейскую основу *g’herH’- – “заря; лучиться; сиять” (Pokorny 1949: 441). Можно найти параллель в славянской мифологии. В русском заговоре есть слова: “Заря-заряница, заря, красная девица” (Майков 1997: 30, № 58). По-видимому, от этой же основы происходит имя Zervan или Zarvan древнеиранского божества времени и судьбы. Рассмотрим бронзовую пластину (около VIII или VII вв. до н.э.) из Луристана (Иран), на которой изображен древнеиранский бог времени: этот персонаж украшен женским лицом на груди, он порождает близнецов, причем их окружают такие фигуры: слева расположились три юноши и три зрелых мужчины, а справа – три старика (Ван-дер-Варден 1991: 179-180, илл. 25; Грантовский 1991: илл.). На мой взгляд, следует обратить внимание на солярный знак (диск с лучами) в левой части композиции, а также на три знака – верхние части дисков с лучами, –изображенные в правой ее части. Эти три составных символа обозначены снизу парами S-образных знаков, которые в скифо-сарматских надписях могут читаться как “огонь” и “Солнце”. Получается, что справа на картинке показаны знаки вечерней зари, своеобразные символы прошедшего времени (< Zervan, Zarvan). В топонимике можно отметить название реки Зеравшан, которая берет начало на одноименном горном хребте в Таджикистане, течет с востока на запад, пересекая затем Узбекистан. По всей видимости, этот гидроним в древности ассоциировался с Солнцем, востоком, утренней зарей.
Следует отметить, что в индоевропейских культурах были распространены обозначения своего народа как светлых или солнечных людей. Так, по всей видимости, было подчеркнуто противопоставление мира людей хтоническому миру, который был воплощением темноты, холода, смерти. Самоназвание ариев происходит от индоевропейской основы *ara – “плуг” (Pokorny 1949: 62; Шилов 1995: 240-241). Однако древнее название плуга связано, по моему мнению, с Солнцем – источником тепла и света, ср. индоевропейскую основу *areg’- – “белый” (см. Pokorny 1949: 64), а также древнеиндийские arka – “Солнце; луч; молния; огонь”, arci – “луч; пламя; огонь”, тохарское alp – “отражать”, русское яркий. В этом же ключе можно понять название племени аланов, ср. также древнеиндийское harina – “олень; Солнце; белый; имеющий лучи”. Этноним rocas – “народ у Черного Моря” – происходит от индоарийского (синдского) *rokas – “светлый” (Трубачев 1977: 22). С другой стороны, этноним Русь происходит от родственного индоарийского (синдского) *ruksa- – “светлый” (Трубачев 1981: 11). Я предполагаю, что этот термин мог сформироваться не только у синдов, но и в среде родственных племен – скифов, массагетов, сарматов, ср. тохарские lyuk – “освещать” и lyk – “видеть”, с учетом возможности вариации звуков r/l в индоевропейских языках. Компонент мас- в этнониме массагет- в переводе со скифо-сарматского (индоиранского) языка означает “горный”, ср. также тохарское mak – “много” (Рябчиков 2005: 131). Это символика верха, света, Солнца. Таким образом, имеются достаточные основания, чтобы предположить, что в ряде субкультур Средней Азии местные жители называли себя при помощи термина сарт- (< этноним сармат-?) с приблизительными исходными значениями “солнечный, светлый, яркий”.

Литература

Алихан, А., 2007. Об этимологии, значениях и истории слова “сарт” // Этно-журнал, 2007: </ru/pub/sarty.html>.
Ван-дер-Варден, Б., 1991. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. Москва.
Грантовский, Э.А., 1991. Зерван // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. I. Москва, с. 467.
Иванов, В.В., 1990. Тохарские языки // Ярцева, В.Н. (ред.) Лингвистический энциклопедический словарь. Москва, с. 516-517.
Кармышева, Б.Х., 1998. Узбеки // Тишков, В.А. (ред.) Народы и религии мира. Москва, с. 562-565.
Лопатинский, Л.Г., 1906. Предисловие // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XXXVI. Тифлис, с. I-VIII.
Майков, Л.Н., 1997. Великорусские заклинания. Москва.
Остроумов, Н.И., 1906. Сартские сказки // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XXXVI. Отд. III. Тифлис, с. 157-230.
Пугаченкова, Г.А., Ремпель, Л.И., 1982. Очерки искусства Средней Азии: Древность и средневековье. Москва.
Рябчиков, С.В., 2002. Скифо-сарматские истоки славянской культуры: Материалы Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции. Краснодар.
Рябчиков, С.В., 2005. Амазонки, гаргарейцы и аримаспы: мифы и реальность // Вiсник Мiжнародного дослiдного центру “Людина: мова, культура, пiзнання”, № 4(4), с. 131-140.
Трубачев, О.Н., 1977. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания, № 6, с. 13-31.
Трубачев, О.Н., 1981. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция // Вопросы языкознания, № 2, с. 3-21.
Шилов, Ю.А., 1995. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев.
Pokorny, J., 1949. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bd. I. Bern.

Просьба присылать отзывы по электронному адресу (email): srjabchikov[STOP_SPAM]hotmail.com

[*] Автор – президент и генеральный директор Фонда Сергея Рябчикова – Исследовательского центра по изучению древних цивилизаций и культур, руководитель Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции, этнограф и историк, г. Краснодар, Россия. В сферу интересов также входят расшифров­ка различных систем древних письменностей, этноархеология.

Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Рябчиков Сергей, пр, srjabchikov[STOP_SPAM]hotmail.com 2007-09-05 21:51:32
ДОПОЛНЕНИЕ О ТЕРМИНЕ "САРТ"
С.В. Рябчиков
Спешу уведомить уважаемого коллегу Р. Абдукамилова, что слово сарт, которое
происходит, как я полагаю, от индоевропейской основы *g'herH'- - "заря;
лучиться; сиять" - Pokorny 441, никак не связано с древнеиндийским ksatra- -
"верховная власть" и древнеиранским
("Авеста") xshathra - "правитель; сила, мощь". Последние можно попытаться
вывести из индоевропейской формы, которую я предлагаю читать следующим
образом: *k-sei-ter, ср.
индоевропейскую основу *sei- - "сила, мощь" - Pokorny 889. Здесь *k- -
префикс (ср. русское кость, древнеиндийское asthan - "кость" при
индоевропейской форме *kost- - "кость"
- Pokorny 616), а *ter - суффикс, ср. индоевропейскую форму *pater - "отец"
< *pa-ter - Pokorny 829. В этом ключе интересна интерпретация имени
мифического скифского
царя Колаксая из "Истории" (IV: 5, 7) Геродота как "Солнце-цаpь", таким
образом, скифское ксаи - "царь" (Абаев 1949: 243). Эту форму можно также
получить из индоевропейской формы *k-sei-. В.И.Абаев (1989: 224-225)
предлагает для осетинского xsar такой исчерпывающий набор значений: "боевая
доблесть", "сила", "власть", "засов", "перекладина, запирающая дверь,
ворота". Очевидно, что это слово происходит от индоевропейской формы
*k-sei-, которая сочетается с другим суффиксом. Увязка В.И. Абаевым древних
названий ягнобского селения и реки Сыр-Дарьи, содержащих соответственно
формы xshart- и ksart-, с подобным семантическим рядом ошибочна. Попытки
вычленить здесь форму ksa-? могуть нас привести и к такому сопоставлению:
ср. древнеиранское ("Авеста") xshafna - "ночь"
(семантический ряд: "ночь", "темнота", "вода"), которое мной не принимается,
но предлагается лишь в качестве иллюстрации.
Литература:
Абаев, В.И., 1949. Осетинский язык и фольклоp. Т. I. Москва.
Абаев, В.И., 1989. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.
IV. Ленинград.
Pokorny, J., 1949, 1959. Indogermanisches etymologisches Worterbuch. Bd. I -
II. Bern.

Рустам, Ташкент, spanta8[STOP_SPAM]yandex.ru 2007-08-24 14:46:43

Здравствуйте, уважаемый Сергей Рябчиков! Я -- специалист по Авестийскому языку, иранистике, индоевропеистике и сравнительно-историческому языкознанию Ташкентского Государственного Института Востоковедения.
Вы правильно отметили, что в числе биологических предков узбеков есть согдийцы и хорезмийцы -- народы северо-восточной иранской группы. На языках этой группы сейчас продолжают говорить ягнобцы в долине реки Ягноб в Таджикистане и осетины, сами называющие себя Ирон и Аллон, в Республике Северная Осетия-Алания и Респблике Южная Осетия. Слово САРТ является северо-восточным иранским и происходит от древнеиранского ХШАТРА- "Сила", "Сияние", "Владение". Этому слову родственны общекоренные Яксарт -- древнее название реки Сыр-дарья и осетинские имена Ахсар, Ахсартаг. История этих слов описана в учебниках иранских языков и в Историко-этимологическом словаре осетинского языка В. И. Абаева, том IV, статья XSAER.
С уважением, Рустам Абдукамилов.

Страницы: 1 | Все

<Назад | Далее>

Яндекс.Метрика