en / de / fr


Новости

28 Дек / Выставка современной африканской живописи
С 18 декабря в галерее ArtPlay открывается выставка современной африканской живописи. Впервые в России представлены работы более 40 художников школы тингатинга ...

21 Дек / «Онтология человека в индийских философских системах»
Круглый стол, ПРИЕМ ЗАЯВОК.
Организаторы: ALQUIMIA club, Этно-Журнал, ИЭА РАН
актуально до 21 декабря 2007г ...

16 Дек / In Jazz We Trust
14, 15 и 16 декабря легендарный американский саксофонист СКОТТ ХЭМИЛТОН с эксклюзивными концертами в "Союзе композиторов ...

Все новости
Этно-Журнал / Публикации/

Особенности этнического состава тарских татар

| Для печати
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Гильфанова Ф.Х.
Тематика: этногенез народов
Публикация: 2004-02-02
Подробнее

Ф.Х. Гильфанова[*]

 

Тарские татары являются одним из групп сибирских татар Западно-Сибирской равнины. Территория их расселения находилась на Среднем Прииртышьи примерно от устья р. Оши до устья р. Оми. Тарские татары в ХVI в. проживали и в бассейнах рек Тары, Уя и Оши [1]. Этнический состав тарских татар был изучен многими исследователями. На связь с хантами указывал Н.П. Григоровский[2]. Васюганские легенды рассказывают об оборонительных войнах васюганских хантов против татар, приходивших сюда из-за болот. Васюганские ханты населяли область, именуемую “Васюганьем” или “васюганской тундрой”, которую краевед Н.П. Григоровский в 1884 г. описывал следующим образом: “Эта площадь почти сплошь и рядом изрезана маленькими речками и озерами, имеющими названия и без названия, глухими хвойными, кедровыми и смешанными лесами, а на юге почти вся площадь покрыта непроходимыми болотами, которые во времена весенних разливов вод сливаются и слывут у местных инородцев и соседних крестьян Тарского округа под именем “Васюганского моря”. Такое проживание тарских татар и васюганских хантов отразилось на антропонимике последних. Во время этнографической экспедиции по Омской области были зафиксированы следующие антропонимы: Кактус, Какым, Какымали, Ихлат, которые явно имеют хантыйское происхождение. Основа первых трех антропонимов [как] означает в переводе с хантыйского языка царь, хан, Какым означает младший брат, Ихлат - кедровник [3] В южных и юго-западных районах тарские татары имели связи с башкирами-табынцами, казахами, ногайцами, на массовое поселение которых в Зауралье в середине и во второй половине XVI в. указывали Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. Н.А. Томилов пишет о существовании в конце ХVI – первой четверти ХIХ в. двух групп тарских татар: аялынской и туралинской. Р.Г. Кузеев отмечает, что этноним с основой [ай], встречающийся на данной территории, доказывает давность исторических т.е. этнических связей между предками айлынцев и сартов[4]. Ф.Т. Валеев установил, что среди иртышских аялынцев сох ранились следы племени таслар, которое входит и в состав башкир Западной Башкирии [5]. На связь аялынцев с курдакскими татарами указывает общий этноним сарт, который был исследован еще ранее В.В. Храмовой [6]. Относительно генетических связей между башкирами-айлинцами (айле) и этнической группой айалу / айалы в составе тарских татар высказано учеными Г.Х. Ахатовым и Д.Г. Тумашевой разное мнение. Д.Г. Тумашева отмечает, что существует, во-первых, языковая неидентичность этнонимов айле и айалу, во-вторых, неправильная этимологизация названия деревни Эйре из Ай йере т.е. место племени ай, тогда как название Эйре восходит к слову aгри, т.е. кривой, согнутый и река, старица. Это и соответсвует расположению деревни на полувысохшей старице Иртыша и ее официальному названию Кипокуллары. Далее Д.Г. Тумашева выделяет несоответствие местонахождения деревень Ай и Эйре, принадлежащих тевризским татарам, территории племени айалу, относящихся к тарским татарам [7]. Выше приведенные доводы исключают возможность отождествления башкирских и сибирских этнонимов айле и айалу и их носителей. Н.А. Томилов указывает, что юрты, носящие название Ай (рус. Нагорная Ява), по данным 1625 г., именовались Верхней и Нижней Аю, а в 1795 г. – Аевскими [8]. Д.Г. Тумашева делает вывод, что этот топоним, как и название Аевских болот Викуловского района, восходит к кипчакскому этнониму айу, что в переводе означает медведь.

О наличии кыпчакского компонента говорят следующие примеры: на территории Тевризского и Большереченского районов Омской области находятся татарские юрты Тау (рус. Тавинск), Кусатау (рус. Казатова), содержащие в своем названии этноним тау. В архивных источниках имеются сведения о существовании в прошлом Тав-Отузской, Тавинской волостей и Таутацких юрт в Тарском уезде, деревни Таслар айалынских татар [9]. В основу приведенных групп топонимов входят айу, тау, тас, которые Р.Г. Кузеев относит кыпчакским родоплеменным группам и они вошли в состав башкир, казахов каракалпаков, узбеков, ногайцев и других народов [10]. К.Ш. Шаниязов, анализируя родоплеменной состав кипчаков, относит этнонимы аю и таз наряду с аккипчак, каракипчак, сарыкипчак к раннему слою древнекипчакского этноса. В Х – ХII вв. группы под этими названиями составляли основное ядро западных кипчаков [11]. Этноним таз являлся в прошлом названием одного из раннесредневековых кипчакских родов; в Ипатьевской летописи он упоминается в числе половецких личных и родовых имен: Таз – имя половецкого князя, брата Боняка, убитого в 1107 г. У тарских татар сохранилось это имя в фамилии Тазеев и имени Тазбика, Тасбика [12].

Р.Г. Кузеев считает, что айлинцы первоначально проживали в присырдарьинских степях, они входили в состав Дешт-и – Кычака, позднее Золотой Орды [13]. Далее он отмечает дальнейшее продвижение айлинцев в IX – XII вв. на запад, где часть айлинцев вступила в контакт с другими протобашкирскими племенами, а другая часть осела в прииртышской степи, в лесостепной зоне. Здесь они частично оттеснили их на север. О вхождении в состав аялинской группы алтайцев-теленгитов или телеутов исследовал Ф.Т. Валеев [14]. Н.А. Томилов делает вывод, что среди татарских аялинцев как и среди башкирских отложились компоненты печенежско-огузских и огузо-кипчакских племен, а позднее угров.

Туралинскими названы те тарские татары, которые образовались от группы туралы. В.В. Радлов писал о тарских туралы и выделял
XIX в. туралинский диалект [15]. Б.О. Долгих выделял в составе племенных групп в Тарском уезде конца XVI – XVII вв. саргач, коурдак, аялы, бараба, но названия племени туралы у него нет. Всех татар, проживавших вверх по Иртышу южнее курдакско-саргатских татар, он относил к аялынцам и среди них выделял “малогородцев” и юртовских служилых татар [16]. Малогородцы жили в Малом и Черном городках, названных русскими Малогородской волостью. Сам термин туралы был неоднозначен в употреблении. Башкиры называли тобольских и тюменских татар туралы, что означало оседлые [17]. И.Г. Георги определяет, что туралы, или туралинцы – это городские или “остепенившиеся на одном месте люди” [18] т.е. слово тура означает город. Он употреблял это название по отношению к тюменским и туринским татарам.

Вверх и вниз по Иртышу от г. Тары в XVIII в. жили служилые татары и их захребетники. Когда многие из них оказались в составе ясачных татар, здесь возникла отдельная Подгородная волость [19]. Сибирские татары в XIX – начале XX вв. проживали в основном там же, где были расселены племенные группы сибирских татар в XVII в. В 50-х годах XIX в. татары и бухарцы Тарского уезда проживали в семи волостях (Саргатской, Тавско-Утузской, Подгорной, Коурдакской, Порушной, Аялинской, Бухарской), а в начале XX в. в этом уезде осталось пять татарских волостей (Аялинская, Бухарская, Тавско-Утузская, Коурдакская, Саргатская). Татарские волости существовали в Тобольском, Тюменском и Тарском уездах до середины 1917 г. По постановлению Временного правительства от 17 июня 1917 г. в Сибири на территориях бывших татарских и бухарских волостей были образованы земские управы, как и все другие учреждения Временного правительства, были упразднены в 1919 г. после освобождения Сибири от контрреволюции и окончательного установления Советской власти. На 1 января 1924 г. существовали губернии: Омская (1582, 4 тыс. чел.), Томская (1119, 1 тыс. чел.), Новосибирская (1313, 4 тыс. чел.). После районирования на 1 января 1929 г. образовались такие округа: Тарский, Новосибирский, Барабинский. 1 октября 1929 г. Тарский округ был ликвидирован вслетствие того, что он был маломощный. Омский округ получил Тарские леса [20].

В составе туралинцев много выходцев из Средней Азии, так называемых бухарцев. Многие исследователи отмечают, что бухарцы оседали в этих местах еще до появления русских. Б.Х. Кармышева выделяет в этих местах среди татар названия ших, сеид. Шихи (шейхи) и сеиды – это выходцы из Средней Азии, в основном узбеки и таджики. Название шихов осталось в фамилии тарских татар Шиховых и в наименовании Шиховых юрт [21]. С.В. Бахрушин выделяет термин сеид, который, как предполагает Н.А. Томилов, дал название д. Сеитовой . Архивные материалы, собранные во время этнографической экспедиции по Омской области, говорят о том, что бухарцев, проживавших среди тарских татар, в начале ХХ в. стало меньше. Документ называется “Ходатайство Сибрайисполкома о разрешении группе татар-бухарцев в числе 270 семей, проживавших в Тарском Округе сибирского края, переселиться в Турцию” [22]. В 1924 г. было подано от имени бухарцев заявление о разрешении эмигрировать в Турцию, при чем указывалось на общность языка, быта, религии бухарцев с турками. По соображениям политического характера ходатайство не было удовлетворено и Сибревкому было предложено принять меры по удержанию бухарцев и ликвидации переселенческого движения. В исполнение этого Сибревкомом была развернута соответствующая агитация, в результате которой образовалась группа бу харцев, желающих остаться в Сибири, другая же часть по-прежнему добивалась выезда. Отдел Национальностей ВЦИК постановил ходатайство отклонить. А Сибрайисполкому было предложено принять решительные меры к скорейшему проведению в жизнь намеченных краем мероприятий по восстановлению культурно-экономического положения бухарцев. Но все же 270 семьям, проживавшим в Тарском округе, разрешили переселиться в Турцию. В начале ХХ в. в Тарском округе насчитывалось 17 тыс. душ татарского населения, Бухарская группа, насчитывавшая около 6 тыс. душ, находилась в особо угнетенном положении. Тяжелое положение окружного бюджета не позволило улучшить положение татарского населения округа местными силами.

Довольно прочно продолжает сохраняться бухарский элемент в топонимике. Название селения Казатово (Большереченский район Омской области) происходит от «Ходжа Тау». По преданию местных татар, начало этому селению положили потомки шейхов, среднеазиатских проповедников ислама в Сибири. Некоторые информаторы и сейчас помнят о бухарском происхождении своих предков. Например, Аширмаметова Атифа Алиевна (1940 г.) помнит, что родители были бухарскими переселенцами, Аширмаметов Алиулла Хисаметдинович (отец), и Туктамышева Муслима Мухаметнасыровна (мать).

Бухарцы, переселившись в Сибирь, оказали большое влияние на развитие материальной и духовной культуры татар региона, а также на их этническое развитие.

[*] ТюмГУ, к.и.н., доцент


 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI – начала ХХ в. – Новосибирск, 1992. С. 45.
[2] Григоровский Н.П. Описание Васюганской тундры. // ЗЗСОРГО. – Омск, 1884. Кн. VI. С. 30.
[3] Могутаев М.К. Хантыйско-русский словарь. – Томск, 1996. С.93.
[4] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры : (Этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала ХХ в.) // Археология и этнография Башкирии. - Уфа, 1962. Т. 1. С. 194.
[5] Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX –начале ХХ в.: Историко-этнографические очерки. – Казань, 1980 а. С. 36.
[6] Храмова В.В. Западносибирские татары // Народы Сибири. - М.; Л., 1956. С.473.
[7] Тумашева Д.Г. Этнические связи Западно-сибирских татар. С.Т. № 50, 1987. С. 40.
[8] Томилов Н.А. Современные этнокультурные процессы у населения юга Западной Сибири // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч. конф. “История и культура народов Сибири”. - Новосибирск, 1981. С.120.
[9] Радлов В.В. Сибирские древности. Из путевых записок // ЗРАО. - Спб,1895. С.245.
[10] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974. С. 196, 333, 356.
[11] Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа (Историко- этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента. - Ташкент, 1974. С. 56.
[12] Материалы этнографической экспедиции по Омской области, 2001 г., д. Большие Туралы.
[13] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974. С. 228.
[14] Валеев Ф.Т. Западносибирские татары … - Казань, 1980а. С. 25.
[15] Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. – Спб, 1872. ч. IV. С. 290 – 291.
[16] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. – М., 1960. С. 49 – 50.
[17] Миллер Г.Ф. История Сибири. - М., Л., 1937. Т. 1. С. 193.
[18] Георги И.Р. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. – Спб., 1799. С. 23.
[19] Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения … - 1992. С. 47.
[20] Ф. 47. Опись 1. Дело 925.
[21] Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. – М., 1976. С. 118.
[22] Фонд 47. Опись 5. Ед. хр. 14.


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту

Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта
Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           

Яндекс.Метрика