Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции
c 9 по 12 сентября 200 ...
культура повседневности, культурно-социальный институт, культурная антропология, традиции, городская культура, культура досуга,
Описание:
Антропологу интересно будет рассмотреть такое образование, не только как на часть какой-либо культуры, но и как на социальный институт, имеющий внутренние закономерности функционирования и развития.
Маслов Д.
Базисной потребностью человека является потребность в рекреации. Человеческие общества вырабатывают специальные институты, функция которых удовлетворять эту потребность. Формы и количество таких институтов зависят от степени сложности социальной структуры в целом, являясь неотъемлемой ее частью. Социальные институты, выполняющие такую функцию, мы можем назвать – институтами досуга.
Антропологу интересно будет рассмотреть такое образование, не только как на часть какой-либо культуры, но и как на социальный институт, имеющий внутренние закономерности функционирования и развития. Особенно в контексте современного городского общества институты досуга обрели наиболее развитую форму. Выполнение такой работы поможет ответить на важные вопросы – какое место в жизни человека занимает отдых и какую роль в ней играет.
Хотелось бы рассмотреть в таком ракурсе одну из древнейших традиций русского народа – баню. Существует большое количество медицинской и этнографической литературы посвященной исследованию этого института[1], но рассматриваемые в ней вопросы не связанны с той проблемой, о которой предлагаем поговорить мы. Действительно, изучение оздоравливающего действия бани очень важно и не менее интересно, чем история этого института и традиции с ним связанные, но мы не сможем понять в полной мере ее роль без изучения досуговых функций. Наиболее целостно они проявляются в общественной бане.
Такая форма этой культурной традиции сложилась и заняла прочное место в повседневной жизни городского общества, в котором, на современном этапе развития, чисто гигиенические потребности удовлетворяются и без помощи такого института. Однако, он существует достаточно стабильно и в этом можно увидеть возможность постановки вопроса: что мотивирует людей тратить свое свободное время на посещение бани?
В любом антропологическом исследовании необходимо сначала дать общую картину происходящего. В нашем случае это – описание поведения людей во время посещения бани и всего, что связанно с этим процессом. Исследованная нами баня находится одном из военных городков Подмосковья. Работает она два дня в неделю: в субботу и воскресенье. В первый рабочий день ее посещают женщины, во второй – мужчины. Исследование проводилось только в воскресные дни.
Состоит баня из трех отделений: общий предбанник, в котором раздеваются и отдыхают между «заходами», моечного отделения, где обмываются перед «заходом» и после него и парного помещения. Для каждого посетителя поход в баню начинается со сбора вещей. Существует ряд вещей, которые считаются необходимыми, для удачного посещения бани. Их можно разделить на 2 класса: предметы нужные непосредственно в парной, это – веник, шапка, защищающая уши и волосы от чрезмерного нагрева, подстилка, щетка, которой массируют тело, открывая поры с целью убыстрения прогрева; предметы, задействованные при очищении тела: шампунь, мыло или гель для душа, мочалка, бритва. Помимо этого в банный набор обычно включены: тапки, 2 полотенца или полотенце и халат/простыня, настойки на травах, которые используются в парной для создавания приятного запаха (ароматизации помещения парной), напитки (чай, пиво) и легкая еда (печенье, рыба). Собрав все эти предметы в сумку, человек отправляется в баню. Оплата бани может происходить, как перед, так и после процесса. Постоянные посетители рассчитываются как правило после.
Войдя в баню, человек попадает в общий предбанник. Это – прямоугольное в плане помещение с лавками, расставленными по стенам, и вешалками для одежды над ними. Места не отделены друг от друга. У дальней от входа с улицы стены стоят несколько столов, за которыми пьют пиво с рыбой и общаются. При входе принято здороваться со всеми присутствующими, а после найти себе свободное место, где можно раздеться и оставить свои вещи. В этой бане большинство посетителей – постояльцы, и хорошо знают друг друга, поэтому человек не испытывает неудобства раздеваясь перед всеми и не боится оставлять вещи без присмотра. Как правило, место выбирается рядом со своей компанией (ниже этот вопрос будет освещен подробнее). После этого можно направляться в парилку, но предварительно приняв душ. Вообще, все посещение бани делиться на «заходы» - посещение парной. «Заход» - главная единица измерения времени. В среднем каждый делает 3-4 «захода». После каждого захода следует отдых, время, когда тело остывает, который дополняет временную категорию «заход». В среднем заход плюс отдых занимают около 30 минут. Так, прейдя в баню и встретив там знакомого, задается вопрос: «Ты сколько уже здесь?» и ответом на него чаще всего будет количество «заходов», которое этот человек совершил. В общественной бане очень редко удается совершить «заход» одному, как правило, участвует не менее 6 человек, не допустимым считается количество более 10. Но все критерии здесь зависят в основном от размеров помещения парилки. «Заход» делиться на два этапа: все входят в парилку, рассаживаются на лавочки, «подкидывают» и «греются», в это же время и «дышат» - ароматизируют воздух, используя различные настойки (самые популярные мята и эвкалипт), второй - непосредственно парение веником. Их разделяет черта – «подкидывают под веник», и те люди, которые чувствуют, что не смогут находиться в парилке до конца второго этапа выходят в этот момент.
После каждого массового «захода» собирается другая группа желающих попариться и очищает помещение парной, это действие носит название «приготовить/подготовить парную». Процесс «подготовки» направлен на уменьшение влажности пара и очищение парилки от листьев, облетевших с веников предыдущих посетителей. Участие в ней обеспечивает вам место среди участников «захода».
Первое посещение парилки принято считать вводным. Очень важно «не переборщить» в первый раз, т.е. не вести себя очень активно по отношению к процедуре парения. Считается, что иначе может заболеть голова или наступят какие-либо другие неприятные последствия, которые «испортят всю баню» человеку. То есть, в этот раз в парилке лучше находиться до «подбрасывания под веник». В первый «заход» нужно просто прогреть тело, не используя веник. Его же принято в это время «запаривать» - положить в горячую воду на некоторое время, для того, что бы сухие листья, впитав в себя воду, приобрели большую эластичность и крепость, а веник не облетал при последующем использовании. Во время первого захода, происходит оценка качества пара и печки, зарождается общее настроение человека на всю дальнейшую баню. После него лучше не обмываться очень холодной водой и не бросаться в снег. Этот «заход» самый маленький по протяженности за всю баню, а отдых после него длиться не более 10-15 минут. Считается, что после этой процедуры организм человека подготовлен к перегрузкам, которые можно испытать в бане. Так, отдохнув, можно идти на второй «заход». Часто, сначала вы участвуете в его «подготовке». На этот раз во время «захода» можно и «дышать», и париться. После можно и ополоснуться холодной водой, но не сильно остужая тело. Отдых продолжается пока не остынет тело. Во время отдыха беседуют, пьют чай и пиво.
Самым важным «заходом» принято считать третий. Если два предыдущих были не полноценными, подготавливающими, то к третьему «заходу» тело окончательно подготовилось к большим перегрузкам. Такое состояние ощущает и парильщик, первые два раза в парилке «тяжело», дискомфортно, температура еще не привычна для тела. В третий же «заход» таких чувств не возникает, даже самих сил становится больше. Так, после того, как все «подышали», а «слабенькие вышли», начинают «подбрасывать под веник». Все оставшиеся начинают массировать свое тело веником. Считается, что в этот раз начинать обрабатывать веником лучше всего ноги, постепенно поднимаясь до груди. После этого парильщик либо бежит в снег, либо в бассейн, либо принимает контрастный душ и, обратно в парилку. Там снова парятся веником. Такой «заход» отнимает очень много сил, поэтому отдых после него длится около 30 мин. За это время тело остывает и готово к очередному «заходу». Все последующие посещения, если их совершают, парной схожи по структуре с третьим «заходом», поэтому нет смысла их описывать. Если же это был последний раз, то после отдыха парильщик моет тело, бреется, одевается и идет домой. Встречаются люди, которые перед бритьем, но после мытья тела заходят еще рез в парилку. Главная их цель – «прогрев лица», считается, что после этого легче бриться, и дольше не появляется щетина. Для многих посетителей старшего поколения традиционным является выпить «сто грамм» после бани, и только после этого направиться домой.
В исследованной нами бане можно наблюдать специфическую социальную структуру. В этом нет ничего удивительного, если принимать во внимание некоторые условия: баня общая, пространство в ней не разделено на комнаты, что можно встретить в других банях; находится она в населенном пункте, в котором проживает не большое количество людей и, как следствие, знающих друг друга хотя бы «в лицо»; высокий процент постоянных посетителей с разным опытом (выносливостью), различного возраста и социального положения. Все это предпосылки для образования некой социальной структуры внутри обсуждаемого нами института.
Принцип разделения – возрастной, основа – выносливость человека. Основные группы следующие: «космонавты» - в основном постоянные посетители бани, возраст которых больше 50ти, отличаются высокой выносливостью; посетители среднего возраста – у этой группы нет четкого названия, она самая многочисленная и внутри себя делится на несколько групп, входят постоянные посетители бани, возрастом от 20ти, до 50ти, характерна высокая и средняя выносливость; «молодежь» - постоянные посетители от 14ти, до 20ти, со средней и малой выносливостью.
Такое разделение строго в поведении посетителей не выражается, скорее оно достаточно условное. Нельзя говорить о какой-либо иерархии прав и обязанностей. У «космонавтов» спрашивают совета, если в парной не все в порядке (слишком мокро или сухо) и вообще учат «молодежь» премудростям бани. Во время отдыха от них можно услышать поучающую историю из жизни, советы и мнения в обсуждаемых темах, хотя это не только их прерогатива, такого поведения можно ожидать и от членов средневозрастной группы. Все они ходят в баню днем, и часто готовят «заходы» вместе. Сложилось даже нарицательное выражение – «космический заход», «зайти с космонавтами», которое обозначает очень сильный «заход», сделать очень сильный «заход», который могут себе позволить только выносливые и опытные люди.
В оппозиции к «космонавтам» стоит «молодежь». В основном это школьники, которые приходят в баню группами 3-5 человек. Общаются они, как правило, между собой, хотя замкнутости явно не чувствуют. Часто такая группа формируется благодаря мальчику, который посещал баню раньше либо с отцом, либо с кем-то другим и уговорил своих приятелей составлять ему компанию в этом деле. С начала эти ребята не носят веников, щеток и т.п., а приходят лишь погреться. Со временем эта ситуация изменяется и они становятся опытными и выносливыми парильщиками.
Самая интересная и сложная для анализа группа – парильщики среднего возраста. Она самая большая, а, следовательно, и боле многогранная в культурном плане. Ее члены сильно различаются как по социальному положения и по уровню доходов, так и по интересам. Как уже упоминалось внутри нее самой существует разделение на группы. Основой такого разделения служит интенсивность общения вне бани. Друзья или люди долго и много общающиеся в быту и на работе склонны проводить время в бане вместе. Следует отметить, что для членов такой группы абсолютно не обязательно занятие одним видом профессиональной деятельности, хотя часто такой показатель характерен. Можно наблюдать и обратный процесс – общение в бане приводит к более интенсивному общению в повседневной жизни.
Как правило, такие группы собираются в бане в определенное время, которое может не меняться многие годы, вместе парятся и общаются. Известны случаи, когда группа встречается для проведения досуга еще до бани, например на занятиях спортом и после этого мероприятия, вместе направляется туда. Члены такой группы стараются занять место поближе друг к другу, вместе делают «заходы», где парят друг друга, отдыхают. После бани немного «выпивают» вместе и расходятся по домам.
Такие группы очень стабильны и сохраняются долгое время. Она может вырасти из группы школьников, о которой говорилось при обсуждении группы «молодежь». Для них характерны общие интересы и темы, и время отдыха часто проводится за их обсуждением.
Нельзя не рассказать о еще одном типе групп – семейные. Их не очень много, но без семейной группы не проходит не одна баня. Для каждой из них также характерно определенное время посещения бани, которое часто согласуется с временем, в которое приходят знакомые и друзья отца семьи. Такие группы очень интересны, так как включают в себя и стариков, и молодежь, и членов среднего возраста, которые интенсивно общаются с группами ровесников, но все же образуют отдельное сообщество. Такие группы чаще всего состоят из двух возрастных страт: отцы и дети. Для них характерна четкая иерархия отношений, дети подчиняются отцу, который в свою очередь обучает и контролирует первых. Детей начинают приводить в баню в рано, с 4-5 лет, поэтому следят за ними очень тщательно. Отец, который привел свое дите в баню, не имеет достаточно времени на общение с друзьями и парилку, и выбивается из группы, с которой всегда проводил время раньше. Поэтому многие отцы не берут своих детей в баню вообще, либо только в более позднем возрасте, 10-14 лет. Те дети, которых все же приводят в баню, окружены всеобщим вниманием и заботой. Многие из них вырастают в постоянных парильщиков, которые позже агитируют и приводят в баню своих одноклассников и друзей, формируя группы «молодежи». В таких семейных группах могут быть дети и более старшего возраста, если они предпочитают ходить в баню не самостоятельно и отдельно (в другое время) от отца. Но характер таких семейных групп очень схож со средневозрастными группами, так как дети в них равноправные члены и них поведение не как не обуславливается опекой отца. Как нам кажется, такое положение ребенка развивает в нем сознание своей мужественности. Общение с отцом наравне усиливает уверенность ребенка в самом себе, развивает чувство самодостаточности и чувство личной ответственности за свои поступки.
Наверное, никто не станет спорить с утверждением, что общение интегрирует общество. Переживание коммуникативного опыта, на метаязыковом уровне или бытовой разговор – не важно, объединяет его участников. По нашим статистическим данным общаются в бане все без исключения. На наш вопрос: «сколько времени вы тратите в бане на общение?», средней величиной значений ответов стала протяженность в 2.5 часа, при средних затратах времени на баню в 3.8 часа. Такие данные говорят сами за себя при попытке ответить на вопрос, зачем люди ходят в баню.
Но нельзя забывать, что все-таки главным в бане является парилка. Почти 92% респондентов на вопрос «что для вас важно в бане», отметили как «самое важное» показатель «парилка и пар», о «компании и общении» так выразилось 35.7%, а 46.4% сказали, что об этом показателе «важно, но менее» (респонденты имели возможность наделять разные показатели одинаковыми оценками). Парилка, это не просто один из способов гигиенического ухода за телом, это традиция. В современном городском обществе, однотипном и нивелирующем этнические особенности, стабильное существование общественной бани – свидетельство невозможности отмирания традиционных институтов культуры и пример удачного преображения их в новой форме.
Нельзя не признать, что посещение бани связывается с неким переходным моментом в обыденной жизни индивида. Такое наблюдение служит основой предположения о том, что само посещение бани может быть достаточно адекватно интерпретировано в терминах «обрядов перехода», предложенными А. Ван Геннепом[2] и В. Тернером[3]. Приведенные ниже примеры, по нашему мнению, достаточно уверенно говорят о некой атмосфере схожей с характеристиками «лиминальной» стадии обряда перехода.
В проведенном нами опросе респондентам задавался вопрос: «в какой день вам было бы наиболее удобно посещать баню?». Ни один человек не назвал среди таковых будние дни. Конечно, это можно понимать по-разному, но мы склонны утверждать, что основная мотивация такого ответа – четкая связь бани и отдыха (наиболее удобное время для которого - выходные) в сознании людей.
Другая иллюстрация нашего предположения – отсутствие во всем помещении бани часов. К тому же, посетители бани никогда не берут с собой ни сотовых телефонов, ни наручных часов, либо, приходя в баню, помещают эти предметы в самые укромные уголки, будто бы стесняясь или полностью забывая о них. Нам кажется, что это связанно с тем, что понятие о «времени», которое крепко ассоциируется с рабочей, трудовой жизнью индивида, не находит себе места в контексте происходящего.
Сами условия конструируют некий образ противопоставления «обычному миру»: нагота, которая привычна (прилична) здесь и неприлична (непривычна) там. Момент, когда человек, зайдя в баню, снимает с себя одежду, служит иллюстрацией перехода индивида из одного «мира» в другой.
Общение между нагими людьми по определению более откровенно, а значит и более сближает, и дается легче. А поговорка «в бане все равны» - истинная правда. Как люди могут быть не равны, когда на них нет одежды? Эта всеобщая равность четко просматривается при общении. Мы долго распространялись о социальной структуре, складывающейся в бане, но с самого начала сказали, что она достаточно условна и, часто, увидеть ее можно только во время возникновения вопросов касающихся непосредственно парения и связанных с ним трудностях и опасностях. В предбаннике же разговоры сверх импульсивны и всеобщи. Конечно, большинство из них проходит внутри групп друзей/знакомых, но обсуждение самых захватывающих тем привлекает всеобщее внимание и каждый имеет возможность свободно высказаться.
Следующий важный момент в наших рассуждениях – особенности состояния тела после посещения парной. Это существенный фактор, поскольку он связан с тем, что парильщики называют «по настоящему помыться». Чувство легкой усталости, обновления, расслабления, Абсолютной Чистоты тела – вот, в общих словах, что значит для банщика «помыться».
Все это, безусловно, создает атмосферу (извините за выражение - дискурс) «Иного Мира»; «Пространство и Время Отдыха». А именно это и значит досуг. Уставший на работе человек ищет место, куда бы он мог придти, расслабиться и отвлечься и, набравшись сил, уйти в будничное трудовое пространство-время.
В объяснении антропологов разных школ, функция обрядов перехода – интегрировать общества, которая осуществлялась посредством символической (метаязыковой) коммуникацией общества с самим собой (посредством мифологии и ее символики) во время религиозной деятельности. В. Тернер и др[4]. используя свои выводы, полученные на данных традиционных обществ, попытались описать в терминах «структура/антиструктура» многие реалии европейского общества, вызвали острую критику за неимением серьезного фактического обоснования на этнографических материалах. Достаточно вызывающим казался переход от анализа ритуала жизненного цикла ндембу к движению хиппи, с использованием одной концепции. Но для обозначения «ритуалов» в рекреационной сфере современного общества В. Тернер ввел термин «лиминойд»[5], пытаясь тем самым разграничить чисто религиозные и отличные от них виды активности. Нам представляется, что такие переходы допустимы при соблюдении некоторых условий. Успешное функционирование «ритуалов перехода» в традиционном обществе основано на оппозиции священное/не священное. Для преодоления кризисов обыденной жизни прибегают к помощи сверхъестественных сил. Социальной «структуре» противопоставляется ритуальная «антиструктура». В современном же обществе основная, всеохватывающая дихотомия трансформировалась в работу/отдых. По аналогии: трудности и конфликты рабочего времении снимаются людьми посредством определенной организации своего отдыха. Погружение в островки «антиструктурной» «лиминойдности» помогает избавиться от накопившихся противоречий. В институтах досуга общество интегрируется, а не только удовлетворяет потребность в рекреации.
Необходимость (привычка) посещения бани основывается на представлении человека о неделе (важной категории времени), которая делится на рабочую часть и выходные. Отдыхая в выходные, индивиду необходимо отстраниться от накопившейся усталости (грязи), «отчиститься», и подготовиться к вступлению в новую неделю. Поход в баню, видимо, позволяет сделать это достаточно удачно. Приходя в нее, индивид попадает в место, в котором все посвящено отдыху. Он символически включается во внутреннюю жизнь этого института, живет некоторое время (заход\отдых) там, общаясь с группой и выполняя физические упражнения ведущие к расслаблению тела и уходит домой, включаясь в обыденную жизнь. Это – обычный «календарный «обряд», просто вне религиозного сознания, основанный на воззрении на повседневную жизнь, как на череду смены рабочего времени отдыхом и т.д. Именно к таким случаям можно (и необходимо) применять термин «лиминойд».
Пользуясь такой гипотезой, мы достаточно удачно вписыванием баню в институты досуга, понимаем происходящее и его последствия. Более того, ее положение в обществе, как социального института не отличается от других институтов досуга (например: музыкальных концертов, футбольных матчей, выезда компании за город) и функционирует по тем же законам.
[1] См. библиографию в Баня и печь в русской народной традиции. М., 2004.
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554