en / de / fr


Новости

15 Май / Всероссийский конкурс студенческих PR-проектов
Цель Конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью - поддержка молодых специалистов.
Прием заявок до 15 мая 2008г ...

24 Апр / Конференция "Психология образования: современное состояние и перспективы"
Приглашаем вас принять участие во II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции "Психология образования: современное состояние и перспективы" (с изданием и рассылкой мате ...

19 Апр / Интеллектуальная одежда от Натальи О'Шей (Хелависа)
Этно-Журнал представляет первую в России линию авторской интеллектуальной одежды.
18-20 апреля 2008г ...

Все новости
Этно-Журнал / Публикации/

Этнопсихологические аспекты армянского свадебного обряда. Обобщение опыта XX века.

| Для печати
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Авакян Армине А., Саркисян Гаяне Г.
Тематика: этнопсихология
Публикация: 2008-03-13
Подробнее

The ethnopsychologic aspects of Armenian wedding ritual. The generalization of the XX-th century experience

 

 The old Armenian wedding ritual by all contents is originated from the general Indo-European source. It is an initation of sexual mature weddingers, a devotion as man and woman (as husband and wife). The whole wedding ritual was directed to formation of sexual identification and adaptive behavior of weddingers in family and generation continiuty. Nowdays the destructive influence on wedding ritual has become stronger and we stress some details of the integral national wedding ritual. The values which changed to the material things, and globalization influence us to reconstruct the contents of the wedding ritual. The aim of these reconstructions is to connect us with our deep psychological roots and with collective unconscious of our nation. The authores are suggested to use psychological and pedagogical different methods.

Avagyan Armine, Sargsyan Gayane


 

В Армении XXI век взял старт, прихватив клубок, неразрешенных для армянства, проблем политического, социального, идеологического и пр. характера. Изучение этнопсихологических корней армянского народа с целью внесения вклада в психологически грамотную разработку национальной идеи - назревшая необходимость. Глубинные, архетипические содержания психики армян нуждаются в научном исследовании. В рамках данной статьи проделана попытка рассмотреть национальный свадебный обряд как ритуал, отражающий национальный менталитет. Исконный армянский свадебный обряд, по своему содержанию, восходит к общеиндоевропейскому. Содержаниями его являлись жертвоприношение, водные и огненные ритуалы. По сути свадебный ритуал был инициацией брачующихся пуберантного возраста, посвящением их в мужа и жену. У армян другого подобного ритуала, знаменующего половую зрелость, нами не обнаружено.   

Мы попробуем провести параллель между изменениями традиционных содержаний свадебного обряда и проблемами связанными с изменением критериев ценностей и влиянием глобализации. В последние 100 лет армянству пришлось неоднократно сталкиваться с проблемой насильственной ломки ценностных критериев. Это и события масовой резни армян со стороны турков в 1915 году, Октябрьская революция 1917 года, сталинский террор 30-х годов, мировые войны, бархатная революция 90-х годов. Последние события полноправно вписываются в приведенный ряд по масштабам разрушений как в экономической так и в духовной сферах. Каждое из этих событий наносило сильный удар как по демографии так и по сознанию.

Демографический состав РА[1] в последние десятилетия подвергся значительным изменениям, которые носят пролонгированный характер. Речь идет о резком снижении рождаемости, влекущим за собой старение населения, а в переспективе к 2020 году ожидается снижение численности жителей республики до 2 млн., т.е. на 30%. Подобного рода сильные потрясения, сопровождаемые резким изменением социального уклада (снижение уровня жизни, безработица, изменение социальных ролей и пр.), ломкой системы ценностей и всеобщим процессом глобализации, безусловно, находят свое отражение в психологии современного армянина, проживающего в республике.

 Около половины ее населения проживает в столице – городе Ереване. Здесь живут выходцы из самых различных регионов Армении, а также съехавшиеся сюда армяне из других стран. В Советский период это, в основном, были Азербайджан, Грузия, Россия, сегодня – Иран и др. ближневосточные и, частично, западные страны. Такое широкое разнообразие представительства переселенцев из различных регионов, а также городская среда обитания предопределяют смешение и стирание исконных национальных традиций, несмотря на высокую степень присущего армянам консерватизма. Наблюдения показывают, что различные прослойки жителей Армении и, особенно, столицы акцентируются на разрозненных осколках частей национального свадебного обряда[2] с вкраплением модных западных элементов. Одна часть – традиционалистски ориентированная – старается, в меру своего понимания, по возможности, соблюдать древние свадебные обычаи, а другая – настроеная реформистски – идет на изменение национального свадебного ритуала, продолжая отказ от множества элементов его содержания с их заменой. Позицию последних можно объяснить их частичным отказом от анимистического восприятия мира, который изначально заложен в основу основутрадиционного обряда, в пользу показного, рационального, а также утерей исконного смысла и сути практикуемых ритуальных действий. К примеру, в традиционном свадебном обряде в первый день свадебной недели - четверг, проводился женский ритуал хлебопечения, сопровождаемый различными магическими действиями. Самая старая и почтенная из присутствуюших 7-и женщин данного рода, покрыв голову красным платком, зачинала просев муки, произнося магические заклинания, соление теста и поминовение усопщих. Состав теста собирался из принесенных присутствующими продуктов (мука, соль, сахар, яйца и пр.). Ритуал сопровождался ужином и каждая из участниц уносила к себе в дом по одному хлебу и гате. Магические действия этого ритуала были направлены на программирование у невесты смиренного поведения в доме мужа, а также (как и мужской ритуал разливания виноградного вина[3]) имели цель обеспечения будущего материального благополучия семьи. Однако сегодня подобные ритуалы встречаются редко и то лишь в сельской местности.

 Исчезли из обращения водные ритуалы купания невесты и жениха, бритья жениха, а обряд одевания жениха перед свадьбой обнаружен нами лишь в отдельных деревнях Джавахка. Не везде по пятницам режут быка. В городах молодые холостяки не практикуют ритуалы с курами (похищение, дарение, поедание и пр.) В прошлом же инициация девушки в женщину сопроваждалась многочисленными манипуляциями с курами.

 Петух, фигурирующий на 3-ий день свадьбы в родительском доме невесты, в руках свадебного дружки[4], в мировой культуре - фаллический символ, оберег от нечистой силы, символизирует борьбу и бой, плодовитость, вожделение, стихию огня. Курица же - самка петуха. В армянском свадебном ритуале она представляет невесту. В начале ХХ века лишение невесты девственности знаменовалось выстрелом из ружья и зарезанной курицей, которая отправлялась сырой в отчий дом девушки. Сегодня этот ритуал сменился на новый: в отчий дом относят символические красные яблоки. Красный цвет – цвет излитой крови, а яблоко – плод, предположительно, увязываемый с ожидаемым плодоношением новоявленной женщины. По версии этнографа Гаяне Шагоян [5] яблоко как в целом виде, так и в ветртикальном разрезе, символизирует женские гениталии. Это значит, что пронзенное кинжалом свадебного дружки или нанизанное на рог пятничного свадебного быка, красное яблоко [6] символизирует половое совокупление. Обычай же раздела этого плода между холостыми парнями и поедание его ими, как и скармливание этого плода подлежащему закланию быку, является ритуалом магического приобщения к животворящему мужскому началу (кинжал, рог), покоряющему женское начало (яблоко).

Символом жениха - мужского начала выступали, а местами, в сельских регионах, выступают и ныне, петух и бык. Бык в мировой культуре – символ плодородия, мужественности, животворящей сексуальной силы и мощи. Он означал животную природу человека, а потому являся жертвенным животным в мистериях древних, является солнечным символом. Убой быка, приведенного в дом невесты стороной жениха с последующим оставлением там половины закланной туши, был предусмотрен во 2-ой день свадебного обряда. Это было жертвоприношением духам отчего дома невесты. Сегодня этот обычай претерпел различную степень трансформации: от пятничного убоя в доме жениха с присутствием при этом невесты до высылки в дом невесты покупного мяса и спиртного (в традиции это было сугубо вино, с которым, напомним, в 1-ый день ритуала проводился специальный магический обряд). Договоренность о количестве спиртного и мяса достигается в период помолвки. Смысл происходящего практически утрачен. Во многих местах, а в городах особенно, этот обычай полностью исчез: каждая сторона сама по себе несет расходы на мясо и вино.

 Отправку вышеуказанных продуктов и поныне осуществляют при помощи “лисов” – холостых ребят со стороны жениха, которые надевают накидку из лисьей шкуры. Сегодня иногда еще можно увидеть машину, украшенную лисьим чучелом. Образ лиса в свадебном обряде – антипод курицы. Свадебным “лисам” вменяется похищение живой курицы (можно нескольких) из дома невесты. Заметим, что ритуал отражает содержание глубинных пластов психики человека. У женщин – это потребность быть завоеванной, а в мужчинах говорит охотничий инстинкт. Потомки сасунцев, проживающие в окрестностях Талина[7], напрямую, объясняют ритуал переселение невесты в дом жениха как акцию захвата-похищения[8] ее из отчего дома. Делегация, посылаемую в дом кумов за невестой, ими называется “бригадой победителей”.  

Атрибутика солнечных символов буквально пронизывает 7-идневный армянский свадебный обряд. К примеру, упомянутая выше гата [9] (армянское национальное румяное сдобное печенье с начинкой, традиционно круглой формы диаметром 25-40 см. с помеченной серединой, напоминающее солнышко) в 3-ий день свадьбы из дома невесты выдается, в обмен на дары для невесты, бейбурти - незамужним из состава женской свиты свадебной процессии стороны жениха. Круг в мировой культуре - это знак бесконечности, мандалы, символизирующей целостность, средство магической защиты от злых духов. В форме свадебной гаты он знаменует предстоящее единение брачующихся и целостность их союза. Гата – два слоя теста с рассыпчатой начинкой посередине – проекция будущей семьи, в лоне которой предпологается множество потомства. Т.о. передача девушкам гаты – служит их приобщению к женским добродетелям. Круг [10] также женский символ, отражающий форму оплодотворенной матки.  

До начала ХХ в., если, в силу каких-либо причин, невозможно было венчание в церкви, брачный союз армян освящался у тонира. Тонир [11] – глинобитный очаг глубиной 1,5 м., зарытый в землю, с круглым узким отверстием, посередине выпуклый, расширяющийся книзу. Прежде он был очагом каждого армянского дома, предназначен для приготовленя пищи и выпечки [12]. В далеком прошлом он имел сакральное назначение. Ердик – отверстие в потолке тонратуна [13], дающее выход к небу – мужскому началу, тонир же – отверстие в земле – женском начале. Тонратун являлся сакральным местом встречи неба и земли, домашним святилищем [14], Сам очаг и его утварь были предметами поклонения. В начале прошлого века в Зангезуре отмечен обычай ставить, прибывшую в дом жениха, невесту под потолоком на котором изображено звездное небо, что, очевидно, являлось отголоском описаного выше, осколком обрядов языческих предков. Т.о., исследуемый обряд проявил чудеса выживания.

 Обратимся к современным процессам, происходящих в сфере свадебной обрядности. При подготовке к написанию данной статьи было проведено изучение этнографических материалов по описанию свадебной обрядности начала ХХ века в регионах Сасун [15],Зангезур, Джавахк, а также было проведено исследование соответствующих обрядов в данных регионах начала ХХI века. Из информации, полученной от современных сельских жителей Джавахка [16] с которыми был проведен устный опрос, выявленно, что в отмеченном регионе свадебный обряд за последние 100 лет претерпел минимизацию по следующим пунктам:

• забыт обычай покупать приданное невесте за счет выплаты стороной жениха [17]

• утрачен ритуал собирания продуктов на гату со всех родственных невесте домов;

• не выделяется мясо быка от дома жениха на брачные церемонии в доме невесты;

• нет обряда разлива вина;

• новобрачной не вменяется молчание;

• новобрачные перестали считаться нечистыми в первые 40 дней;

• не практикуется купание брачующихся;

• бритье жениха перестало быть специальным ритуалом;

• привоз невесты осуществляется непосредсвенно в дом жениха без промежуточных пунктов и без бомбардировки плодами со стороны жениха и осыпания ее орехaми, злакaми и сухофруктами;

• женщины не украшают руки хной;

• нет венчания в церкви [18]

Отметим, что в Зангезуре минимизация еще более существенна. Из минимизированных ритуалов выделим лишь ритуал смазывания невесткой головы свекрови топленным маслом.

Изменения в содержании свадебного обряда в ХХ веке повлекло за собой измененя и в свадебном меню. Раньше основные блюда готовились из говяжьего мяса (хашлама, долма, хаш и пр.) ритуально зарезанного в пятницу быка. Очевидно, что поедание мяса жертвы составляло логическое продолжение обряда. Ныне даже в деревнях к меню субботнего застолья добавились блюда из свинины и рыбы и пр.

Одной из причин минимизации некоторых ритуалов, в частности, процедуры подготовки жениха (одевание, бритье, купание) и невесты (купание), по нашему мнению, является изменение брачного возраста. Если в начале ХХ века замуж выходили в возрасте 10-14 лет, в середине – в 17-25, то сегодня эта планка значительно повысилась в городах дотягивая до 30 лет [19]. Для мужчин брачный возраст был, соответственно: 14-20 лет, что являлось гарантом того, что в брак они вступят, как и девушки, девственными. Сегодня брачный возраст для мужчин 22-35 лет. В нашем представлении брачующиеся 100 лет назад - несовершеннолетние подростки. В этом контексте интересен факт причастности их к манипуляциям со множеством перечисленных выше сексуальных символов, и доступности последних их сознанию. Из сказанного следует, что сексуальное воспитание, привитие здорового интереса к физиологическим особенностям противоположного пола было естественным и активно практиковалось в общинах, не смотря на церковные строгости христианского периода. Вывод особенно важен в свете того, что сельский житель всегда был и есть (тем более, в условиях урбанизации) ближе к естеству. Он, будучи окружен животным и растительным миром, наблюдаяя его воспроизводство. не имеет такого количества вытесненных сексуальных переживаний и тех комплексов, что сегодняшний городской подросток.     

Как другую причину минимизации свадебного ритуала следует отметить урбанизацию Армении, изменение уклада жизни горожан: проживание в многоэтажных домах, занятость и достаточная обеспеченность горожанина в советский период 60-90 гг.. Последнее обстоятельство сняло необходимость в содержании домашнего скота и выпечке хлебных изделий в домашних условиях. В Ереване едва ли обнаружишь тониры или скот у жителей особняков. Примечательно, что именно с конца 60-х гг. сельские очевидцы отмечают полное исчезновение ряда брачных обрядов, в частности, обычая молчания молодицы на протяжении отведенного ей новыми родственниками промежутка времени.

 Следующей причиной изменения содержания свадебного обряда в ХХ веке нам видится изменение прав и роли женщины в обществе. Армянская женщина получила возможность работать и учиться на равных с мужчинами правах. Примечателен также факт изменения в последние десятилетия некоторых принятых смысловых содержаний атрибутов свадебного обряда. В прошлом существовал обычай осыпать брачующихся дождем зерновых (знаменует параллель с оплодотворением земли), сухофруктов и орехов с целью передать молодым магическую силу зерна – как основы зарождения новой жизни, плодовитости, а также для оберега их от нечистой силы, порчи. Сегодня в свадебной практике почти все из перечисленного заменено конфетами и лепестками роз. Понятно, что произошло смещение смыслового акцента с плодовитости на подслащивание будущей жизни молодоженов, что, очевидно, связано с тенденцией ХХ века к повышению уровня жизни, доминированием материальных ценностей над прочими. Эта тенденция сопровождается, в частности, резким уменьшением количества рождаемости детей [20] в семьях, снятием определенных нравстенных ограничений в вопросе материального обогащения. Т.о. молодожены получают подсознательную установку на комфортную, благоустроенную жизнь, что далеко не всегда соответствует реалиям и приводит к семейным конфликтам, низкой степени адаптивности к жизненным перепитиям, к неготовности сопротивляться трудностям.

 Другим примером, иллюстрирующим данное заключение, является факт смены смыслового акцента с цвета, возглавляющего свадебный кортеж автомобиля, транспортирующего новобрачных, на его марку. Сегодня этот автомобиль может быть и черного цвета, тогда как всего 20 лет назад черный обязательно, до суеверия, привязывался к трауру. В то время выбор марки автомобиля осуществлялся по цветовому приоритету. Выбирался, обязательно, белый автомобиль в ознаменование светлого будущего и дополнительного акцентирования невинности невесты. В сегодняшнем свадебном обряде основной смысловой акцент идет на благосостояние с утверждением новых ценностей и сломом прежних.

 В прежнем свадебном обряде, при анализе отдельных ритуалов, ясно прослеживается, что замуж девушку выдают и берут от всего рода невесты всем родом жениха с активным участием сельских общин брачующихся. Сегодня, в основном, свадьбы отмечаются, по прежнему, широко. Количество присутствующих на сельских свадьбах колеблется в пределах 150-500 человек. Ведущими свадьбы, до последнего времени, были посаженный отец (крестный семьи жениха) или массовик-затейник (той баши, шулух). Они брали на себя функцию ознакомления присутствующих на праздничном застолье кумовей друг с другом. В городах, однако, эта традиция теряется. Свадьбы многие отмечают в ресторанах и ведущим там становится постороний человек – спецработник заведения. Естественно, что тесный контакт между присутствующими исключается. Организация свадьбы становится частым делом узкого круга семей брачующихся. Происходит процесс обособления, индивидуализации подобно тому, который имеет место на христианском Западе. В элементах самого обряда ясно видны заимствования у Запада. Это и использование, отмеченных выше лестков роз, бросание невестой и женихом букетов и подвязок. Сегодня в Ереване на свадьбах принято танцевать вальс. Замечаны случаи построения свадебной церемонии к венчанию по католическому образцу, когда невесту к алтарю подводит ее отец. Подобное космополитическое мышление на протяжении последних десятилетий формируется под влиянием просмотра западных художественных фильмов [21] со свадебными сценами. Это подготовило современного армянина к восприятию демонстрируемого образца. В качестве назначения обряда им воспринимается его внешняя эстетичность, а не суть трансформированных Западом символов. Отмеченный факт подтверждает преобладание в бессознательном современного человека конформной, подражательной установки.  

 Резюмируя изложенное следует отметить, что все содержание и последовательность церемоний национального свадебного обряда прошлого направлены на формирование адаптивного поведения молодоженов в семье и является проявлением общего национального самосознания. Обряд был направлен на формирование ролевого самосознания и привитие идеи ценности продолжения и преемственности рода. Утрата же множества его элементов и составляющих отражает разрыв в миропонимании как у индивида так и между отдельными слоями и прослойками общества в целом. Это приводит к непониманию друг друга в семье, а также в других общественных институтах, внутреннему дискомфорту из-за разрозненности составляющих компонентов психики современного человека [22].

Выходом из сложившейся ситуации может послужить попытка реанимировать содержания древнего свадебного обычая и его глубинной символики, имеющей архетипическое значение, в сознании и понимании молодого поколения. Это поможет ему восстановить связь со своими глубинными психологическими корнями – генетической памятью, коллективным бессознательным своего народа, а также способствовать поддержке связи как между поколениями так и между различными слоями населения.

 Учитывая, что прежде брачный возраст соответствовал возрасту современных школьников-подростков, можно предположить, что целенаправленная работа, с использованием содержаний свадебного обряда, с лицами этого возраста должна оказаться психологически действенной. Подобную работу возможно разработать и проводить с использованием различных методов как психологических (обсуждение с подростками “запретных” тем на языке обрядовых символов), так и познавательных, педагогических (инсценировки, устное ознакомление с последующим иллюстрированием со стороны младших школьников, введение обучающего параграфа в учебниках по истории или семейной психологии и пр.). Материал свадебного обряда дает специалистам широкие возможности для его практического использования.

 

[1] Республика Армения
[2] Отметим, что целостность свадебного обряда утрачена
[3] Гроздь винограда в мировой культуре представляла фаллический символ, а также символ солнечного духа – вдохновителя Божественного энтузиазма.
[4] Мать невесты, при выходе процессии из дома, символично, в пару к петуху выдает 1 курицу
[5] Выражаем нашу признательность ей и всем тем людям, которые, с готовностью, помогли нам в деле сбора информации для работы над данной тематикой.
[6] Яблоко в мировой культуре – символ совершенства и трудности обладания, олицетворение плодородия, изобилия, земных радостей и желаний, а также бессмертия.

[7] Город в Арагацотн марзе РА.
[8] Мотив захвата наблюдается и у других индоевропейских народов, например, у древних славян.
[9] Напомним, что выпечка гаты представляет собой ритуал магического
формированияженской добродетели невесты: смирение, послушание, хозяйственность, плодовитость.
[10] То же женское состояние, по Юнгу, отражает полная луна.
[11] До сих пор повсемесрно широко распространен и используется в сельских регионах.
[12] В частности, гаты.
[13] Помещение где распологается тонир.
[14] Аналогичным святилищем для монголов была их юрта с очагом гал голомт – центром Вселенной и столбом дыма от него.
[15] Район, находящийся на територрии Турции, где до геноцида 1915г. издревле проживали армяне
[16] Сегодня территория компактного проживания армян в Грузии.
[17] Выплата эта остается, но носит формальный характер денежного подношения матери невесты в пределах 100$ USA.
[18] В сельских церквах давно отсутствуют священнослужители.
[19] По данным арм. официальной статистики в1990 году ср. возраст впервые брачующихся горожан для женщин был 22,8, для мужчин – 25,8, а в 2004-ом тот же показатель для женщин - 24,1, для мужчин - 27,8. [6]
[20] Отметим, что рождаемость в начале ХХ века была в несколько раз выше нынешней.
[21] Можно заметить, что армянских фильмов с подобным содержанием считанные единицы, да и то не модерн. Справедливости ради отметим тематическую передачу телеканала Армения “Моя большая, толстая свадьба”. Однако последняя носит развлекательный характер. 
[22] Описаные процессы отрыва от национальных психологических корней характерны для всей западной цивилизации. 




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
                          

1. Бдоян В.А. Этнография армян. Краткий очерк. - Ер.: Изд-во ЕГУ 1974 (на арм. языке).

2. Карапетян Е.К. Сасун. Этнографические материалы. Ер.: Армянское Государственное

 изд-во, 1963 (на арм. языке).

3. Когеян Г.Х. Индевропейский облик армянской свадьбы. Бостон: журнал «Родина», N6(251), 1945; N1(252), 1946. (на арм. языке)

4. Лалаян Е. Труды, в пяти томах, Т I – Ер.: Изд-во АН АССР,1983 (на арм. языке)

5. Лисициан С.Д. Армяне Зангезура.- Ер.: Изд-во АН АССР, 1966 (на арм. языке)           

6. Мужчины и женщины Армении. Статистический сборник. Ер.: Национальная статистическая служба РА, 2005

7. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск: Изд-во “Урал LTD”, 1999

8. Шейнина Е. Энциклопедия символов. – М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Торсинг”, 2003

9. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. (Автор-составитель Королев К.). – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terre Fantastica, 2003

10. Юнг К.Г. Избранное. - Мн.: ООО “Попурри”, 1998


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Margaryan Aida, Yerevan, ajkanavse100@ yandex.ru 2008-04-12 12:26:07
Я поздравляю авторов этой интересной статьи. Замечателно, что и сегодня есть специалисты, продолжающие историко - психолгические исследования етноса, древних обычаев нашего народа.
Однако я считаю, что результаты подобных исследований дложны носить чисто познавательный характер. Результаты подобных исследований не допустимо использовать в педагогике, а именно обсуждение с подростками “запретных” тем на языке обрядовых символов, а тем более инсценировки, устное ознакомление с последующим иллюстрированием со стороны младших школьников. Вообще вопрос правильного полового воспитания в наших постсоветских странах стоит очень актульно. Проблема стоящая внимания психологов. С нетерпением жду новых статей. Удачи!
RYZHAJA

Страницы: 1 | Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту

Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта

Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           

Яндекс.Метрика