en / de / fr


Новости

25 Сен / Конференция "Журналистика и медиаобразование - 2008"
Факультет журналистики Белгородского госуниверситета организует
III-ю Международную научно-практическую конференцию
«Журналистика и медиаобразование - 2008»

09 Сен / Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии
Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции
c 9 по 12 сентября 200 ...

23 Авг / Фестиваль исторических клубов
Фестиваль исторических клубов «ВОИНОВО ПОЛЕ» пройдет с 23 по 24 августа 2008 года в городе Руза Московской области.Задачей фестиваля является пропаганда исторического наследия Древней Руси ...

Все новости
Этно-Журнал / Публикации/

Экспозиция – дискуссия – форум vs. Форум – экспозиция – дискуссия

| Для печати
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Сиим А.Ю.
Тематика: африканистика
Публикация: 2008-06-01
Подробнее

 

 

 

 За дискуссией в «Этнографическом обозрении» на страницах периодического издания МАЭ РАН «Антропологический форум» (2007, № 6) последовала теоретическая дискуссия «Этнографические музеи сегодня», посвященная проблемам и даже кризису этнографического музееведения. Конечно, сложившаяся последовательность во времени с интервалом в несколько месяцев – чистое совпадение. Но по совпадению первая дискуссия задним числом получила отчетливый оттенок предпосылки второй. Лично для меня участие в обоих проектах было поводом к осмыслению существующей проблемы. Я считаю важным то, что в результате были озвучены позиции разных сторон и потенциальных «оппонентов». И между ними, при всем их различии, возможно, даже есть пространство для диалога. Это относится к вопросам, касающихся констатации кризиса этнографических музеев, оптимистического взгляда на выход из этого кризиса путем поисков, проб и ошибок, с неизбежными издержками отдельных неудачных решений и через привлечение разных – порой даже противоречащих друг другу – концепций, подходов и мнений. И, вероятно, это пространство было бы гораздо шире, а диалог – конкретнее и эффективнее, если такого рода форум был бы организован в качестве теоретической преамбулы перед началом практической работы над самой экспозицией «Африка». И тогда дискуссия по результатам экспозиции – как необходимая завершающая стадия – могла бы принять качественно иной характер.

 

 Дискуссия в «Этнографическом обозрении», на мой взгляд, показала, что уход в эмоциональный субъективизм и переход на личности крайне непродуктивны в научном отношении. В рамках «прений» на ее страницах нередко происходила абсолютизация негатива, когда отдельные описательные или содержательные моменты, не подразумевавшие личных выпадов и обвинений, интерпретировались как таковые. С одной стороны, остается сожалеть, что эти две дискуссии выстроились именно в таком порядке, с другой стороны, остается надеяться, что подобные проекты будут иметь место в дальнейшем и обеспечивать важный материал и методологическую базу для новых экспозиций МАЭ РАН и, возможно, в других этнографических музеях.

 

  Несколько частных комментариев:

 

 1. О появлении витрины под названием «Военные деспотии» и связанного с ней текста я узнала уже как о свершившемся факте, когда в рабочую группу входила уже лишь формально. Несколько лет тому назад, сразу после поступления на работу в Отдел этнографии Африки МАЭ РАН, мне действительно довелось расшифровывать и распечатывать черновые рукописные записи Д.А. Ольдерогге об изображениях на реплике дворцовой стены в Абомее. Этот экспонат должен был самостоятельно дополнять верхнегвинейский блок и размещаться рядом со шкафами «Бенинский алтарь» и «Культура народов Верхней Гвинеи», но впоследствии он оказался в пустом шкафу, и дизайнеры предложили заполнить этот шкаф с репликой предметами во избежание horror vacui, и было решено поместить туда веер из копий. А вовремя найденные распечатки черновиков послужили основой для аннотации, написанной В.Ф. Выдриным.

 

 2. В классическом труде по культурологии и музееведению «Происхождение вещей» Ю. Липса действительно упомянут факт восхищения Бенвенуто Челлини бенинскими бронзами. Сравнение их с художественным литьем эпохи Возрождения (позднего), в частности, с работами именно Челлини, стало расхожим штампом. Вероятно, это случай, когда для иллюстрации и подтверждения гипотезы факты приводятся в искаженном виде по принципу «тем хуже для фактов». Более того, это утверждение Ю. Липса основано на мнении другого исследователя (Г. фон Лушана). Однако, уже в эпоху Челлини некоторые африканские вещи, например, предметы из кости («ивуары» в афро-португальском стиле) и – в меньшей мере – из дерева и бронзы уже циркулировали по Европе, так же как и устные и письменные свидетельства о них.

 

 3. Наконец, действительно, целый квартал мастеров художественного литья расположен в Бенин Сити (Нигерия) практически на том самом месте, где раньше находились придворные мастерские, примыкавшие к дворцу бенинского правителя и подчиненные ему. И современная продукция в технике потерянного воска не уступает по технике исполнения и эстетическим достоинствам старинным образцам. Другой вопрос, какой статус имеют эти мастерские, какую нишу они занимают в рыночной индустрии сегодня, для каких целей делаются эти вещи и, наконец, как реально выглядят и из чего сделаны предметы, которые заказывают для алтарей сегодняшние представители бенинской династии. Бенинское наследие сегодня – это довольно сложный и интересный вопрос из области искусствоведческой экспертизы, а также из главной области интересов любого этнографа, а именно «традиции и инновации в культуре такого-то народа».

 

 

 

 

 

 


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту

Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта

Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           

Яндекс.Метрика