Новости
25 Сен / Конференция "Журналистика и медиаобразование - 2008"
Факультет журналистики Белгородского госуниверситета организует III-ю Международную научно-практическую конференцию «Журналистика и медиаобразование - 2008»
09 Сен / Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии
Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции c 9 по 12 сентября 200 ...
23 Авг / Фестиваль исторических клубов
Фестиваль исторических клубов «ВОИНОВО ПОЛЕ» пройдет с 23 по 24 августа 2008 года в городе Руза Московской области.Задачей фестиваля является пропаганда исторического наследия Древней Руси ...
|
Этно-Журнал / Публикации/
<Назад | Далее>
Еще раз об экспозиции «Африка» в Кунсткамере (ответ В.Ф. Выдрину)| Для печати
Меня неприятно поразила реакция В.Ф. Выдрина на критические замечания коллег-африканистов. Уважаемый Валентин Феодосьевич объясняет недочеты и просчеты экспозиции «неадекватным» поведением подчиненных ему сотрудников, на всю Россию заявляет о «безобразном скандале» в Отделе Африки [с. 51][1], приписывает коллегам «передергивание» фактов [с. 59]. Я сотрудничаю с Отделом Африки Кунсткамеры более 40 лет и могу поклясться, что ни при одном из его прежних руководителей – Д.А. Ольдерогге, В.В. Матвееве, Н.М. Гиренко, С.Б. Чернецове, В.А. Попове подобной ситуации не было и быть не могло: спорные, конфликтные ситуации, разумеется, случались, но они разрешались корректно и внутри коллектива. Возможно, мои представления о чести и достоинстве мужчины устарели, но я все же не могу не сказать, что руководителю и главному автору проекта сваливать очевидные и бесспорные ошибки текста на подчиненного младшего научного сотрудника, молодую женщину [с. 60–61], – это, если по-русски сказать, ни в какие ворота не лезет.
Ответы уважаемого В.Ф., на мои критические замечания также вызывают недоумение: 1. «… по-видимому, справедливо … Бенвенуто Челлини не мог восхищаться бенинскими бронзами …» [с. 60]. Помилуй Бог, почему «по-видимому»? Это же все равно, что сказать: «По-видимому, Андрей Рублев не мог восхищаться "Герникой" Пабло Пикассо». Странно, что лингвист столь неточен в выборе слов. 2. Вторая, мягко говоря, лингвистическая неточность связана с моим возражением против утверждения, что «Тропическая Африка – родина черной металлургии». Во-первых, если посетитель экспозиции, например, «пытливый школьник», по выражению В.Ф. [с. 52], заглянет в «Толковый словарь современного русского языка» (М., 2004), то он прочтет там, что металлургия – это «отрасль тяжелой промышленности, занимающаяся получением металлов из руд и первичной обработкой металлов». О какой черной металлургии можно говорить, если на протяжении всего доколониального периода железные бруски и железные изделия импортировались в субсахарскую Африку из стран Запада? Не надо вводить в заблуждение «пытливых школьников». В связи со свидетельствами о древности железоделательного производства в Африке уважаемый В.Ф. цитирует статью из парижского издания 2002 г., но ведь приведенная им цитата [с. 56] свидетельствует лишь о том, что: а) на востоке Нигера в 1980-х гг. и позднее в очень древних слоях обнаружены следы железоделательного производства; б) полученная археологами датировка (единственная!) сопоставима с ближневосточными. Со своей стороны, уважаемый В.Ф. недоумевает, почему я в вопросе о древности знакомства африканцев с железоделательным производством ссылаюсь на материалы II Конгресса Панафриканской ассоциации по изучению первобытности и смежным дисциплинам [с. 56]. Да потому, что если бы переворот в науке, постулируемый уважаемым В.Ф., имел бы под собой сколько-нибудь прочную основу в археологических исследованиях конца ХХ в., он обязательно нашел бы отражение в материалах Конгресса, но этого не произошло. Пишу со знанием дела, ибо мне были присланы материала Конгресса. На секцию 2 «Африканский железный век» были заявлены семь докладов, в том числе и упомянутый В.Ф. Выдриным. Сенсационных переворотов они не содержат. 3. О моем «безапелляционном» возражении против утверждения уважаемого В.Ф. о том, что «Сахару сделал пустыней человек» [с. 57]. Ну, как же не возразить против этой не адекватной с научной точки зрения формулировки! Пусть извинит меня за резкость уважаемый коллега-лингвист, но общеизвестное со школы и отраженное в научной литературе (включая, в частности, и предисловие Д.А. Ольдерогге к 1-му изданию книги А. Лота[2]) явление чередования влажных и сухих периодов в истории Сахары было частью глобальных природных катаклизмов. Последняя смена влажного периода сухим могла быть усугублена хозяйственной деятельностью неолитических скотоводов, что, впрочем, явствует и из приведенной уважаемым В.Ф. [с. 57] цитаты из книги А.Лота: скотоводство «усугубило», «ускорило» опустынивание, а в «Путеводителе» эти взвешенные формулировки французского ученого превратились в «сделал пустыней человек». Это, как говорят в Одессе, «две большие разницы»!, иначе говоря, неграмотно. 4. «Н.Б. Кочакова предлагает поместить в шкаф "Письменность" и образцы "нсибиди"» [с. 57]. Смысл моих замечаний был не в том, что и куда поместить, а в том, что авторы экспозиции не сумели ни в тексте «Путеводителя», ни на стенде показать африканскую специфику сочетания вербальных и невербальных форм передачи информации. Этот очень важный и показательный аспект культуры не был продуман создателями экспозиции. А жаль! Ведь Кунсткамера – учреждение научное и ее посещают не только «пытливые школьники». 5. Очень жаль, что уважаемому В.Ф. оказались «не понятны», остались «загадкой» мои замечания по разделу «Маски» [с. 60]. Похоже на то, что он не уловил смысла, вежливого намека на бессодержательность текста о масках, которые являются несущим глубокую смысловую нагрузку аспектом африканской (и мировой) культуры. Лингвист может не знать этого и нельзя винить его за это незнание. Но если он берется за создание культурно-исторической экспозиции, он должен хотя бы познакомиться с соответствующей литературой и проконсультироваться у специалистов. 6. «Наталья Борисовна … путает МАЭ с ВДНХ» [с. 55]. Увы, уважаемый коллега, это Вы оторвались от жизни. ВДНХ давно уже нет, на ее месте создан Всероссийский Выставочный Центр (ВВЦ) – уникальное сочетание культурной, культурно-развлекательной и коммерческой деятельности на огромной территории. Никаких ассоциаций с Кунсткамерой у ВВЦ нет и быть не может. Приводя в пример некоторые реалии современной Нигерии, я попыталась (видимо, не очень удачно) проиллюстрировать свою мысль о том, что, во имя истины следовало бы либо подчеркнуть, что экспозиция не отражает культурных и социально-политических сдвигов второй половины ХХ – начала XXI вв., либо дополнить экспозицию небольшим по объему, но важным по значению иллюстративно-текстовым материалом о сдвигах за пределы традиционности. Ваше, Валентин Феодосьевич, кредо «я показал Африку, которую знаю и люблю» мне представляется неверным и ненаучным. «Люблю» – это сугубо субъективный, вкусовой подход, а стремиться следует к объективности. [1] Здесь и далее в квадратных скобках указаны страницы статей первой части дискуссии, опубликованнойна сайте журнала «Этнографическое обозрение» (2007, ноябрь, с. 1–65). [2] Лот А. В поисках фресок Тассили. М., 1962.
Отзывы о статье
Неправильный код защиты!
<Назад | Далее> |
Поиск по сайту
Сейчас также доступна Старая версия сайта |
||||||||||
(c) Этно Журнал 2007
|
Домой Новости О проекте Форум Партнеры/ссылки Подписка Контакты Поиск Публикации Путевые записки Медиа Библиотека Рецензии Анонсы Магазин Научное Сообщество Этно-ресурсы |
|||||||||||
Использование материалов возможно только с указанием источника! Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru |
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554 |
|
||||||||||