Новости
11 Дек / Конференция “Россия: ключевые проблемы и решения”
11-12 декабря текущего года в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук будет проведена IX Международная научная конференция “Россия: ключевые проблемы и решения”. ...
27 Ноя / Философия - наука - образование
традиции и инновации в преподавании философских дисциплин 27 - 28 ноября, г. Иванов ...
24 Окт / Фестиваль "Японская осень"
С сентября по декабрь в Москве пройдет традиционный фестиваль «Японская осень». Как и в прошлом году, в его рамках планируются мероприятия, посвященные не только культуре, но и многим другим аспектам ...
|
Этно-Журнал / Публикации/
<Назад | Далее>
Сравнительный анализ обряда обрезания (брит мила и суннет) у евреев и астраханских (юртовских) татар| Для печати
Начало жизни является одним из самых важных моментов в личной истории каждого человека. Момент рождения становится, по сути, «отправной точкой» качественно новых социальных, в том числе и семейных, отношений. Семья является той необходимой средой, посредством участия которой упрочивается общественная значимость главного события в процессе социальной адаптации человека. И в семье, и в обществе рождение воспринимается обычно как радостное торжество, благо даруемое свыше. Именно такое понимание заставляет придерживаться исполнения многочисленных обрядов. Выраженные посредством знаковой символики и наполненные магическим содержанием, они обеспечивают покровительство высших сил в эти особо важные моменты. Одним из таких обрядов перехода у иудеев и мусульман является обряд обрезание (у евреев - брит мила - завет обрезания). Мила (от корня моль глагола ламу ль — обрезывать) — обрезание; у юртовских татар - суннет – букв. Сунна – «путь», «образ жизни Пророка»[1]. В частности подробный пример обряда обрезания у татар исследован этнографическом материале одной из локальной групп астраханских татар юртовских татар. Церемония обрезания – важный семейный праздник, сопровождающийся весельем и праздничным застольем. Этот ритуал является формой социализации человека в религиозную общину. С религиозной точки зрения, обрезание - это первый опыт телесного, материального служения Всевышнему, опыт повиновения его воле. Брит-мила и суннет считаются необходимым действием не только с гигиенической и медицинской точек зрения, но и являются знаменовением вечного союз между Всевышним еврейским или мусульманским народом "Да будет у вас обрезан каждый мужчина. Обрезайте крайнюю плоть вашу. И будет это знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас... каждый младенец мужского пола. Душа того, кто не обрежет край плоти своей, порывает связь со своим народом, ибо нарушил он завет Мой" /Бытие 17: 10-14/. [2]
У мусульман «суннет» или обряд обрезания, издавна рассматривается как важный признак принадлежности мужчины к исламу. Этим, видимо, обусловлена важная роль этого обряда у юртовских татар Астраханского края как в прошлом, так и в настоящем[3]. У иудеев обрезание – «брит мила» – это повеление Всевышнего праотцу Аврааму: "Вот Мой союз, который надлежит вам хранить – союз между Мною и вами, меж Мной и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина"[4]. С этим заветом связано обещание Бога отдать Ханаан потомкам Авраама. За невыполнение брит-милы налагался «карет» - (букв. истребление, срез, небесная кара за сознательное нарушение религиозных предписаний)[5]: «А необрезанный же мужчина, который не обрежет себе свою крайнюю плоть, - пусть эта душа из его народа, Мой договор он нарушил»[6]. Поэтому заповедь эту исполняют все потомки Авраама во всех поколениях и саму заповедь обрезания называют "завет Авраама". У юртовских татар необрезанный человек считался «нечистым». Он не мог совершать молитв[7]: «Кто не совершит обряд обрезания, тому запрещено выполнять молитв»[8] В Коране не упоминается об обязательном исполнении обрезания, но всячески поощряется положениями Сунны – письменным кодексом законов этой веры. Существует множество хадисов о его необходимости:
1. Аммар ибн Ясин сообщает: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К «фитре»[9] относится следующее: полоскание рта, промывание носа, стрижка усов, чистка зубов палочкой «мисвак», обрезка ногтей, выщипывание[10] волос под мышками, стрижка волос на лобке и обрезание» (св. х. имама Ахмада).
2. Абу Хурайра передает: «Посланник Аллаха сказал: «Фитра» заключается в обрезании, бритье волос на лобке, стрижке усов, обрезке ногтей и выщипывание волос под мышками» (св. х. аль-Бухари и Муслима)[11]. В некоторых источниках так же указывается о важности обрезания для мусульман: «… некто пришел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: “Я принял Ислам”. Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел этому человеку: “Сбрось волосы неверия (т.е. побрей голову) и сделай обрезание” (Ахмад и Абу Дауд). Также аз-Зухрийи (да будет доволен им Аллах) передал, слова Посланник Аллаха (мир ему и благословение): “Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый”.
«Харба» - это следование пути Ибрахима, отца пророков — оно является критерием отличия мусульманина от последователей других религий (за исключением иудеев); — это – выполнение предписаний Аллаха и Сунны Пророка.
Существует предание, объясняющее возникновение обрезания. Пророк Мухаммед во время битв за веру, попал почти на месяц во вражеское окружение. Из-за невыносимой жары, антисанитарных условий и недостатка воды, у некоторых его воинов начался фимоз - воспаление головки. Пророк нашел радикальное решение, распорядившись срезать им кожу на кончике члена, чем и сберег их от неминуемых мучений.
С тех пор, обряд обрезания – суннет, или циркумцизия (мед. лат. circumcisio - круговой разрез), приобрел свой сакральный смысл, а генитальная хирургия стала публичным ритуалом для каждого правоверного мусульманина.
В конце XVIII в. обряд обрезания производился у юртовцев с семилетнего возраста[12]. Сегодня обрезание проводят обычно в возрасте с семи месяцев до 15 лет. По шариату этот обряд положено проводить с седьмого дня до двадцатилетнего возраста[13]. По мнению астраханских исследователей Обрезание у юртовских татар обычно производили в возрасте от семи дней до семи лет[14]. Юртовские татары считают, что обрезание все же лучше осуществлять в раннем возрасте, желательно - в нечетные годы жизни. «Когда мальчик еще маленький, - рассказывает P.M. Асанов из села Татарская Башмаковка, - и не понимает всего происходящего, рана в таком возрасте быстрее залечивается. Если это делать в четные годы, рана от такой операции может долго еще беспокоить»[15]. Существует хадис Джабира, в котором говорится, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословения) принес в жертву животное (зарезал овец) от имени Хасана и Хусайна (да будет доволен ими Аллах) и сделал им обрезание на седьмой день с момента их рождения (Байхаки)»[16].
Согласно ветхозаветной традиции, Авраам совершил обрезание себе (в десятый месяц тишрей, то есть в Иом-Кипур, когда Бог отпускает грехи своего народа) и всем домочадцам мужского пола; к этому дню его сыну Измаилу, (родоначальнику арабского народа), было 13 лет. Родившийся позднее Исаак был обрезан ровно на 8-й день жизни. Ещё одним аргументом в пользу утверждения, что обрезание является близким к обязательному действием является предание о пророке Ибрахиме, который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте (Бухари и Муслим).
В настоящее время сроки обрезания в иудаизме и исламе соблюдаются. Почему же иудеям обрезание делают на 8-й день от рождения? В этот самый детский период, в течение первых 14 дней, открываются чакры человека, вместилище человеческой души, то есть человек формируется как богоподобное существо и устанавливается связь человека с космосом, откуда он может в дальнейшем почерпнуть и новые знания, и понятия о добре и зле, и дополнительные силы. Существует следующая версия о символической цифре восемь. Вообще, сама идея обрезания на восьмой день у евреев — это выход из ограничений — цифра восемь символизирует бесконечность[17]. Так же «посук» («фраза») «Кто поднимется для нас к небесам?!» — по первым буквам мила (обрезание), по последним — четырехбуквенное Имя Всевышнего[18]. Как пишет историк С.М. Дубнов «….На восьмой день от рождения на теле младенца был сделан особый знак»[19]. По словам информантов: «.. Потому что на 8 день ребенок приобретает такой гормон, при котором кровь хорошо сворачивается»[20]. Большинство алимов говорит, что совершить обрезание ребёнку нужно до совершеннолетия (половой зрелости), ведь в это время он становится мукаллафом (совершеннолетним) и должен совершать все возложенные на него обязанности.
В прошлом у юртовцев в селах обрезание производили опытные пожилые мужчины-мусульмане - суннэтче-баба (специалист по обрезанию). У татар Тюменской области – апталы, соннэтце бабай, бабай, бабатап[21] или сам мулла. Они ходили из деревни в деревню и предлагали свои услуги. В некоторых селах даже были свои бабаи[22].
Так же и у евреев обрезание выполняется иудеем – могелем (квалифицированный специалист, знаток законов Торы и медицинских аспектов процедуры), искренне соблюдающим традицию. Хотя не исключается и проведение обряда и женщиной – иудейкой. «…Это обрезание, которое Ципора, жена Моисея, сделала их сыну перед тем, как Моисей пошел выводить еврейский народ из Египта; "И было по дороге на ночлеге, и встретил его Яхве, и хотел умертвить его. И взяла Ципора камень и отрезала крайнюю плоть своего сына, и бросила к Его ногам, и сказала, что: Зять по крови Ты мне!». И Он отступился от него тогда, ибо сказала она: «зять по крови» из-за обрезания...." [23].
В настоящее время в большинстве еврейских общин могель проходит соответствующую медицинскую подготовку. Его задачей является не только проведение обряда, но и подготовка и выполнение послеобрядовых процедур. Не всегда приветствуется обычай приглашать хирурга для совершения обрезания в присутствии раввина, читающего благословения и молитвы, которыми сопровождается обряд. Врач может в высшей степени профессионально сделать эту операцию, но он не правомерен исполнить завет обрезания. В отличие от врача, могель – это тот человек, который вводит каждого еврея в завет праотца Авраама, то есть своими руками, профессионально и с соблюдением иудейского закона делает то самое обрезание: с точки зрения сугубо практической - хирургическую мини-операцию по удалению крайней плоти. В любом случае могель должен знать все законы обряда и обладать необходимыми хирургическими навыками.
У евреев в прошлом обрезание происходило в синагоге после утренней молитвы. Со временем этот обряд стал проводиться дома, как евреями, так и юртовскими татарами. Евреи совершали обрезание в присутствии 10-ти мужчин (старше 13 лет), которые представляли собою Израильскую общину. Иногда обрезание у евреев проводится в роддоме, еще до выписки матери и ребенка. Вот как описывают обряд обрезания у юртовских татар астраханские исследователи А.Усманова и А.Сызранов: «..В назначенный день мальчика наряжали, усаживали вместе с другими детьми на украшенную арбу и возили по улицам села, заезжая к родственникам, которые одаривали виновника торжества подарками. Все это сопровождалось веселыми песнями по музыкальное сопровождение. По возвращении мальчика домой, в отдельной комнате его ожидали мулла, отец, двое незнакомых мужчин и суннэтче-бабай – специалист по обрезанию. Мулла читал Коран.»[24].
Перед обрезанием у евреев родители должны были выбрать мужчину и женщину (формальных или действительных) «супругов», иногда девочку или мальчика[25], которые исполняли роль кваттерев[26], (от немецкого gevater “приносящий”), т.е. теми, кто приносит ребенка к обрезанию. После того как могель готов, женщина «кватерша» берет младенца у матери и несет его, на подушке, в комнату, где собрались мужчины. При появлении ребенка все присутствующие восклицают: «Благословен грядущий именем Господа!»[27]. Там она передает мальчика своему «мужу» «кватеру», который относит его к могелю. Отец ребенка обычно стоит рядом. Прежде чем провести обрезание, могель кладет ребенка вместе с подушкой на свободный стул – Кресло Элиягу[28] . У евреев существует древнее поверье, что дух пророка Элиягу присутствует на каждом обрезании. После прочтения могелем некоторых соответствующих случаю библейских стихов, он приступает к делу, произнося предварительно словословие. «Благословен ты, Господи… Освятивший нас своими заповедями и повелевший нам совершить обрезание»[29].
Затем младенца кладут на колени сандаку. Сандак – «крестный отец», дедушка или один из уважаемых членов общины, покровитель, у ашкензских евреев – это один из старших родственников и делается обрезание. Считается большой честью быть выбранным сандаком.
В иудейской традиции обряд обрезание проходит в три этапа:
1 этап операции – «хитух» - Могель захватывает двумя пальцами левой руки край орлы[30] и оттягивает ее вперед для того, чтобы удалить место разреза от головки; острым ножом, с закругленным концом, он правой рукой смычкообразным движением отсекает ту часть орлы, которая находится между его пальцами[31].
2 этап – «периа»[32] - Могель ногтями больших пальцев обеих рук захватывает край внутреннего листка и надрывая его на тыльной стороне головки, отслаивает его от последней и заворачивает лоскутья его назад навстречу убежавшей коже, прилаживая их друг к другу.
3 этап – «мецица»[33] - Мохель после «перии», наклоняя голову к пораненному органу, захватывает ее ртом, высасывает кровь, и выплевывает ее, повторяя эту процедуру 2-3 раза. Набирает в рот воды или же вино, разбавленное водой, обрызгивает ее операционное поле. В начале 20 века в Европе «мецица» выполнялась уже через стеклянную трубку, придуманную известным гигиенистом Петенкофером[34]. Среди всех, кто совершает обряд обрезания, только татары совершают обряд обрезания, похожий на обряд евреев, «хитух» с «периа»[35].
Сохранилось описание проведения данного обряда и у юртовских татар, относящееся к концу XVIII в.: «...Доктор схватывает щипцами крайнюю кожу детородного уда и отрезает некоторую часть ножичком. Рану посыпают пеплом сожженной хлопчато-бумажной бумаги...»[36]. Во время обрезания у евреев беспокойного ребенка родственники стараются успокоить. Ему закрывают глаза, иногда - привязывают ноги. У юртовцев мужчины держали мальчика за ноги[37].
У ашкеназских евреев могель сам успокаивает ребенка, давая ему пососать свой палец, соску или капнув ему в рот каплю вина. У юртовских татар суннэтче сам отвлекал при обрезании мальчика успокаивающими фразами: «Сейчас станешь большим парнем!»[38]. У крымских татар, если младенец кричит, то его предварительно заговаривают, при чем слегка трут по спине сальною свечою[39]. Исследователи считают, что в прошлом у юртовских татар крик ребенка означал благополучный исход обряда. «…Чтобы заглушить плач он тут же подхватывался мальчиками-гостями в другой комнате криками «ба-ба-ба» или «ура» и хлопаньем в ладоши…»[40]
Сегодня, по сведениям наших информантов, рану после обрезания смазывают мочой ребенка или кипяченым подсолнечным маслом, реже - золой от подожженной ваты. Евреи прикладывали на ранку тмин, смесь вина с маслом[41], порошок гнилого дерева Последним средством пользовались и татары Тюменской области[42]. Такие способы дезинфекции раны приводили к быстрому излечению. В начале 20 века в медицине были распространены следующие ранозаживляющие средства: ксероформ, бисмут, ганнальбин[43]. В настоящее время медицинские процедуры включают в себя десятидневное применение ванночек с раствором фурациллина, ватой смоченной в борной кислоте 2% [44]. Юртовские татары ранку после обрезания накрывают специально сшитой для этой цели маленькой шапочкой, «чтобы не тревожить». Евреи использовали специально сшитый для этого мешочек в виде рукавчика[45]. По традиции у юртовских татар в течение трех дней ребенок должен носить длинное платье (сеннэт кюлмэк).
После совершения обряда обрезания у евреев присутствующие кричат "Мазл Тов!" – «Поздравляю!», поздравляя друг друга и родителей ребенка с торжественным событием. Как только обрезание сделано, отец произносит благословение, в котором говорится о том, что Бог повелел проделывать это, чтобы ребенок мог присоединиться к завету. Затем могель берет ребенка, совершает благословение на вино и дает имя ребенку, которое предварительно выбрали родители. Ребенка, все еще на подушке, передают кваттеру, и тот передает его своей «жене», та в свою очередь передает его матери для кормления. После церемонии устраивается застолье, чтобы отпраздновать вступление еще одной души в “Завет праотца Авраама”.
Перед своим уходом могель проверяет состояние ребенка, чтобы удостовериться, что повязка на месте и все в порядке. После окончания этой процедуры мальчика одаривают различными подарками: сладостями, одеждой, деньгами[46]. Юртовские татары для мальчика кладут деньги в специально сшитый мешочек – шунтай[47]. Исполнитель традиционно получает деньги или различные подарки. Сумма вознаграждения обычно зависит от материального достатка родителей. По окончании церемонии всех гостей приглашают за празднично накрытые столы.
При общей похожести проведение обрядов у юртовских татар и евреев существуют и различия.
1. У иудеев крайняя плоть члена отсекается по всей окружности (circumcisio), а у мусульман вырезается верхний сектор крайней плоти (excisio). Ее остатки рубцуются под головкой члена; при обрезании по медицинским показаниям крайняя плоть обычно отсекается по окружности.
2. Мусульмане обрезают только крайнюю плоть, а иудеи рассекают внутренний лепесток кожицы надвое. Если еврею по каким-либо причинам было сделано мусульманское, а не иудейское обрезание, оно считается недействительным и должно быть выполнено заново.
В настоящее время обрезание у иудеев как правило проводят с использованием местной анестезии (иногда под общим наркозом); чаще всего используется так называемая «ручная техника», когда хирург просто отрезает листки крайней плоти и сшивает края раны рассасывающимся шовным материалом (кетгут, викрил)[48]. Современная методика обрезания взрослых-мужчин также потерпела изменения. Во-первых, обрезание выполняется в полностью стерильных условиях, стерильными инструментами, с использованием перевязочных материалов и т.д. Это качественные металлические инструменты. Во-вторых, в наше время кровотечение останавливают с помощью электрокоагулятора – точечным прижиганием или же перевязкой сосудов. И, в-третьих, Авину, - пришивание внутреннего лепестка крайней плоти к наружному лепестку. Это приведет к тому, что послеоперационная рана заживает быстрее, первичным натяжением. Операция обрезания также является не вредной для здоровья, так как она устраняет целый ряд заболеваний, возможных лишь у необрезанных.
В целом же обряд обрезания юртовских татар и евреев, анализируемые в данной статье, раскрывают его наиболее полно именно в контексте бытовавших у них ранее и практикуемых сегодня ритуальных действий. Этот обряд в меньшей степени сохранился у юртовцев, чем у евреев. Очевидно, такая ситуация объясняется общими для россиян социокультурными изменениями уровня и образа жизни, и, в первую очередь, практикой прохождения обряда обрезания в медицинских учреждениях, исключающей обращение к помощи суннетче-баба. Соблюдаемый сегодня обряд обрезания воспроизводится у юртовских татар вследствие законов шариата (в частности, участие муллы в обряде). Особо следует подчеркнуть и тот момент, что обряд обрезания юртовских татар имеет много общего с аналогичным обрядом евреев. Так как они совершают обрезание на первом году жизни и исполняют «хитух» с «периа»[49].
[1] О. Бибикова Чтобы стать человеком Сунны. Об обряде обрезания без предвзятости и прикрас // Татарский мир №13, 2004 г.
[3] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-практической конференции. Астрахань, 2003 г.
[4] От Бытия до Откровения. Учение. Пятикнижие Моисеево. Бытие Глава 17:10. Перевод, введение и комментарии д.и.н. И.Ш. Шифман. М, 1993. С. 71.
[5] Электронная еврейская энциклопедия т.4 www. Eleven/co/il;
[6] От Бытия до Откровения. Учение. Пятикнижие Моисеево. Бытие Глава 17:10. Перевод, введение и комментарии д.и.н. И.Ш. Шифман. М, 1993. С. 71
[7] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-прaктической конференции. Астрахань, 2003 г.
[8] Брачно-семейные аспекты Глава 3. О рождении ребенка и связанных с этим событием мероприятиях с. 307 www.umma.ru/books
[9] Фитра (араб.) – естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе.
[10] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.
[11] Брачно-семейные аспекты Глава 3. О рождении ребенка и связанных с этим событием мероприятиях с. 307 www.umma.ru/books
[12] Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора Академии Наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг. Ч. 1. СПб.,1795. С. 178
[13] Татары, 2001 с. 358.
[14] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-практической конференции. Астрахань, 2003 г.
[15] ПМА, 1999
[16] Какая плоть "крайняя" или сакральный смысл обрезания www.ashgacity.ru
[17] Там же
[18] Там же
[19] Дубнов С.М. Краткая история евреев М., 1996 с. 17
[20] ПМА, 2006
[21] Ирина Карабулатова Традиционная культура детства татар Тюменской области//Журнал «Тюменское детство», №3, 2006.
[22] ПМА, 2002
[23] От Бытия до Откровения. Учение. Пятикнижие Моисеево. Исход Глава 4:24-26. Перевод, введение и комментарии д.и.н. И.Ш. Шфиман. М, 1993. С. 114.
[24] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-практической конференции. Астрахань, 2003 г. www.astrasong.ru.
[25] Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Из-во Брокгауз и Ефрон. М, 1991. c. 906.
[26] Там же
[27] Там же
[28] Жудинова Е.В. Религии Мира. Иудаизм. М, 2006. с. 131.
[29] ЕЭ с. 906
[30] Продолжение кожи члена.
[31] ЕЭ с.900
[32] Обнажение головки, что является главным отличительным признаком обрезанных от необрезанных.
[33] Высасывание крови
[34] ЕЭ с. 905
[35] Там же
[36] Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств. Путешествие от Черкаска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 года по 5 июня 1770 года. Ч. 2. СПб. Типография при
Императорской Академии Наук, 1777. С. 178.
[37] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-практической конференции. Астрахань, 2003 г. www.astrasong.ru.
[38] Там же
[39] Густав Раде. Крымские татары. Глава 2 Гражданские обычаи крымских татар.
[40] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-практической конференции. Астрахань, 2003 г. www.astrasong.ru.
[41] ЕЭ с. 904
[42] Ирина Карабулатова Традиционна культура детства татар Тюменской области//Журнал «Тюменское детство», №3, 2006.
[43] ЕЭ с. 904
[44] ПМА, 1999
[45] ЕЭ с. 900
[46] Религии мира Иудаизм с. 131-132
[47] А.Р.Усманова., А.В. Сызранов Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края//Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Материалы научно-практической конференции. Астрахань, 2003 г. www.astrasong.ru.
[48] http://ru.wikipedia.org.
[49] ЕЭ с. 909
Отзывы о статье
Неправильный код защиты!
<Назад | Далее> |
Поиск по сайту
Сейчас также доступна Старая версия сайта |
||||||||||
(c) Этно Журнал 2007
|
||||||||||||
Использование материалов возможно только с указанием источника! Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru |
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554 |
|
||||||||||