Новости

31 Дек / Год Болгарии в России ...
2009 год объявлен Годом Болгарии в России.

11 Окт / Первая Конференция по субкульт ...
"Расширение культурного пространства: от субкультуры к гражданскому обществу"
Москва, октябрь 2009

07 Сен / Симпозиум «Интеграция археолог ...
С 7 по 12 сентября 2009 г. в г. Кишинев (Республика Молдова) будет проходить
XVII международный научный симпозиум
«Интеграция археологических и этнографических исследований»

05 Июл / VIII Конгресс этнографов и ант ...
VIII Конгресс этнографов и антропологов России пройдет в г. Оренбурге с 1 по 5 июля 2009 года.

23 Июн / Пятая международная конференци ...
Центр истории и культурной антропологии Института Африки РАН совместно с Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и факультетом истории, политологии и права РГГУ организует 23-26 июня 2009 г. в Москве Пятую международную ко

27 Май / Конференция "Истина и диалог: ...
В рамках IX Свято-Троицких академических чтений 27-29 мая 2009 г.
пройдет международная философско-религиоведческая научная конференция
"Истина и диалог: христианские ценности в культуре".

18 Май / Конференция «Актуальные пробле ...
С 18 по 22 мая 2009 г. пройдет Всероссийский форум «IX Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия».В рамках Чтений состоится
II Всероссийская научно-богословская конференция
«Актуальные проблемы изучения истории

15 Май / Всероссийская теоретико-практи ...
Кафедра философии Ульяновского государственного технического университета приглашает вас принять участие в Конференции.
14-15 мая 2009 г

13 Май / Конференция "Наследие Восточно ...
Национальный центр культурного наследия Туркменистана "Мирас" 13-15 мая 2009 года проводят международную научную конференцию "Наследие Восточного Туркменистана в системе древних и средневековых культур".

24 Апр / Четвёртая международная конфер ...
С 2006 года были предприняты серьёзные попытки в установлении новых традиций/подходов изучении Африки/африканистики в Чехии. Были организованы ежегодные конференции по различным дисциплинам, для которых Африка является основным предметом изучения. Таким о

02 Апр / Филология-Искусствознание-Куль ...
К участию в работе конференции приглашаются российские и зарубежные ученые (филологи - лингвисты и литературоведы, искусствоведы, культурологи и другие специалисты), сфера научных интересов которых связана с теоретико-методологическими проблемами филологи

01 Апр / Международная научно-практичес ...
ОИФН РАН совместно с Институтом этнологических исследований Уфимского научного центра РАН проводит конференцию.
апрель 2009

24 Мар / V Всероссийская молодежная на ...
В рамках IX Дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия 24-27 марта 2009 г. пройдет V Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Религия. Культура. Человек».

17 Мар / Исследовательский тур по Тибет ...
Практическая экспедиция по таинственным местам в поисках Шамбалы – древней мистической страны, хранящей тайны космоса и бессмертия. Вы окунетесь в мир настоящего Тибета.
17.03.2009 - 23.04.2009

06 Фев / Конференция «Языки культуры: и ...
Приглашаем Вас принять участие в работе научно-практической конференции, которая состоится в Омском экономическом институте при кафедре общественных наук 6 февраля 2009 года

12 Дек / Конференция «Историко-психолог ...
Международная ассоциация исторической психологии им. проф. В.И. Старцева – отделение Санкт-Петербургской ассоциации философов Российского философского общества, кафедра истории гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного политехническог

11 Дек / Конференция “Россия: ключевые ...
11-12 декабря текущего года в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук будет проведена IX Международная научная конференция “Россия: ключевые проблемы и решения”.

27 Ноя / Философия - наука - образовани ...
традиции и инновации в преподавании философских дисциплин
27 - 28 ноября, г. Иваново

14 Ноя / Фестиваль австрийского кино ...
Производство – Австрия! Под таким лозунгом проходит кинофестиваль в Москве. Страна с богатыми культурными традициями даёт московскому кинозрителю ощутить сердцебиение современной Европы. Кино наполнено чувствами любви, непреодолимой страстью в контрасте с

24 Окт / Фестиваль "Японская осень" ...
С сентября по декабрь в Москве пройдет традиционный фестиваль «Японская осень». Как и в прошлом году, в его рамках планируются мероприятия, посвященные не только культуре, но и многим другим аспектам Японии.

23 Окт / Библиотека украинской литерату ...
Программа мероприятий Библиотеки украинской литературы на октябрь 2008 г.

22 Окт / «Art of War. Оружие и доспе ...
В Государственном музее искусства народов Востока открывается выставка “THE ART OF WAR. Оружие и доспехи самураев” в рамках российско-японского проекта “Сохранение мирового наследия” и фестиваля “Японская осень”.

21 Окт / "Самураи. Art of War в музее и ...
21 октября 2008 года в Государственном музее искусств народов Востока открывается выставка "Самураи. The Art of War". Выставка пройдет в рамках российско-японского проекта "Сохранение мирового наследия".

20 Окт / ВНИМАНИЕ ...
Этно-Журнал начинает публикацию обзоров зарубежных материалов по антропологии и этнологии

15 Окт / Конференция «Национальные куль ...
14-15 октября 2008 года в Екатеринбурге пройдут региональная Научно-практическая конференция «Национальные культуры Урала. Вещь и пространство в культуре этноса» и выставка проектов конкурса «Экспозиция уральской культуры».

05 Окт / Конкурс интернет-сайтов по тем ...
Приглашаем Вас принять участие в конкурсе «Лучший интернет-сайт по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в среде молодежи».

02 Окт / Фестиваль визуальной антрополо ...
2-8 октября 2008 г. в Москве пройдет IV международный фестиваль и конференция визуальной антропологии "КАМЕРА-ПОСРЕДНИК".

25 Сен / Конференция "Журналистика и ме ...
Факультет журналистики Белгородского госуниверситета организует
III-ю Международную научно-практическую конференцию
«Журналистика и медиаобразование - 2008»

09 Сен / Конференция по изучению Сканди ...
Институт всеобщей истории Российской академии наук и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашают Вас принять участие в конференции
c 9 по 12 сентября 2008

23 Авг / Фестиваль исторических клубов ...
Фестиваль исторических клубов «ВОИНОВО ПОЛЕ» пройдет с 23 по 24 августа 2008 года в городе Руза Московской области.Задачей фестиваля является пропаганда исторического наследия Древней Руси.

31 Июл / Этнофутуристический фестиваль ...
С 31 июля по 3 августа 2008 г. в Перми пройдет III Международный этнофутуристический фестиваль KAMWA-2008

28 Июн / Благотворительный бал wwf ...
Ежегодный благотворительный бал в поддержку заповедников и национальных парков России
28 июня 2008г.

22 Июн / Международный фестиваль этниче ...
8-й международный фестиваль этнических культур «Живая вода» пройдет 20-22 июня 2008 в Республике Алтай на Кузлинской поляне.
Фестиваль позиционируется как качественное событие для современных и активных людей, открытых культуре и образованию. Для под

24 Май / Лики Азии. 7 восточных мастеро ...
В рамках проекта «Лики Азии» будет представлено 18 произведений художников
Центральной Азии, созданных в конце XX начале XXI веков
22-25 мая.

22 Май / ХI конференция африканистов ...
«Развитие Африки: возможности и препятствия»
Москва, 22-24 мая 2008 г.

21 Май / Шоу "Легенды Грузии" ...
Глобальный международный проект высокопрофессиональных артистов грузинского этнического коллектива «Эрисиони».
21,22 мая 2008г.

20 Май / Конференция «Политическая и со ...
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ сообщает о проведении Всероссийской научной конференции.
20-21 мая

06 Май / Майские концерты в клубе Союз ...
Джазовые концерты российских и зарубежных исполнителей.
6 - 11 мая 2008

19 Апр / Интеллектуальная одежда от Нат ...
Этно-Журнал представляет первую в России линию авторской интеллектуальной одежды.
18-20 апреля 2008г.

18 Апр / Международный конкурс Высокой ...
Лучших выберут в номинациях: "Славянский костюм", "Восточный костюм", "Костюм финно-угорских народов", "Костюм народов Кавказа" и др.
Москва 18-20 апреля 2008 г.

12 Апр / Фестиваль - Танец PRO. StArt ...
Новый проект молодых хореографов. Молодое искусство всегда смелее того, что делают именитые мастера. Именно в нем зарождается завтрашний день.
Москва 12 апреля 2008г.

10 Апр / V Международный Конгресс «Росс ...
Национальный общественный комитет «Российская семья» и Российский государственный социальный университет при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 10-12 апреля 2008 года проводят V Международный Конгресс «Российская семья»

05 Апр / Этнология – Антропология – Кул ...
Международная научная конференция. Одна из целей: поиск плодотворного диалога между дисциплинами.
3-5 апреля 2008г.

04 Апр / Фестиваль Австралийского кино ...
ежегодно проводится Посольством Австралии в России, совместно с Австралийской Комиссией по Кинематографии. В программу Фестиваля войдут около 10 картин.
Москва, Санкт-Петербург апрель 2008г.

27 Мар / Первая Международная Женская К ...
Международная Женская Конференция – первая в своём роде будет проводится в России, раскрывая роль женщины в России.

26 Мар / Конференция "Неклассическое об ...
Всероссийская научно-теоретическая конференция "Неклассическое общество:
векторы развития".
г. Владимир 26 марта 2008 г.

17 Мар / День Святого Патрика ...
Национальный ирландский праздник в Москве. Мероприятия, события, ирландская музыка.
17-22 марта 2008г

16 Мар / Тибетские монахи против власте ...
В пятницу, 14 марта, в столице Тибета вспыхнули беспорядки. Поводом послужили акции протеста буддийских монахов, которые вышли на улицы с требованием независимости Тибета от Китая.

20 Фев / Уничтожение культуры и языка ...
В Ленинградской области дело идет к полной ассимиляции коренного населения - финно-угорского народа води.

19 Фев / Лекция в рамках программы СОВР ...
Лекция А.Левчука об архитектурной деятельности в Санкт-Петербурге постсоветского периода.
19 февраля 2008

17 Фев / Выставка ALQUIMIA FAIR ФотоОтч ...
Качество, как стиль жизни. Алхимия, для нашей команды, - это искусство превращения серого и обыденного существования в яркую и наполненную жизнь.
Крокус Экспо 15-17 февраля 2008г.

16 Фев / Авторский курс по Йога-Дансу. ...
Авторская программа включает элементы индийского сакрального танца, упражнения, обучающие тело релаксации (расслаблению).
16-17 февраля

09 Фев / Презентация выставочного проек ...
ALQUIMIA CLUB&GEO CAFÉ
Представляют
9 февраля, суббота
в 14:00


25 Янв / Голландская архитектура на пер ...
Лекция Оле Боуман, NAI, Нидерланды,в рамках программы OVERVIEW
25 января 2008г.

17 Янв / Концерт "Clann Lir" ...
В клубе "22" состоится концерт группы Clann Lir, начало концерта в 20.00
17 декабря 2008г.

15 Янв / Международная конференция "Ком ...
"КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ
СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ", конференция организована Российской коммуникативной ассоциацией
с 9 по 13 июня 2008г.

28 Дек / Выставка современной африканск ...
С 18 декабря в галерее ArtPlay открывается выставка современной африканской живописи. Впервые в России представлены работы более 40 художников школы тингатинга.

23 Дек / «Онтология человека в индийски ...
Круглый стол, ПРИЕМ ЗАЯВОК.
А так же Новогодняя HEALTH style вечеринка в Индийском стиле.
актуально до 23 декабря 2007г.

18 Дек / Конференция “Россия: ключевые ...
18-19 декабря текущего года в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук будет проведена VIII Международная научная конференция “Россия: ключевые проблемы и решения”.

16 Дек / In Jazz We Trust ...
14, 15 и 16 декабря легендарный американский саксофонист СКОТТ ХЭМИЛТОН с эксклюзивными концертами в "Союзе композиторов"

08 Дек / Фестиваль шотландской культуры ...
В этом году в Москве пройдет второй фестиваль шотландской культуры, приуроченный ко дню св. Андрея, покровителя Шотландии.
Шотландцы по всему миру отмечают День св. Андрея, как день, посвященный Шотландии, шотландским традициям и культуре. 28 миллионов ч

23 Ноя / Международная научно-методолог ...
Вторая конференция по "Махабхарате" и "Бхагавад-гите" сосредоточена на смысловой ретрансляции индоевропейских нарративов, интеграции их в контекст современной науки.
Приглашаем к освещению актуальных проблем современной науки на основе текстов "Махабхара

16 Ноя / Фестиваль этнической музыки "Ш ...
Шелковый путь познакомил два мира: Запад и Восток, он явился средством диалога, взаимопонимания и сближения двух культур. На фестивале «Шёлковый путь» Вы встретите восход солнца на Востоке и его закат на Западе, почувствуете знойный гул ветра, увидите осл

15 Ноя / Конференция молодых ученых. ПР ...
15-16 ноября 2007г. в ИЭА РАН состоится конференция, в рамках которой пройдет выездной Круглый стол "Трансформация ЯПОНСКИХ ТРАДИЦИЙ в современной российской культуре".

31 Окт / Публичные лекции в Москве ...
Лекции по гуманитарным дисциплинам. Этно-журнал рекомендует.
актуально октябрь 2007.

30 Окт / Кельтская легенда ...
Всем поклонникам ирландских танцев посвящается! Это шоу покорило весь мир. Синтез ирландского танца, акробатических трюков, живой музыки, прекрасных песен под аккомпанемент национальных инструментов – все это "Celtic Legends", шоу, обладающее великой сило

20 Сен / «Образование и межнациональные ...
Международная конференция. Удмуртская Республика, Ижевск, 14-16 ноября 2007 года.
Прием заявок до 20 сентября 2007г.

01 Сен / Международная герменевтическая ...
"Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании" 8-10 октября 2007 года. ПРИЕМ ЗАЯВОК
актуально до 1 сентября 2007

09 Июл / VII Конгресс этнографов и антр ...
VII Конгресс этнографов и антропологов России
июнь 2007 г., г.Саранск

29 Июн / Фестиваль башкирского кино ...
В Екатеринурге в рамках VI фестиваля национальных культур Свердловской области
с 6 по 29 июня

22 Июн / Дни Шанхая в Санкт-Петербурге ...
Приоритетное мероприятие в рамках Года Китая в России.
июнь 2007 года

15 Май / Летняя школа-семинар ...
"Альтернативная культура поверх границ: прошлое и настоящее искуства и средств массовой информации... "
актуально до 15 мая 2007г.

05 Май / Год Китая в России ...
Выставка традиционной китайской живописи "Горы, воды, цветы и птицы"
Актуально до 5 мая 2007г.

19 Апр / Фестиваль польского кино ...
В Санкт-Петербурге пройдет кинофестиваль "Новое Польское кино".
Актуально до 19 апреля 2007г.

08 Апр / Семинар по горловому пению и р ...
легендарного тувинского шамана
Николая Ооржака
Актуально до 6-8 апреля 2007г.

05 Апр / Конкурс для читателей Этно-жур ...
"Полевые заметки". Принимаются ваши рассказы, отчеты, дневниковые записи о полевых экспедициях.
Актуально до 15 апреля.

03 Апр / Конференция "Языки в современн ...
VI ежегодная Международная конференция "ЯЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"
актуально до 30 апреля 2007г.

01 Апр / КОНКУРС научных работ ...
в рамках программы «Особенности российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны»
актуально до 1 апреля 2007г.

15 Мар / Стипендии для написания диссер ...
ПРИ СОВМЕСТНОМ ФРАНКО-РОССИЙСКОМ НАУЧНОМ РУКОВОДСТВЕ
Актуально до 15 марта 2007 г.


28 Фев / Первый научный Интернет-журнал ...
Коммуникация членов научного сообщества стала возможна в реальном масштабе времени.

17 Фев / Обертонное пение. Новоевропейс ...
Центр «Открытый Мир» представляет: Ольга Анисимова и Галина Парфенова в концертной программе и обучающем семинаре по обертонному пению в новоевропейском стиле.
17 и 18 февраля 15:00-18:00


00 / Всероссийскую научно-практичес ...
Цель конференции - содействие повышению социальной значимости и
результативности разрабатываемых стратегий, приоритетных проектов и программ
социально-экономического развития России на основе социального партнерства и
скоординированных действий эксперт

Все новости
Главная / Публикации/

«Мусульманские» обряды в быту татар

| Для печати
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Уразманова Р.К.
Тематика: религиоведение
Публикация: 2006-12-5
Подробнее




«Мусульманские»[1] обряды в быту татар

Два вопроса, предложенные для обсуждения на семинаре – локальные формы ислама в России и соотношение этнического и конфессионального факторов среди российских мусульман, тесно связаны друг с другом. Этнографические материалы, относящиеся к последнему вопросу, являются убедительным свидетельством бытования ислама у разных этносов России именно в локальных формах. Я имею в виду бытовой уровень, нередко называемый народным, который бытует, в частности, среди современных этнических татар-мусульман. Однако это ни в коем случае нельзя трактовать как «изобретение традиционного национального ислама – «ислама по-казахски», «ислама по-татарски», ислама по-дагестански» и т.д., как образно были обозначены работы 1980 гг., посвященные именно этим локальным формам ислама[2].
С категоричным отрицанием национальности в исламе выступают идеологи новообращенных мусульман. Ярким примером этому служит Заявление о проекте «Русский ислам», подписанное председателем общины «Прямой путь» доктором философских наук Али Вячеславом Полосиным и сопредседателем этой общины переводчиком Корана, академиком РАЕН Иман Валенией Пороховой. Они утверждают: «Ислам не может быть ни русским, ни татарским, ни арабским, ни каким-либо еще по национальному признаку. Ислам – один, и он дан всему человечеству. Какие-либо разделения по национальному признаку не допустимы»[3]. Безусловно, это так, когда речь идет об Исламе как религии, определенной идеологии, философии. Однако формы его реального бытования, проявления в разных регионах, у многочисленных этносов различны. Никто и не отрицает, что мусульманская культура многообразна. К сожалению, часть молодого «образованного», «дипломированного» духовенства не признает этого и тем самым нередко создает конфликтные ситуации не только в своих приходах.
Аспектом данного сообщения является рассмотрение места и роли мусульманских предписаний в семейной обрядности, анализ наметившихся новых явлений в обрядовой практике татар. Анализ основан на большом фактическом материале, собранном автором во время многолетних этнографических экспедиций по программе и сетке Историко-этнографического атласа, которые были проведены практически во все сельские регионы компактного проживания татар Поволжья, Урала, с целью создания базы данных по теме «Традиционные обычаи и праздники татарского народа». Кроме того, с целью более детального изучения бытового ислама в последние годы материал был собран путем экспертного опроса представителей духовенства, в том числе работников муфтиятов, мухтасибатов, а главное – организаторов и активных участников проведения мусульманских обрядов и праздников, а также путем непосредственного наблюдения обрядов в быту. Это исследование проведено в Казани, Альметьевске, Азнакаево Республики Татарстан, Камышлинском, Похвистневском районах Самарской, Каменском районе Пензенской, в районах с татарским населением Тюменской, Омской областей, в г.Можга Удмуртской Республики.
Неотъемлемой чертой традиционной семейно-бытовой культуры и обрядности являлось тесное переплетение обрядов этнического происхождения с исламскими, распространенными во всем мусульманском мире. Этническую жизнь татар просто невозможно представить без исполнения таких мусульманских обрядов, как Коръэн уку – чтение Корана, дога кылу – чтение молитв, садака олэшу — раздача подаяния. Они являлись стержнем таких событий, как свадебные торжества, имянаречение, похоронно—поминальный комплекс. Это переплетение было настолько органичным, что даже официальное, юридическое оформление этих событий проводилось не в учреждении, не в мечети, а в домашней обстановке во время званых трапез — никах туе, исем кушу. Дома же проводились и поминки.
Мусульманский обряд бракосочетания — никах имел четкий ритуал: в ходе него исполнялись обязательные действия, произносились обязательные речевые формулы, применялась определенная атрибутика, обусловленная местными условиями и ставшая этнической традицией. Выделить в этой синкретической ритуальной системе чисто религиозный (мусульманский) и чисто этнический (татарский) компоненты, разграничить их практически невозможно. В порядке и названиях ритуалных действий, в их форме и содержании одновременно находили выражение и этнический, и конфессиональный характер, и определенный тип культуры, занимавший свое особое место в общероссийской и восточноевропейской системе.
Начинался он с фиксации материальных условий заключения брака, которые прежде всего касались обязанностей со стороны жениха, то есть по существу с заключения брачного контракта – мэхэр. Он прежде всего предусматривал определенную сумму денег, которую в случае развода по инициативе мужа последний должен был выплатить своей жене. В татарский брачный контракт вписывалось также то имущество (например, клеть, корова или теленок и т.п.), которое передавалось в собственность молодой. Далее фиксировался перечень вещей для невесты, присылаемых из дома жениха, в основном, предметов одежды: отрезы на платье, пальто или шуба, ичеги, платки, шали и т.д. Набор вещей был единым, но естественно, в конкретных случаях различался по качеству и зависел от материального положения роднящихся семей. Фиксировался и перечень продуктов, присланных для приготовления угощения в доме невесты (мука, мясо, масло, чай, сахар и т.п.), а также небольшая сумма денег, которая использовалась на свадебные расходы.
Если в аулах татар-мишарей все перечисленное называлось одним словом – мэхэр, то казанские татары предметы одежды для невесты называли словом калын, а деньги, используемые на свадебные расходы – тарту, тарту акчасы, хотя все вместе в книгу регистрации брака заносилось под названием мэхэр.
Никах проводился в доме невесты. Это свадебное застолье так и называлось – никах туй и являлось первым в серии свадебных торжеств, пиров. За этим столом находились только мужчины – отцы жениха и невесты, близкие родственники с той и с другой стороны, женщин угощали позднее или в другом помещении. Сами молодожены при этом не участвовали: жених находился у себя дома, нередко в другой деревне, а невеста – за занавесью в этой или другой половине избы.
После церемонии записи мэхэр мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку их при этом не было, за жениха отвечал его отец. За невесту же кроме ее отца отвечали два свидетеля – вэкиллэр, которых специально отправляли узнать о ее согласии. Причем вопросы и ответы в одинаковой форме повторялись трижды. Затем мулла зачитывал выдержку из Корана, посвященную бракосочетанию. На этом официальная часть завершалась. Начиналось свадебное угощение. С этого момента молодые считались мужем и женой, хотя фактически этот срок отодвигался на несколько дней, пока продолжались свадебные пиры на стороне невесты, где почетными гостями являлись приехавшие на никах туй родственники жениха[4].
Обряд наречия имени – исем кушу, ат кушу проводился в домашней обстановке с приглашением муллы и почетных старцев – родственников, соседей (мужчин). Имя ребенку давали через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, т.к. он мог заболеть, или «шайтан даст имя». Сама церемония заключалась в том, что младенца на подушке подносили к мулле. Он поворачивал подушку таким образом, чтобы ноги младенца были направлены в сторону Мекки - кыйбла. Стоя у изголовья ребенка, мулла произносил слова призыва на молитву – Азан и, наклонившись к нему, называл имя. Это повторялось трижды, после чего делалась запись в книге регистрации новорожденных.
Судя по надписям надгробий, переписным листам и другим историческим источникам, вплоть до XIX в. преобладали имена тюрко-татарского происхождения. В XIX в. картина резко меняется. Под влиянием и при активном участии духовенства, получившего религиозное образование в различных медресе Бухары, стали внедряться «исламские имена», смысл которых сводился к прославлению Аллаха и пророка Мухаммеда. Большими тиражами и многократно были опубликованы «соответствующие шариату» именники и циркуляры по правильному написанию отдельных имен[5]. К концу XIX в. такие имена стали преобладающими.
Каждому мальчику делали обрезание – суннэт. Занимались им профессионалы, называемые баба, бабачы, которым это умение передавалось по наследству от отцов и дедов.
Традиционный комплекс похоронно-поминальной обрядности состоял из канонизированной части, нашедшей отражение в шариате и регламентирующей подготовку умершего к погребению и порядок погребения (обмывание, обряжение умершего, рытье могилы, отдельные требования к поведению живых в данной ситуации). Не менее значимой была другая часть – поминальная обрядность, истоки которой связаны с этнической историей народа. Вместе они составляли единый комплекс. Именно в своем единстве он воспринимался как мусульманский и был неукоснительным для исполнения.
Долгие годы государственного атеизма успешно вытеснили Ислам из быта татар как религию[6]. Существенные изменения произошли в структуре и сути семейно-бытовой обрядности. Однако наряду с новыми моментами в ней продолжали бытовать мусульманские, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Так, к 1970-м годам почти исчез термин «никах туй». Но появилось выделение в свадебном цикле особой званой трапезы «олылар туе», или «картлар туе», на которую приглашались пожилые родственники. Именно во время этой званой трапезы проводилось религиозное оформление брака – никах, юридическое же (документальное) закрепление брака стало проводиться в органах ЗАГСа, в деревнях – в сельских советах.
Запреты, гонения на религию и религиозных деятелей привели к тому, что никах туй стали проводить без широкой огласки, с приглашением узкого круга родственников. Ввиду того, что не осталось грамотных, получивших специальное образование представителей духовенства, обряд стали проводить знающие молитвы пожилые мужчины; в ритуал никах стали проникать нововведения. В частности, обязательное предписание шариата – составление мэхэр постепенно превращалось в символический акт.
Еще в конце 1950-х годов были нередки случаи, когда старик, исполняющий роль муллы, составлял документ мэхэр. Он записывал и данные о вступающих в брак, и определенную сумму денег, и перечень вещей, передаваемых в дар невесте со стороны жениха. Правда, эта бумага у него и оставалась. Никакой силы, ни юридической, ни гражданской, ни даже моральной она не имела. Присутствие при этом самих молодоженов было не обязательным. Характерно, что если молодые (в советских условиях чаще всего комсомольцы) от этого акта отказывались по идейным или карьерным соображениям, родители могли провести обряд никах не оповещая об этом молодых. Кстати, по данным о заключенных браках в 1980-90-е годы о мэхэр уже не ведется и речи, вообще не упоминается. Нередко, особенно в городской местности, молодежь не знает даже значения этого слова.
Время запретов еще больше упростило ритуал имянаречения. На исем кушу стали приглашать лишь нескольких, а чаще всего двух стариков, знающих религиозный обряд. Если же в семье был дед, то вообще никого не приглашали. Он сам, по своему умению, проводил его. Официальную же регистрацию новорожденного, сводящуюся к простой выдаче документа, проводили в сельском совете или в органах ЗАГСа.
В 1960-70-е годы даже в сельской местности, где традиционные формы быта более устойчивы, исем кушу стал не повсеместным. Сократилось и число проводящих обряд обрезания.
И лишь похоронно-поминальный цикл сохранял сравнительно устойчивый ритуал. Даже в городской местности абсолютное большинство татар придерживаются традиционного похоронного обряда (полностью или частично). Похоронные обряды инвариантны относительно размера города и этнического состава населения[7].
Канонизированная часть обрядов проводилась (проводится и сейчас) под руководством знающих, обучившихся этому людей, которые эти знания и навыки получали от представителей старшего поколения. Даже тогда, когда в населенном пункте не осталось ни «официальных» мулл, ни одной действующей мечети, всегда находились люди, готовые помочь в организации и проведении похорон. В литературе 1930-х годов их называли «санитарные муллы»[8].
Поминальные обряды подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые включают в себя поминки на третий день после похорон (в отдельных районах – после смерти) – очесе, на седьмой день – жидесе, сороковой – кырыгы, и через один год – елы. Они проводились как праздничная трапеза с приглашением либо мужчин, либо женщин. Во время поминок угощение предварялось чтением Корана, раздачей присутствующим подаяния – садака.
Годы запрета религии, ее обрядов привели к интересному по своей сути явлению. Передача официальной регистрации брака, рождения, смерти государственным органам способствовала более осознанному отношению к этим обрядам как именно религиозно-этническим, а для отдельной категории людей, в частности, считающих себя неверующими, как просто этническим, идущим из глубины веков. Это привело к появлению в быту татар двух типов званых трапез: званые трапезы, проводимые по традиционному ритуалу и званые трапезы, проводимые по новому. Первый тип получил название картлар ашы, олылар ашы – званая трапеза для стариков и старших. В его ритуале сохранилось и чтение Корана, различных молитв, раздача подаяния – садака, а также порядок подачи традиционных блюд, угощение без спиртных напитков. Нередко соблюдалось и раздельное угощение мужчин и женщин (или проведение таких застолий с приглашением только тех или других), воспринимаемое так же как мусульманское предписание.
Ритуал второго типа званых трапез построен на контрасте с первым: гостей приглашают парами – мужчин и женщин, среди угощения много новых блюд, в частности, различные закуски, так как обязательны спиртные напитки. Эти застолья сопровождаются исполнением различных песен (соло и хором), плясками, танцами.
В научной литературе 1970-80-х годов появился термин «обрядоверие», довольно точно отражающий суть религиозности населения. Следует отметить, что у татар это выражалось не в сохранении исполнения обязательных для каждого мусульманина обрядов, таких как намаз, ураза, корбан чалу, хаж кылу и другие. Исследования тех лет показывали, что регулярно исполняющих эти обряды становилось все меньше[9]. Было характерно сохранение исполнения отдельных предписаний Ислама в структуре ритуалов семейно-бытовых обрядов и праздников, таких как никах, исем кушу, похоронно-поминальной обрядности. Тем не менее именно благодаря «обрядоверию», в них находили укрытие и спасение остатки мусульманской духовности, веры, нравственности, религиозности в татарском обществе. Это значительно облегчило тот современный этнокультурный процесс, который называют «возрождение ислама», реисламизация.
Отсутствие религиозного воспитания, обучения, отсюда и скудные познания в вопросах религии даже у тех, кто оставался верующим, не могло не сказаться на форме бытования религиозных обрядов. С одной стороны, в силу указанных выше причин, а главное, из-за естественной смены поколений (к 1970-м годам по существу ушло из жизни поколение получивших религиозное воспитание так сказать «с молоком матери»), произошла существенная трансформация в сторону сокращения исламских предписаний в ритуале семейно-бытовых обрядов и праздников татар. В этой связи стоит упомянуть хотя бы о проведении в недалеком прошлом обряда никах не только без участия самих молодоженов, но иногда и без их оповещения со стороны их родителей.
С другой стороны, шел стихийный процесс, который я назвала бы народным мусульманским обрядотворчеством: новации, появляющиеся по инициативе отдельных людей, становились сначала локальной традицией, затем, благодаря мобильности населения, получали широкое распространение. Происходила их мифологизация: отношение к ним как «мусульманским», а потому обязательным для исполнения, «богоугодным» – саваплы.
Постсоветское время, с начала 1990-х годов, характеризуется отказом от запрета на религию, ростом самосознания, актуализацией проблем этнической идентификации, в которой заметная роль отводится религии. Все это способствует появлению новых моментов в современной семейно-бытовой обрядности татар.
Легализация исламских обрядов и праздников пока лишь облегчила их проведение, однако не смогла вернуть (восстановить) утраченные функции. Сейчас никах проводится с участием самих молодоженов, что является существенной модификацией традиционной обрядовой формы. Модифицирован и сам ритуал. По инициативе духовенства, обязательным, как в городах, так и в аулах стало требование, чтобы вступающие в брак публично, при свидетелях произнесли слова исповедования (символа) веры – шахады (татары говорят Иман): «ля иляха илля-ллах ва Мухаммадун расулюллах», то есть по существу, признали себя мусульманами. Следует отметить, что нередко молодожены, особенно горожане, не могут это сделать самостоятельно - не знают ни слов, ни смысла, и потому вынуждены повторять эти слова за муллой. А вот внешние атрибуты соблюдаются неукоснительно: девушка покрывает голову платком, а юноша надевают тюбетейку, причем стараются это сделать “как положено”, прислушиваясь к советам “знающих”.
Возвращается и упоминание о мэхэр, разъясняемый сейчас проводящим обряд человеком как просто какой-нибудь подарок жениха своей невесте. Это, как правило, золотое украшение, которое молодой здесь и передает невесте.
Для многих никах остается как символ этнической идентичности, иногда как выражение открытой националистической позиции. Эта демонстративная позиция подкрепляется порой и другими актами и жестами, свидетельствующими о том, что самого по себе обряда никах, традиционно проводимого в домашних условиях, для подчеркнутого выражения национальной идентичности недостаточно. В городах наблюдаются случаи посещения молодоженами мечети в день регистрации брака, а в последние годы и проведение самого обряда никах в мечети. Такое поведение не обосновано никакими собственно исламскими или народными традициями, скорее оно является подражанием христианскому обряду церковного венчания, что не отрицается имамами. Тем не менее потребность в броских, демонстративных жестах, манифестирующих принадлежность к мусульманской религии, соответствует их стремлению отстаивать и свою этническую особость.
Духовенство, в частности, работники татарстанского муфтията ищут и другие способы усиления значимости, «привлекательности» религиозных обрядов. Например, через имамов пытаются внедрить в практику работы мечетей выдачу красочно оформленных свидетельств бракосочетания, рождения, смерти. Различные варианты бланков этих «свидетельств» на татарском языке продаются в муфтияте. Однако, по моим наблюдениям, они не пользуются особым спросом, а для татар других регионов вообще не предназначены, на что, в частности, во время опроса сетовали имамы Каменского района Пензенской области, которые подчинены «своим», пензенским муфтиятам, которых, кстати, в области два[10].
Заметно усилилась роль мусульманских моментов, по крайней мере воспринимающихся как предписания ислама – их «родной», «своей» религии в качестве ритуалообразующего фактора в структуре семейно-бытовой обрядности, и шире – гостевой культуры в целом. Даже те семейные праздники, которые возникли сравнительно недавно, а именно празднование юбилейных дат людьми старшего поколения, «серебряных», «золотых» свадеб нередко проводятся по ритуалу «олылар ашы». По этому же ритуалу проводятся званые обеды по случаю приезда издалека гостей старшего поколения, званые обеды, посвященные памяти умерших родителей, родных; хотя бы раз в году или раз в несколько лет – с пожеланием благополучия дому, не говоря об обязательном проведении их при заселении нового дома, квартиры. Особенно активизируются подобные гостевания в месяц поста – рамазан. У татар оно называется авыз ачтыру, хотя соблюдение поста не стало явлением массовым; в месяц Маулид, в дни главных праздников в Исламе – Ураза гаете, Корбан гаете. Кстати, наблюдается замена термина олылар ашы на Коръэн ашы.
Причины широкого распространения Коръэн ашы могут быть сведены к следующему. Главное, очевидно, – приобщение к «своей» религии хотя бы таким путем, ведь сведения о ней у всех довольно скудны. Немаловажное значение имеют психологические факторы. Такое «демонстративное» общение дает возможность почувствовать себя членом общины, членом «равным» (несмотря на...), «полноправным», «богатым», по крайней мере «имеющим возможность» (это относится к раздаче садака), ибо вдохновляет понятие тошеп калмаган – не выпавший. Есть и такое понятие, как кунак ашы – кара-каршы, то есть гостевание должно быть ответным: идешь в гости – приглашай и сам. Кроме того, это и повод для встречи всех родных. По такому случаю, как правило, собираются дети, внуки, в том числе живущие на стороне.
Возвращается традиция раздельного проведения Коръэн ашы для мужчин и женщин. В 1970-80-ые годы нередко на подобные обеды приглашали и тех и других вместе. Одной из причин совместного приглашения являлось отсутствие или слишком малое количество пожилых мужчин, готовых принять в них участие. Поэтому преобладали женские застолья. В какой-то мере это положение сохраняется и сейчас. Однако перелом уже есть. Становится более осознанным отношение к ним, во-первых, как к традициям, обычаям предков, которые необходимо не просто уважать, но и демонстрировать уважение своим участием в них. Во-вторых, как к предписаниям именно своей религии. Поэтому стараются запомнить, выучить отдельный набор молитв на арабском языке.
Эмоциональное воздействие женских Коръэн ашы усиливается включением в их ритуал исполнения мунажатов, которое наблюдается в последние годы. Появились умелые исполнительницы, любители мунажатов. Тексты выписываются из публикаций прошлых лет, рукописей. Исполняют их либо в перерывах между подачей отдельных блюд, либо в завершение застолья. Однако лишь немногие представительницы старшего поколения помнят о широком бытовании в прошлом традиции исполнения особых музыкальных произведений альвидаг – прославляющих рамазан – месяц поста, и мэрхэбэ – месяц рождения Пророка Мухаммеда – Маулид. В ритуал мужских Коръэн ашы начали включать салават эйту – формулу коллективного возвеличивания Аллаха.
Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что упрощение ритуала мусульманских обрядов, господствующая «самодеятельность» тех, что проводит обряд без знания основ традционной обрядности и закономерностей бытования обряда, ритуала как социального явления, незаменимого механизма воспитания, в том числе и религиозного, скудость внешних атрибутов, отсутствие четко отработанного ритуала религиозной части званых обедов, делает их мало эффективными в плане эмоционального воздействия, тем самым превращая религиозную часть семейного обряда, торжества в формальный акт.
Председатель Совета ректоров мусульманских учебных заведений России Марат Муртазин на II-ом семинаре ректоров высших мусульманских учебных заведений России (20-25 июня 2000 г.) особо подчеркнул, что после обучения в медресе имамам не хватает знаний о том, как вести процесс обучения, как поддерживать контакты с национальными культурными организациями и официальными органами[11]. Но ведь для имама не менее важно и значимо умение установить контакт с «паствой», в том числе владение методикой ведения не только проповеди, но и обряда, причем как в мечети, так и в домашних условиях, где чаще всего и происходят эти контакты во время никах, исем кушу, похорон и поминок, Коръэн ашы по другим поводам. Вот здесь-то и необходимо, и актуально знание именно своих традиций.
Вместе с тем, во взаимоотношениях духовенства, как официального, так и людей, причисляющих себя к таковым с «простыми смертными», становятся все более ощутимыми традиции номенклатурной культуры, сводящейся к строгой регламентации, построенной, главным образом, на запретах. В этом плане заслуживают внимания особо эмоциональные дискуссии, возникающие время от времени на страницах периодики, на радио, телевидении, а также в отдельных мусульманских общинах, которые мне приходились неоднократно наблюдать в процессе исследовательской работы. Это усугубляется тем, что сейчас почти в каждой области, республике, где проживают татары, появились административные структуры духовенства (муфтияты, мухтасибаты), руководители которых проповедуют свое понимание предписаний ислама. Знания же о них получены ими при обучении в Бухаре, а чаще в арабских странах, где совершенно другие этнические, историко-географические, культурные реалии, что, естественно, наложило опечаток на своеобразие обрядности тех регионов. У нас же отдельными представителями духовенства, и особенно волонтерами ислама, они пропагандируются как истинно мусульманские, как образцы для подражания, при этом идущие из глубины веков местные, в том числе мазхабические формы объявляются языческими, а потому греховными – бидгать.
Этот диктат нередко шокирует участников таких званых обедов, поэтому для проведения их религиозной части часто стремятся пригласить не официальных представителей из мечети, а слывущих в народе «знающими», умеющими читать Коран, провести ритуал, благо в исламе это не запрещено. Кстати, имамы, как правило, терпимы к подобной ситуации. С одной стороны, они действительно не в состоянии обслужить все требы населения. Однако, признают, что это не совсем хорошо, так как не способствует росту авторитета мечети как общественного религиозного учреждения.
Сравнительный анализ форм бытования ислама среди татар и среди народов Центрального и Северо-Западного Кавказа, проведенного А.А.Ярлыкаповым[12], убедительно свидетельствует о бытовании Ислама в России в локальных формах, проявляющихся в своеобразной культуре, основанной на местных традициях. Повторюсь, это, по существу, никем и не оспаривается. Однако, конкретного, этнографического знания этих особенностей, изучения и популяризации в масштабе всей страны явно недостаточно для формирования нормального имиджа российского Ислама. Я солидарна с мнением В.О.Бобровникова — куратора специальной темы “Этнографического обозрения», посвященного этнографии Ислама на Кавказе, справедливо подчеркнувшего, что несмотря на существенные трансформации Ислама в советское время, современные мусульмане не утратили право называться мусульманами[13].




 Р.К.Уразманова, Казань Институт истории АН РТ
[1] В данном случае речь пойдет не об обрядах богопоклонения – пятикратная молитва – намаз, соблюдение поста – ураза  и т.д. – См. Ислам. Краткий справочник. М., 1983. С.6-8, а об обрядах, бытующих у татар и воспринимаемых ими как соответствующие мусульманскому вероисповеданию.
[2] Бобровников В.О. Этнография ислама на Кавказе // Этнографическое обозрение, 2006, №2. С.5.
[3] «Все об Исламе», №6-7, апрель 2003.
[4] О самих традиционных семейных обрядах татар см.: Татары. М., 2001. С.340-372.
[5] Саттаров Г.Ф. Татар исемнэре сузлеге. Казань, 1981. С.14-15.
[6] Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. С.264-273; Мухаметшин Р. Татары и Ислам в ХХ веке. Казань, 2003. С.60-61.
[7] Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987. С.117-118. 
[8] Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар. Казань, 1932. С.48.
[9] Уразманова Р.К. Быт нефтяников-татар юго-востока Татарстана (1950-1960-е гг.). Альметьевск, 2000. С.130-134; Мусина Р.Н. Мусульманская идентичность как форма «религиозного национализма» татар в контексте этносоциальных процессов и этнополитической ситуации в Татарстане // Ислам в Евразии. М., 2001. С.300-301.
[10] Полевые материалы автора, 2006 г.
[11] См.: А.Хабутдинов. Ислам в Татарстане на пороге нового тысячелетия: тенденции и варианты // Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. Казань, 2005. С.206.
[12] Ярлыкапов А.А. «Народный ислам» и мусульманская молодежь Центрального и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение, 2006. №2. С.59-74.
[13] Бобровников В.О. Указ. соч. С.4.

Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только латинские буквы и цыфры )
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту
Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта
Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal@iea.ras.ru
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           
Яндекс.Метрика