Племя чрезвычайно воинственное и мятежное (фольклорные сведения о легендарном племени туматов на территории якутии)

Фольклорные источники саха представляют собой довольно обширный комплекс памятников, включающий в себя исторические предания, родословные наслегов и семей, легенды о древних племенах, обитавших на том или ином месте. Изучение всего этого богатства идет уже довольно давно, но неравномерно. Устные источники народов Якутии почти не привлекаются для исследований в области средневековой истории, хотя его сопоставление с широко известными письменными памятниками, может принести определенные результаты (для этого и написана данная работа). Сопоставление их с архивными документами также дает определенное представление, о достоверности тех или иных фольклорных сведений, помогает сформировать научный взгляд на этническую историю того или иного района.

Одним из подобных сложных вопросов средневековой истории Якутии является фольклорные сведения о легендарном племени туматов. Из монгольских источников известно о том, что группировка хори-туматов многократно поднималась на вооруженную борьбу против наместников Чингисхана. В научных дискуссиях об этнической принадлежности туматов, архивные документы о наличии туматов на территории Якутии и материалы якутского фольклора еще не привлекались. Хотя они чрезвычайно интересны тем, так как они могут являться этническими предками народа ураанхай-саха.

Тюркоязычные племена туматов, археолог В.С.Николаев считает народом, создавшим усть-талькинскую культуру Южного Приангарья XII – XIV вв., мигрировавших в конце XI в. в Прибайкалье с предгорий Саяно-Алтая. В результате проникновения новых племен с юга в начале XV в., происходит вытеснение части туматов в долину среднего течения р. Лены. Оставшиеся в Предбайкалье туматы вошли в состав бурятского этноса (Николаев В.С, с. 158).

Монгольские походы в Баргуджин-Тукум, т.е. в таежные районы Байкала и Саяно-Енисейского края, вызвали большие передвижения племен. Некоторые племена частями уходили от завоевателей в недосягаемую для воинов монгольских ханов область – на территорию свободной и суровой Якутии. В год быка (соответствующий 1215 – 1216 г . н.э.), Чингисхан послал Борагул-нойона на войну с племенем тумат, вновь восставшему против власти монголов. Это племя было чрезвычайно воинственным и мятежным. Однако Борогул-нойон был убит в бою. После смерти своего мужа Дойдухул-Сохора туматами тогда правила Ботохой-Толстая. Причиной восстания послужило требование выдать самых красивых туматских девушек монгольским воинам  Рашид-ад-дин , т.1, к.2,  с. 88).

Узнав о смерти своего верного нойона, Чингисхан сам собирался идти в поход против туматов, но отговорили от такого опасного шага. Посланный им дорбетский Дорбо-Докшин направил войско по тропе, проложенной дикими буйволами: «И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно туматов и полонил их» ( Козин С.А. , 1941, с. 174–175).

Считается, что только в 1217 г . монголами в долине Малого Енисея было сломлено сопротивление не желавших подчиниться им туматов (Зориктуев Б.Р., 2000, с. 126). Однако вместе с енисейскими кыргызами они снова восстали в 80 годах XII в., когда получили временную свободу в течение 10 лет. Согласно «Сборнику летописей», монголы дали большие сражения и покорили чрезвычайно воинственное племя и войско туматов. Далее: «Так как туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем, то (монголы) множество из них перебили» ( Рашид-ад-дин , т.1, к.1,  с.122).

Вероятно, какая-то группа этих туматов ушла от монгольских захватчиков на территорию Якутии. Так в: «рукописном сочинении иркутского надворного советника Ивана Эверса на основании устных свидетельств якутов сообщается, что туматы, не желавшие подчиняться монголам, «со всеми семействами перебрались к началу реки Лены» и спустились вниз по ее течению до пределов нынешной Якутии » ( Туголуков В.А., 1985, с. 214).

Хотелось бы отметить факт поразительного сходства исторических преданий вилюйских саха о гибели племени туматов или, наоборот, племени ньурмагаат в результате внезапного нападения туматов с историческими сведениями о разгроме монгольским войском племени туматов. Так, в вилюйских сказаниях обычно подчеркивается факт внезапного нападения врагов на спящих противников и полного истребления их. Возможно, мотив о бегстве остатков туматов к владыке саха – Тыгыну связан с прибытием туматов, бежавших от ярости Чингисхана в долину Туймаада, и их присоединением к к народу «ураанхай-саха».

Имеется фольклорное сведение о том, что туматов с долины Туймаады изгнал Омогой Баай, победив их. Особое воинственное племя тумат проиграв в войне с Омогоем, перекочевало на север и в сторону Вилюя и там осело. От их потомков произошли туматские роды северных районов (Боло С.И., 1994, с. 256). Судя по этим преданиям, туматы до прихода саха могли проживать на территории Средней Лены и только потом сосредоточиться на Нижнем и Среднем Вилюе. Имя туматов запечатлено в названии долины Туймаады.

И.В.Константинов предания саха о туматах, кыргысах и сортолах относил к тому периоду, когда их предки обитали в Прибайкалье, и могли соприкасаться с данными племенами (Константинов И.В. , 1975 с. 159). Но факт существования в Якутии родов с такими названиями опровергает его вывод. Так, туматские наслеги имелись в Жиганском и Усть-Янском районах, по преданиям старожилов, их предки пришли с Вилюя ( Исторические предания и рассказы якутов, ч.1, 1960, с. 160). Тунгусский род тумат находили на побережье Охотского моря, в Северо-Эвенском районе есть селение Туматы (Константинов И.В. , 1975 с. 159).

По записям В.В.Никифорова, сделанным в 1925–1926 гг., туматы обитали в Вилюйском и отчасти Олекминском округах бывшей Якутской области. Они занимались охотой и рыболовством, жили в «земляных урасах» (видимо, холомо) и постоянно перекочевывали с места на место. Оружием им служили луки и стрелы с железными наконечниками, а также пальмы. Туматы носили одежду из звериных шкур, обвешанную кистями из оленьих волос и вышитую разноцветным бисером. Саха туматов обыкновенно называли «тигиилээх сырайдаах», так как это племя имело обычай татуировать свое лицо. Туматы «имели чрезвычайно суровый вид и жестокий нрав» ( ПФА РАН . Ф.47. Оп.2. Д.122. Л. 68–73).

По поводу этнической принадлежности туматов сложились следующие предположения. Г.В.Ксенофонтов утверждал, что героические сказания Джаарханских родов потверждают его вывод о том, что туматы Жиганского и Усть-Янского улусов по своему происхождению не саха, а монголы (Ксенофонтов Г.В . 1992, т.1. к.1. с. 71). Но фольклорист Г.У.Эргис считал туматов племенем тунгусского происхождения и что, они проживали на Вилюе. А.П.Окладников причислял их к тунгусам, или отунгусившимся юкагирам (Окладников А.П., 1955, т. 1, с. 339). Далее убедимся, что во всех этих утверждениях есть определенная доля истины, что можно будет увидеть в следующих материалах.

«Согласно легендам, туматы жили рыбной ловлей на озерах, прошивали свои лица и руки ниткой из сухожилий, вымазанной черной краской, носили выкрашенные охрой одежды. Они были будто бы людоедами»  Окладников А.П., 1955, т. 1, с. 339). На основе таких фольклорных источников делается вывод, что еще до появления якутов «вилюйские» туматы слились с тамошними аборигенами (Туголуков В.А., 1985, с. 216). К потомкам туматов В.А.Туголуков относит рода вилюйских эвенков долган, нюрмаган и сологон  Туголуков В.А.,1980, с. 172). Туматов отождествляют и с легендарными «дьирикинэеми». Тот факт, что долганы являются потомками тюркоязычных туматов, доказывает их язык.

В свое время Б.О.Долгих пришел к выводу, что «туматы – общее племенное название якутов, плативших ясак в Средневилюйское зимовье (за исключением Оргутского рода, кангаласского по происхождению), а тагусы, кыргыдаи, кирикеи, онтулы, лучинцы и олесы – названия туматских родов» ( Долгих Б.О,1960, с. 468–469). С.И.Николаев также сделал вывод, что термин «тумат» был собирательным, общим названием большинства вилюйских якутов. По его данным, в XVII в. в район Средневилюйского зимовья переселялись «подгородные» саха, среди них большинство составляли кангаласцы, саха района Средневилюйского зимовья (туматы) тесня в пределы будущих Верхневилюйского и Мархинского улусов ( Николаев С.И., 1957, с. 94–96).

Но в начале XVII в. русские землепроходцы в Вилюе встретились с родами «пеших» саха, живших только рыболовством и охотой ( Долгих Б.О., 1960, с.460–462). Кокуи и осекуи в архивных документах также упомянуты среди родов «пеших» саха. Название рода кырык сопоставимо с именем огузского племени кырык. Имя рода Асыыкай (осекуи) можно сопоставить с названием кыргызского племени азык. В китайских источниках упоминается западнотюркское племя асиги. Уже отмечалась связь рода Куокуй с родом куокэй, принадлежавшим к харганаевской группе хоринских бурятов, которых Г.Н.Румянцев считал потомками туматов. По рассказам жителей наслега Куокуй, их предок Куокуй прибыл из Малтана Кангаласского улуса. По другой информации Куокуй был одним из отважных хо h уунов саха времен Эллэя, изгнавшим тунгусов с их земель ( Захаров И.И., 2000, с. 48).

По преданиям, записанным Г.В.Ксенофонтовым на Сунтаре, прародительница вилюйских якутов Дьаархан или Дьаардаах была не якуткой, а иноплеменницей-туматкой. Ее племя истребили тунгусы рода нюрбачан и она убежала к отцу Тыгына и стала его наложницей. Затем его сыновья, поссорившись со своим братом Тыгыном, убежали на Вилюй и стали прародителями многочисленных джарханцев (Ксенофонтов Г.В., 1992, с. 105–107). Весьма примечательно, что топонимист М.С.Иванов слово дьаархан считает заимствованным от юкагирского слова йархан (ледяной)  Иванов М.С.,2000, с. 19). Действительно, в XVII в. джарханцев обозначали как ярканцев. Значит, возможно, происхождение джарханцев связано с туматами, имевшими этнические связи с аборигенами края (юкагирами).

Имеются данные, свидетельствующие о присутствии туматов и на Средней Лене. Так род Тумэты входил в состав Мегинского улуса. В архивных документах XVII в. среди подгородных «саха» представлена Чумецкая волость, согласно Б.О.Долгих Туматская, располагавшаяся в территории Тюлэхского наслега Дюпсинского улуса ( Долгих Б.О., 1960, с. 364). Более того, в территории Центральной Якутии туматы обычно объединялись с хоро. По преданию, записанному С.И.Боло, в Хатасском наслеге были люди туматского рода, насчитывавшие в 30-х годах XX в. 230 душ, пришедших со стороны Вилюя и объединившихся с хоринцами (Иванов М.С., Топонимика, 1985, с. 22).

Отсюда допускается, что туматы ранее могли обитать и на Средней Лене. Об этом говорит и занесение в учетную книгу ясакоплательщиков на Амге туматов. Вероятно, в Скороульской волости также имелась группа туматов. Г.В.Ксенофонтов даже считал, что в данной волости целиком проживали туматы. В составе амгинских бетунцев существовал род Чорду. Следует отметить, что род Чорду имелся среди тувинцев. Согласно В.В.Радлову, этот тувинский род также самодийского происхождения. Возможно, именно чордунцы были представлены как амгинские туматы. Кангаласские эргиты, которые были среди «пеших» саха Вилюя, отождествляются с иргитами среди саяно-енисейских народов. Весьма характерно, что иргиты считаются отуреченными самодийцами, в то же время они были первыми тюрками на территории Саяно-Енисейского региона.

Название рода «конных» саха Вилюя – тагус, связано с древним этнонимом тогуз-огуз. В 1638 г . тагусы встречены в Вилюе; они же находились в Алдане, на речке Томпо. В районе среднего Вилюя был Тагуский наслег (Боло С.И., 1994, с. 109). Интересно, что отохи легендарных хара-сагылов, (или «тыал буолбуттар») именовали отохоми Тогус ( Там же , с. 21).. Исходя из этого, можно предположить, что до прихода саха на Среднюю Лену часть ее территорию населяли именно туматы или тогусы. Можно утверждать об идентичности туматов с тагусами исходя из того, что в центральных волостях, где зафиксированы один-два тумата, отсуствуют тагусы, и наоборот, где имелись тагусы, там нет туматов (Долгих Б.О  1960 с. 469). Имеется предание, согласно которому, предки мегинцев по приходе на современную территорию расселения, победили племя тогус. После этого, тогусы ушли в неизвестном направлении  Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5. оп.16. д. 4. л . 9–10). Следовательно, именно туматы могли ранее заселять территорию Средней Лены, и были вытеснены новыми племенами.

Рашид-ад-дин указал на то, что в древности туматы обитали в Восьмиречье (Секиз-мурэн), где ныне обитают ойраты (1952, с. 118). Отсюда считается, что пришедшие в X – XI вв. ойраты вытеснили большую часть туматов с их территории. Затем письменные источники указывают, что туматы проживали поблизости от страны Баргуджин-Тукум, в пределах страны кыргызов. Первым, кто выдвинул предположение туматов в XII – XIV вв. на территории Прибайкалья был Г.В.Ксенофонтов. (1993, с. 413; 1993а, с. 153-161). Г.Н.Румянцев считал, что они проживали вместе с хори в районе современного г. Нижнеудинска, т.е. в северных предгорьях Восточных Саян (Румянцев, 1962, с. 140). По мнению Комаи Есиаки, туматы проживали в верховьях Селенги, в районе современного Хубсугульского аймака МНР (Кычанов, 1980, с. 143). По А.В.Харинскому туматы в XI – XII вв. занимали Дархатскую котловину, северное и западное побережье оз. Хубсугул. В начале XII в. часть туматов “вместе с булагачинами и керемучинами переселилась в Приангарье” (2001а, с. 41-42).

По поводу этнической принадлежности центральноазиатских туматов имеются столь же неоднозначные мнения. Туматы считаются потомками древних дубо, есть мнение, что они были самодийского происхождения и подверглись языковой ассимиляции племенами теле (Потапов Л.П., 1969, с.183). Название «тумат» считается вариантом этнонима «туба» (во множественном числе монгольского языка), хотя по Б.И.Татаринцеву, эти этнонимы совершенно разного происхождения. Исходной формой имени тумат он считает слово «туман». Последнее слово по происхождению являлось тюркским словом и обозначало значительную группу людей  Татаринцев Б.И. , 1990, N: 2). Действительно, в преданиях саха туматы иногда фигурируют как племя туман. По Рашид-ад-дину, туматы – ветвь баргутов, проживавшие в пределах страны кыргызов ( Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с. 122). Следовательно, они могли жить на Верхнем Енисее.

Туматы в монгольских источниках XIII в. всегда фигурируют вместе с племенем хори, поэтому вытесненные со своих мест ойратами, они могли переселиться в регион Байкала и проживать вместе с хоринцами. Согласно бурятскому преданию, Бодхоохон хатун (Толстая Ботохой) проживала в Тугнуйской долине и управляла бурятами. К ней бежал монгол, укравший жену Чингисхана. Из-за этого буряты поссорились с Чингисханом  Небесная дева лебедь  1992, с. 166). Нельзя не отметить связь между тугнуйскими батулинцами или меркитами и туматами. В этой связи следует напомнить о том, что племена дубо (тумат) и милиге (меркит) издревле проживали вместе в Саянском крае и могли вместе переселиться в Забайкалье. Возможно, эти два племени с древности были кровнородственными. И на территории Якутии загадочная связь между туматами и батулинцами не прерывается, в Амге, в Мегинском улусе, в Верхоянье и на Вилюе они соседствуют.

На основании вышеприведенных данных можно утверждать об участии туматов в этногенезе саха. Таким образом, в составе саха не только на Вилюе или на севере, но и на Средней Лене обнаруживается довольно ощутимый туматский субстрат. В свою очередь среди туматов можно проследить местный, уральский компонент. Предания о хара-сагылах, возможно, также связаны с туматами. В согласии с фольклорными материалами архивные данные позволяют говорить о том, что туматы являются одним из предков вилюйских саха. Из анализа родового состава вилюйских саха следует, что туматы были в некотором смысле идентичны с предками тувинцев. Значит, можно утверждать о наличии значительного тувинского компонента в составе саха.

Как считает В.М.Никифоров, «на стадии первоначального освоения центра бассейна р. Лена у предков якутов существовало деление (зафиксированное в эпических формулах и других фольклорных фактах) на дьин саха и ураанхай саха. Последние представляли собой хори-туматские племена, впоследствии почти полностью ассимилированные основной массой: в результате чего появился конглемерат – ураанхай саха» (Никифоров В.В., Стадии эпических коллизий, с. 107).

 


 

Использованная литература:

Рашид-ад-дин . Сборник летописей. – Т. I , кн. 1 – 2. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – 221 с. 
Козин С.А . Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г . Монгольский обыденный изборник/ Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии . – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – Т.1. – С. 5–122. 
Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. -М: Изд-во: "Наука", 1985. -С.214. 
Боло С.И . Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). – Якутск : Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. – 320 с. 
Ксенофонтов Г.В . Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. -Т.I.Кн.I. -Якутск,1992. -С.71. 
Окладников А.П . История Якутской АССР. – Т. I . – М.; Л., 1955. – C .152–153. 
Исторические предания и рассказы якутов . – Ч. I. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 322 с.
Константинов И.В . Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. – Якутск: Изд-во. ЯФ СО АН СССР, 1975. – С.106–173. 
Никифоров В.В . Материалы участника Якутской экспедиции АН СССР/ААН. Ф.47. оп.2. д.122. л. 68-73. 
Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов // Этногенез народов Севера. -М.: Наука, 1980. -С.172.
Ксенофонтов Г.В . Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. – Новосибирск, 1977. – С.65. 
Долгих Б.О . Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. -М., 1960. – С.468-469.
Захаров И И. Майя, ацтеки, майааты… История обоснования и закрепления автохтонных жителей Средне-Вилюйского субрегиона ( VII – конец XVI в. в.). // Илин. – 2000. – N 2. – С. 48. 
Зориктуев Б.Р . Монголы и лесные народы (события 1207 и 1217 гг.) // Вопросы истории. – 2000. – N 11/12. – С.119–127. 
Николаев С.И . Основные этапы этнической истории вилюйских якутов//Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. – 1957. -Вып.27 – С. 94-96.
Алексеев А.Н. Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. Серия: История и культура Востока Азии. -Новосибирск История и культура Востока Азии. -Новосибирск: Изд-во инст-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. -С.41. 
Архив ЯНЦТРФ, ф.5, оп. 16, д. 4, л . 9-10. 
Татаринцев Б.И. Этноним туба//Советская тюркология. -1990. -N:2. 
Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. – М., 1969. -С.167. 
Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Л: Наука, 1969. -С.183. 
Николаев В.С. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках : усть-талькинская культура . – Владивосток ; Иркутск : Издательство Института географии СО РАН, 2004. – 306 с., ил. 
Молдобаев Э.И . Этническая и культурная общность киргизов с народами Саяно-Алтая//Вопросы этнической истории киргизского народа. -Фрунзе, 1989. -С.96. 
Молдобаев И.Б. "Манас" – историко-культурный памятник кыргызов. – Б.: Кыргызстан, 1995. – С.114. – 312с. 
Иванов М.С. Ис иhигэр киирдэххэ (Размышления об истоках языка). -Якутск, 1988. – С. 97. 
Иванов М.С. Топонимика Якутии (Краткий научно-популярный очерк). -Якутск: Кн.изд-во, 1985. – С.27. -144 с. 

 


 

 

[*] Ушницкий В.В. – к.и.н. н.с. Отдел этнологических исследований Института Гуманитарных Исследований АН РС (Я).