Обзор понятия «Единственный поставщик» и особенности работы с ним
В последнее время все чаще при обсуждении или планировании государственных закупок на реализацию проектов информатизации здравоохранения звучит понятие «Единственного поставщика». Кто такой «Единственный поставщик»? Какие права и обязанности возникают у заказчиков проектов в связи с наделением компании-исполнителя этим статусом? Является ли правом заказчика или его обязанностью заключение контрактов с такими компаниям? Попробуем в этом разобраться.
Основные сведения о «Единственном поставщике»
Начнем с графоманского комментария о том, что чаще всего звучит термин не «Единственный поставщик», а «Единственный исполнитель». Это неправильно – в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2019 №44-ФЗ редусмотрен термин - «единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)», определение которого, к сожалению, законом не дано. Поэтому здесь и далее мы будем использовать именно термин «Единственный поставщик», а не «Единственный исполнитель».
Под единственным поставщиком мы будем понимать физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить государственный контракт без проведения конкурентной процедуры, проще говоря – без конкурса. Это Определение поставщика мы основываем на п.1 ст. 24, который разрешает проведение закупок всего 2мя способами: «конкурентным» или путем «… закупки у … единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Эта фраза означает именно законную возможность, не более того.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если он (поставщик) определен указом, распоряжением или поручением Президента РФ или постановлением / распоряжением Правительства РФ.
Согласно письму Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-1522 от 14.02.2017, при наличии соответствующего постановления или распоряжения Правительства РФ, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ является правом заказчика, а не его обязанностью.
Часто бытует мнение, что присвоение статуса единственного поставщика автоматически означает, что теперь все заказчики против своей воли обязаны отдать выделенные на ту или иную закупку финансовые средства той компании, которая была объявлена таким исполнителем. Это не совсем так: останется ли работа с единственным поставщиком правом заказчика или станет таки его обязанностью, можно будет уверенно сказать только на основании тех формулировок, которое Правительство пропишет в своем постановлении о наделении статуса «Единственного исполнителя» соответствующую компанию.
Согласно действующего законодательства, такое постановление должно содержать предмет закупки (что, собственно говоря, можно закупать без конкурентной борьбы) и предельный срок, в течении которого можно заключить такой контракт. Этим документом также должна быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
При подготовке проекта постановления Правительства исполнителем, претендующим на заключение государственного контракта, в обязательном порядке представляется обоснование цены услуг (пп. 2 п. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Правом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут воспользоваться только государственные заказчики для обеспечения государственных нужд и только при соблюдении ряда процессуальных особенностей, описанных далее.