en / de / fr


Новости

11 Окт / Первая Конференция по субкультурам
"Расширение культурного пространства: от субкультуры к гражданскому обществу"
Москва, октябрь 2009

06 Фев / Конференция «Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты»
Приглашаем Вас принять участие в работе научно-практической конференции, которая состоится в Омском экономическом институте при кафедре общественных наук 6 февраля 2009 год ...

12 Дек / Конференция «Историко-психологические портреты семьи русича, россиянина»
Международная ассоциация исторической психологии им. проф. В.И. Старцева – отделение Санкт-Петербургской ассоциации философов Российского философского общества, кафедра истории гуманитарного факультет ...

Все новости
Этно-Журнал / Публикации/

Психологическая трансформация этнической идентичности мигранта-армянина (на примере мигрантов- армян)

| Для печати
<Назад | Далее>
Оставить свой отзыв
Автор: Варданян М. А.
Тематика: этнопсихология
Публикация: 2004-06-07
Подробнее

М. А. Варданян [*]

 

Многими учеными отмечено, что этническая идентичность способна изменять свою структуру и человек принадлежащий к определенной этнической группе может отказаться от членства в ней и присоединиться к другой этнической группе. Кроме этого в процессе миграций личность неизбежно сталкивается с необходимостью трансформации своей социальной и этнической идентичности, для того чтобы суметь эффективно взаимодействовать в новой среде. К сожалению не все мигранты способны к эффективной адаптации, изменению и подстройке своей этнической идентичности в новой этнической среде. Здесь причинами выступают многие факторы, начиная от возраста мигранта, его социального уровня и образования, заканчивая индивидуальными характеристиками мигранта.

Когда мигрант не может приспособиться и адаптироваться к новой этнической среде с ним также происходит трансформация, теперь уже в отрицательном смысле. Изменяются его психологическое состояние, ухудшается физическое самочувствие, рушатся многие социальные установки, меняется взгляд на мир и людей. Такая трансформация приводит к различным последствиям, начиная от сепаратизма и этнического нигилизма до крайнего фанатизма и национализма, где формируется выраженный отрицательный образ этноса, и поведение индивида исходит из этого образа.

Надо отметить, что межэтнические конфликты и интолерантность часто берут начало от простого непонимания чужой культуры, неспособности к эмпатии и пониманию другого этноса. Мигранты являются своеобразным выразителем "близости" или "отдаленности" культур. Чем легче мигрантам адаптироваться в чужой культуре, тем ближе принимающая культура к культуре мигранта. Однако, данное определение является зачастую чисто условным, потому что мы часто видим как при сходстве культур процесс адаптации происходит очень медленно и затрудненно и наоборот. Это часто происходит вследствие личностных особенностей мигранта или же определенных социально-политических условий.

Психологическая трансформация этнической идентичности - процесс довольно сложный. При многих общих паттернах трансформация каждого мигранта - процесс уникальный и неповторимый. Мигрант может при этом сам избирать тот характер трансформации, который хочет. Кроме общепринятых вариантов или аккультурационных опций (ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация) существуют также многие варианты аккультурации при которых нельзя явно определить как одну из опций.

В процессе миграции чрезвычайно важными факторами являются отношение к этносу мигранта в новой культурной среде. Если отношение неблагоприятно, то мигрант будет испытывать намного больше проблем в процессе адаптации. Во многом, отношение к мигрантам в новой среде также складывается из многих факторов начиная от исторического взаимодействия между этносами и заканчивая собственно причинами миграции и социально-экономическими характеристиками мигрантов (материальная обеспеченность, образовательный уровень, социально-регулятивные навыки поведения).

Во - первых, надо отметить, что из нашего рассмотрения выпадает так называемая психологическая трансформация этнического самосознания на протяжении истории. Несомненно, что на протяжении определенного исторического периода этническое самосознание может подвергнуться изменению и пересмотреть свои составляющие. Такая перестройка отмечается многими авторами (С. Лурье, В. Козлов и т.д.). Здесь мы пытаемся рассмотреть лишь психологические изменения, происходящие в этническом самосознании мигранта-армянина под влиянием обстоятельства миграции и сопряженного с ним факторов.

Во-вторых, мы не рассматриваем общепринятые в этнопсихологической литературе понятия "культурного шока" и взаимопроникновения культур. Нашей цель не является дать новую классификацию проблеме столкновения различных культур в сознании мигранта и психологическая адаптация под влиянием аккультурации и интериоризации. Данная проблема на наш взгляд довольно разработана, и ее материалы широко представлены в психологической литературе.

Для того ,чтобы начать наше рассмотрение мы должны будем обратиться к частным случаям. Мы не стараемся выделить своеобразную модальную личность и построить гипотезу на выделении большинства факторов присутствующих в процессе трансформации этнического самосознания мигрантов- армян, а проследить основные направления и возможности развития данной трансформации.

Таким образом, на основе полученных нами в результате бесед с мигрантами-армянами и данных полученных в следствие проведенного исследования в Москве и Пятигорске, а также в результате рассмотрения большого количества литературы по проблеме мы выделяем следующие фазы в процессе перехода мигранта-армянина из одной культуры в другую:

1. Фаза входа в культуру и конфликта ожиданий. Данная фаза характерна на начальном этапе миграции. Каждый этнос, обладая неким количеством гетеростереотипов (представлений о других этносах), строит свои взаимоотношения с другими этносами на их основе. В процессе социализации индивид усваивает данные гетеростереотипы, которые подвергаются дальнейшей трансформации и корректировки на протяжении всей последующей жизни. Во время миграции или смены культуры такие гетеростереотипы являются подчас уникальным механизмом позволяющим личности оценивать и интерпретировать действия представителей другого этноса. Армянский этнос на протяжении своей долгой истории развивал множество таких гетеростереотипов. Гетеростереотипы развивались преимущественно по отношению к этносам, с которыми были активные взаимоотношения, в зонах, где происходила оживленная миграция [1]. Мигрант на начальном этапе миграции старается "примерить" свои ожидания (гетеростереотипы) к данному этносу и понят насколько они соответствуют или не соответствуют действительности. Надо отметить, что здесь мы не совсем согласны с теорией близости культур или же теорией утверждающей, что чем ближе две культуры по своим составляющим, тем легче происходит процесс адаптации. На примере множества армян мы видим как многие воспитанные на русской культуре и владеющие ею не хуже самих русских индивиды с большим трудом адаптируются к иноэтническому окружению и, наоборот, в казалось таких культурно далеких странах как Япония или Австралия мигранты-армяне прекрасно адаптируются.

2. Фаза восприятия чужой этнической картины мира и аккультурационного стресса. На протяжении данной фазы индивид пытается воспринять этническую картину мира с точки зрения "чужого" этноса. Частым спутником этой фазы является аккультурационный стресс, который вызывается несхожестью своей и чужой этнических картин, пониманию ,что "своя" культура не является единственно возможной альтернативой для себя, понимание возможности ассимилироваться и раствориться в чужой культуре. Надо отметить, что если в самом начале этой фазы индивида больше интересуют операциональные аспекты взаимодействия представителей другого этноса с целью их практического применения, то в дальнейшем он больше обращается к теоретическим моделям положенным в основу того или иного поведения. В отношении армян надо отметить, что большое преимущество им давала общая образованность в тех или иных случаях позволяющая легко усваивать и соотносить "чужие" этнические модели со "своими". Мигранты- армяне легче возможность несовпадения "своей" и "чужой" этнической картины мира и стараются изменить определенные представления в соответствии с новым эмпирическим материалом.

3. Фаза применения чужой этнической картины мира. Главным элементом данной фазы является практическое применение полученной информации о чужой культуре. Поведение соотносится с полученными данными и постоянно подкрепляется новыми данными из "чужой" этнической картины мира. Надо отметить ,что эффективность данного поведения напрямую зависит от полученного в предыдущих фазах "этнического" материала. Если индивид получил необходимое количество информации, которую смог обработать и соотнести со "своей" этнической картиной мира, то данное поведение будет более эффективным. В силу разных обстоятельств этносы Кавказа и Закавказья, в которых такие качества как мужество ,умение постоять за себя и маскулинность понимаются как необходимые культурные составляющие в этой фазе намного легче применяют полученную информацию в своем поведении. К сожалению, искаженное восприятие "чужой" культуры рождает соответствующее "анормальное" поведение. В этом плане надо сказать, что армяне-мигранты отличаются большей сдержанностью, пониманием многих возможных моделей поведения и зачастую более эффективно применяют поведение направленное для получения определенного результата. Об этом косвенно свидетельствуют и определенные успехи в коммерции и бизнесе, умение "выжать из камня воду" -прожить в самых неблагоприятных условиях.

4. Фаза принятия чужой этнической картины мира. На протяжении этой фазы индивид интериоризует понятия и конструкты свойственные "чужой" культуре , усваивает их в свое бессознательное. Теперь действия требующие определенного участия сознания становятся автоматическими и индивид не ошибается в ситуациях требующих применения "новой" этнической картины . Так, типичным примером данной фазы является армянин, который постоянно ошибался "забывая" заплатить в маршрутном такси деньги при посадке (в Армении деньги платятся при выходе), но перестал ошибаться как только после определенного пребывания начал сознавать, что возможно так правильней и удобней как для пассажиров , так и для водителя . Принимая "чужую" этническую картину мира "старая" этническая картина мира индивида подвергается трансформации и индивид забывает, что действовал по-другому. В этом на наш взгляд возможно кроется причина, что при репатриации испытываются схожие трудности как при эмиграции- надо снова вспоминать порой совсем забытые "старые" модели поведения. Армяне-мигранты стараются часто "примирить" две различные культуры -действуют в соответствии со "старой" этнической картиной . Так, армяне-мигранты из Армении делают больший акцент на межличностных отношениях и стараются установить неформальные отношения в определенных кругах, что часто вызывает непонимание со стороны других этносов ,привыкших к жесткой субординации. Другой альтернативой в данной фазе является срыв- отказ воспринимать "новую" этническую картину мира. Зачастую не сумев должным образом интегрировать данную информацию индивид начинает действовать в рамке целесообразности того или иного поведения, иными словами соотносит поведение только с определенным кругом "формальной" активности и не позволяет себе выходить за его рамки. Общение сводится к "нужному" кругу лиц, отмечается потеря смысла жизни, депрессивные и печальные чувства. В противовес этому наблюдается маргинализация или сепарация - отказ от новой культуры в пользу своей или в пользу "никакой". Маргиналы - армяне ,как правило стараются ограничить себя узким кругом родственных или старых дружественных связей, не желая вступать в сколь- нибудь значимые отношения с "новым" этносом. Надо отметить, что по сравнению с маргиналами у избравших аккультурационную опцию сепарации армян межличностные отношения отличаются большим разнообразием и широтой, а сфера интересов намного богаче.

5. Фаза построения образа себя в чужой этнической картине мира. В этой фазе изменения в этнической картине мира и "новая" этническая картина мира закрепляется как "своя". Индивид перестает ощущать различия между "старой" и "новой" этнической картиной мира. "Я" индивида ,по сути, интегрировано в "новой" этнической среде и представители "принимающей" культуры воспринимают индивида как "своего". Надо отметить, что интеграция армян в различных странах происходит по-разному. Так, по всей видимости наибольшее количество армян, которые полностью интегрировались находится в США и России. В Турции например проживает также множество армян принявших мусульманство и практически ассимилировавшихся в культурном отношении. Большое количество армян интегрированных в местное общество проживает в Иране, Сирии, странах Ближнего Востока. Обычно проживающие в данных областях армяне называются в Армении Ахпар- и обладают несколько отличным наречием армянского языка и различаются в социально- культурном отношении.

6. Фаза ассимиляции- аккультурации. Неразрывно связана с предыдущей фаза ассимиляции и аккультурации. Интегрированный индивид должен совершить определенный выбор- оставлять ли свои культурные характеристики или полностью ассимилироваться в новом этносе. На данный выбор влияют множество факторов среди которых очень важными являются как воспринимается его этническая принадлежность в новой этнической среде и как он сам оценивает свой этнос. Среди армян более распространенным является аккультурация и сохранение своей этнической идентичности при обретенной новой этнической идентичности. Армяне чаще чем другие этносы обладают сразу несколькими этническими идентичностями и в этом плане надо отметить, что правительство Армении, по сути, совершает большую ошибку не признавая возможность двойного гражданства и тем самым отсекает от себя значимую часть армянского народа не утратившего свою этническую идентичность в диаспоре.

Надо отметить, что мы умышленно не указали продолжительность каждой фазы ,так как временная рамка различается в каждом случае и практически невозможно установить какие-либо определенные сроки в этом процессе. На наш взгляд необходимость понимания данных процессов вызвана большим количеством непонимания и разногласиями вызванными культурными различиями между представителями разных культур. Насущность данного рассмотрения также вызвана некоторым "пересмотром" разных этносов в свете процессов происходящих во всем мире.

Таким образом, просматривается тенденция к выработке новых практических способов, которые помогут индивидам попавшим в межкультурную ситуацию эффективно и быстро адаптироваться, по возможности избежать нежелательных последствий м психологических травм вызванных сменой культуры и связанными с этим обстоятельствами. В рамках этих способов необходимо выработать определенную программу психологической поддержки мигрантов, которая должна отличаться своей доступностью, универсальностью в применении и индивидуальном подходе к каждому мигранту с использованием всего психологического инструментария. Только понимая и принимая актуальность такой программы мы можем избежать столкновения различных культур и предотвратить межэтнические конфликты в их зародыше.

 


[*] канд. психол. наук, кафедра психологии развития Московского педагогического государственного университета
[1] Так, русские у армян зачастую ассоциировались с добрыми, прямодушными, подчас наивными людьми, основными грешками которых являются пьянство и лень.


Отзывы о статье

Неправильный код защиты!
Имя
E-mail
Город
Защита
( в коде используються только заглавные латинские буквы и цифры от 1-9)
Текст
Смайлики :-)
Страницы: Все

<Назад | Далее>
Поиск по сайту

Наша рассылка
Подписаться письмом

Архивы рассылок
Этно-журнал:
события науки и культуры

Сейчас также доступна
Старая версия сайта

Использование материалов возможно только с указанием источника!
Редакция: journal[STOP_SPAM]iea.ras.ru
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Этно-журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации № 77-8554

                                                           

Яндекс.Метрика