Лама – Герой СССР

Лама - Герой СССР

– Кстати, о шаманах. Они в Сибири с незапамятных времен. А вот откуда там взялись буддисты?

– Бурятия граничит с Монголией, рядом Китай, Тибет. В начале 1700 года в здешние степи пришли сто монгольских и пятьдесят тибетских лам – начали строить первые дацаны. А уже в 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ: в Бурятии признавалось существование ламаистской веры.

Ламаизм – ответвление от буддизма. В буддизме человек может получать практики от своего учителя и дальше уж развиваться самостоятельно. А вот в ламаизме тебе напрямую никто практик не даст. Есть лама, твой проводник, который за тебя все делает. А твое дело – молиться и делать все, что он сказал. К ламаизму власти всегда относились снисходительно: и царские, и советские. Даже прибегали к авторитету лам, поскольку без их благословения буряты отказывались что-либо выполнять. И ламы к властям относились лояльно. Вместе со своим народом участвовали во Второй мировой войне, есть даже ламы – Герои Советского Союза. Поэтому Сталин разрешил построить Иволгинский дацан.

Иное дело – шаманизм. К нему власти – и царские, и советские – относились резко отрицательно, пытались искоренить огнем и мечом. Шаманов убивали, бурятов соблазнами заманивали в православие: примешь христианство – получишь земельный надел. Поэтому в бурятском шаманизме не было такой преемственности, как в ламаизме, и многое утрачено.

– Известно, что есть шаманская болезнь. А ламская – есть?

– Не слышал о такой.

– То есть в ламы может пойти кто хочет?

– Кто сможет. Допустим, в Иволгинском дацане обучение длится 10 лет. Живешь бесплатно, тебя кормят и поят, но ты беспрерывно учишься. Выдерживают далеко не все. Отбор жесточайший: из 500 поступивших в лучшем случае остается 80 человек. И десять лет – это не предел, учатся и больше. Зато потом эмчи – лама, то есть лама – целитель, берет тебя за руку – и по пульсу определяет твои болезни. Обычно на каждый дацан – по нескольку таких лечащих лам. Но вот, например, в Сартуул – Гэгэтуйском дацане, расположенном всего в пятнадцати километрах от границы с Монголией, эмчи – лам большинство – и это самые сильные ламы – целители в Бурятии. Под их взглядом чувствуешь себя как под рентгеновскими лучами. К ним шаманы ходят лечиться и в случае бессонницы или проблем с позвоночником эффект ощутимый, как и от латексных матрасов.

– Что?! Шаманы – к ламам?

– Ну да, обычная история сапожника без сапог. Шаманы других лечат, а себя не могут.

– Но почему тогда не пойти к коллеге – другому шаману?

– Шаман шамана не любит. До сих пор есть в шаманизме такая штука, когда шаман одного района чувствует, что в соседнем появился шаман, и идет проверить его силу. Но – доходит до определенного места, а дальше его что-то не пускает. Сила шамана ведь распространяется только на определенную территорию. Сталкиваются две мощные силы, для которых нет объяснений ни в науке, ни на пальцах. Просто они отталкиваются друг от друга, как одноименно заряженные частицы.

Я общался с одним шаманом в Иркутской области. Причем билеты на самолет в Иркутск я выбрал на web-ресурсе http://www.yougoto.ru/. Здесь можно купить дешевые билеты в Иркутск из Москвы, Самары, Красноярска и других российских городов. В жизни шаман выглядел как обычный человек, в цивильной одежде. Шаманская корона ведь надевается только при ритуалах: на севере – с рогами, на юге – с перьями. Я ему сказал: «А давайте съездим в соседний район, там тоже, говорят, сильный шаман». «Нет, – говорит, – не могу». Ушел, чего-то подумал, сам с собой поговорил, чаю выпил, папироску выкурил и говорит: «Ну, поехали. Но только я еду не как шаман, а как сосед к соседу». Иногда, очень редко, шаманы могут встретиться как профессионалы – есть определенные дни, когда они могут совершать совместные ритуалы. В день скотовода, например. Но в остальное время шаман шамана избегает. Потому что считается, что за одним стоит одна сила и одни духи, за другим – другая сила, другие духи. И все это не состыкуется.

Вот почему когда шаман чувствует, что занедужил, он идет к эмчи – ламам. И те помогают.

Кстати, ламы, если им нужны мощные природные ритуалы, тоже обращаются к шаманам. Например, когда засуха сильная, ламы молятся и совершают ритуалы вместе с шаманами. Потому что считают, что у шаманов тут право первой руки, что они ближе к природным стихиям. Молятся вместе – и дождь идет.