Источник http://www.ethnonet.ru/ru/pub/
Этно-Журнал /

Публикации

Весь список| По категориям: Тематика| Авторы|
Страниц 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Всего: 113 статей
21
05
2006
Автор: Арзютов Д.В.
Ключевые слова: Алтай,этнография, религия, традиционные верования, конфессия,этногенез, шорцы, этнические процессы, народы Сибири
Описание: Этническое развитие народов Алтая представляют собой сложный клубок проблем, которые показывают взаимосвязь социальных, экономических, политических и культурных процессов, протекающих внутри российского государства в целом и определяющих интересы представителей коренных этносов указанного региона в частности. Эти процессы во многом определяются глобальной тенденцией – переходом к «информационному» обществу. Известный западный социолог Мануэль Кастельс, исследуя проблемы вхождения России в информационное общество, указывает на неизбежность возвращения к так называемой «первичной идентичности» как единственному источнику смысла после распада «советского народа» [Кастельс 2000: 45]. Это утверждение вполне справедливо и к представителям малочисленных народов Сибири, которые в современных условиях стремятся к восстановлению «коренного» статуса. Современные этнические процессы в российском социокультурном пространстве двойственны: с одной стороны, прослеживается тенденция к унификации народных культур, а с другой – отчетливо видно стремление к сохранению их самобытности.

15
05
2006
Автор: Пешакова Е.
Ключевые слова: Индия, сепаратизм, многонациональность, народы, этнос
Описание: В Индии «малые этносы», или локальные этнические группы, имеют достаточно размытые границы; большие же этнические группы, как правило, находящиеся друг от друга в большом отдалении, отличны во всех отношениях и активно стремятся к самоидентификации.

14
05
2006
Тематика: семиотика
Ключевые слова: семиотика, славянские узоры, орнаментика, фольклор, декоративно-прикладное искусство
Описание: В ряде своих работ автор сопоставляет сюжеты славянского декоративно-прикладного искусства, в частности, орнаменты красочного убранства домов и дворов, народной одежды, вышивки, с сюжетами скифо-сарматского декоративно-прикладного искусства, скифо-сарматскими надписями и символами. Кроме того, в этих публикациях рассмотрены родственные сюжеты и образы в мифологиях индоевропейцев, в том числе скифов, сарматов, меотов (синдов) и славян. Одной из главных целей Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции является сбор любой информации, которая может пролить свет на индоиранские элементы в славянской культуре. Удалось сформировать основной корпус славянской знаковой системы, который постоянно пополняется и в перспективе может включать широкий круг славянских источников. В своих исследованиях я опираюсь на известные чтения некоторых индоарийских (индоев­ропейских) символов, а также на чтения знаков скифо-сармат­ской письменности, полученные в результате собственной расшифровки. В настоящей статье опубликованы славянские узоры вместе с необходимыми комментариями.

05
05
2006
Автор: Чураков В.С.
Ключевые слова: удмурты, этногенез, этнология, Удмуртия, происхождение народов
Описание: В истории изучения этнической истории удмуртов можно выделить ряд этапов. Прежде всего, следует остановиться на высказываниях авторов XVIII – середины XIX вв., для которых определенным, весьма условным аналогом современной проблемы этнической истории выступала проблема появления народа на занимаемой им территории. Так, если Ф.-И. Страленберг, ошибочно полагавший, что самоназванием удмуртов является слово ар, видел в них прямых потомков античных аримфеев, то Г. Ф. Миллер, верно указывая на оплошность своего предшественника, тем не менее на основе сопоставления все того же тюркского обозначения удмуртов (ар) и названия одного из народов Сибири (аринцев), считал, что в места своего проживания удмурты пришли с берегов Енисея. Воспользовавшись русским названием удмуртов воть, вотяки В. Н. Татищев связал их с водским (самоназв. vadja; др.-рус. водь) населением Вотской пятины Великого Новгорода. В начале XIX в. А. И. Вештомов – автор первого исторического сочинения относительно прошлого Вятки – сопоставив этноним вотяк с названием летописного племени вятичей, пришел к неверному выводу о Волго-Окском междуречье как районе, в котором проживали удмурты до своего переселения на берега Камы и Вятки. В череде подобных изысканий не осталось в стороне и самоназвание удмуртов. Упомянутый уже Вештомов сопоставлял удмуртов («удинов») с будинами Геродота. В свою очередь Э. И. Эйхвальд высказал мнение, что название реки Уда в Забайкалье свидетельствует о былом проживании там удмуртов. В основе всех подобных суждений, весьма популярных в той или иной интерпретации у ряда авторов второй половины XIX в., была попытка через сопоставление эндо- и экзоэтнонимов удмуртов с созвучными названиями древних и современных народов установить возможный регион их проживания до, что называется, «обретения родины» в Прикамье. Определенной реминисценцией данного подхода явились две гипотезы, выдвинутые в конце XIX – начале XX в.: согласно представлениям Г. Е. Верещагина удмурты являли собой выходцев из Индии, по мнению же И. С. Михеева удмурты могли быть ответвлением кавказских удинов.

21
04
2006
Автор: Бахтин С.А.
Тематика: этнопсихология
Ключевые слова: тофалары, этническое самосознание, этническая самоидентификация
Описание: Расселение тофаларов, проживающих совместно с русскими в трех поселках Нижнеудинского района Иркутской области, и их активные контакты с представителями других национальностей обусловили постепенное вытеснение из их жизни ряда самобытных культурно-бытовых особенностей новыми интегрирующими формами культуры. В этих условиях сохранение тофаларской идентичности во многом определяется их психологическими установками.


Страниц 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Всего: 113 статей
Яндекс.Метрика