Улица Красильщиков

Авиньон, столица департамента Воклюз во Французском Провансе, известен, прежде всего, своим Папским дворцом и ежегодным международным театральным фестивалем. Но дотошные туристы непременно обратят внимание на живописную улицу, мощеную булыжником, затененную листвой древних платанов и вязов, проходящую вдоль узкого канала с гранитными берегами и старинными водяными колесами с деревянными лопастями. Это – Rue de Teinturiers (улица Красильщиков) или, как иногда называют ее сами авиньонцы, Колесная улица. В ее истории тесно переплелись такие, казалось бы, разные виды человеческой деятельности, как фортификация, мануфактуры, мукоделие, театральное искусство и оккультные науки.

В Средние века наличие многочисленных водных путей способствовало развитию в Авиньоне торговли, промышленности и культуры. С севера и запада его омывает Рона, одна из главных водных артерий Франции. Две реки поменьше, но зато с многочисленными разветвленными рукавами, Сорг и Дюранс, протекают соответственно на северо-востоке и юге. В Х в. для дополнительной защиты городских стен был построен канал Воклюз, по которому воды реки Сорг попадали в город и использовались для различных бытовых нужд. Однако с разрастанием города воды в канале стало не хватать, и в 1229 г. был построен новый канал, принесший в Авиньон воды реки Дюранс. Канал называли Дюрансольским или Госпитальным. Оба канала соединяются и пересекают крепостную стену под башней Святого духа, где установлены задвижки, регулирующие подачу воды в канал улицы Красильщиков и остальные каналы Авиньона.

Начиная с XIV в. берега канала активно застраиваются. Помимо жилых домов здесь возникает обитель Братства Кающихся Серых, основанного королем Франции Луи VIII, монастырь францисканцев-кордельеров, где нашла вечный покой воспетая Петраркой красавица Лаура, трактиры, бани, прачечные, мастерские ремесленников. Первые водяные колеса с деревянными зубчатыми передачами, вращающие мельничные жернова, установили мукомолы. Затем с развитием мануфактур стали строиться новые колеса, приводящие в движение посредством ременных, цепных и зубчатых передач ткацкие станки, мешалки красильных растворов (отсюда и название – улица Красильщиков) и другие механизмы. Сейчас, конечно, никто не использует энергию воды для работы мастерских ремесленников – ведь есть же электроэнергия. Использование электрической энергии в современных автомобилях необходимо не только для того, чтобы машину завести и включить осветительные приборы. Часто в подпитке нуждаются ноутбук, зарядное устройство для телефона, дорожный холодильник и т.д. Автомобильные преобразователи, вставляемые в стандартное гнездо прикуривателя, имеют прямое подключение к аккумулятору, что позволяет «вдохнуть жизнь» в бытовые приборы. На странице http://www.sotmarket.ru/category/preobrazovateli_napryazgeniya_azu.html Инетрнет-магазина «Сотмаркет» большой выбор автомобильных преобразователей напряжения.

Мануфактуры располагались как по правой стороне (если смотреть из центра Авиньона) канала, вплотную к нему, так и по левой. В последнем случае берег канала и мастерские были разделены улицей, а оси колес, передающие вращение на механизмы, проходили прямо под мостовой. Всего на канале работало 23 колеса, но до нашего времени сохранились лишь четыре из них.

В Средние века улица славилась своими текстильными и кожевенными мануфактурами. Здесь производили шелк, шерсть и бархат, отбеливали индийский хлопок. В XVI в. наладили производство мулине, а в 1677 г. освоили технику батика. По просьбе ткачей городской совет перекрыл доступ воды к мануфактурам из канала Дюрансоль, и для окрашивания тканей и нитей использовали лишь воду канала Воклюз, придававшую тканям изумительную яркость цвета. Энергию воды использовали также свечной заводик, пивоварня, пергаментная мастерская, кондитерская, производящая шоколад.

Но главным продуктом оставались ткани, в производстве и окраске которых местные мануфактуры успешно конкурировали даже со знаменитыми лионскими ткачами.