Кругом риски

Кругом рискиНо кроме туроператора с его гарантиями в азартной игре «купи турпутевку, съезди и вернись» задействован еще и турагент. Разница между ними – как между Metro и продуктовым магазинчиком около дома.

Туроператор – оптовик, который упаковывает разрозненные услуги в единый турпакет. А агентства продают его продукт в розницу, получая за это комиссию с каждого пакета. В последние годы банкротства турагентств происходят куда чаще, чем банкротства операторов, но поскольку страдает из-за них сравнительно небольшое число туристов, громкими такие случаи не становятся. Хотя если посчитать суммарные потери россиян от банкротств турагентств, они окажутся даже выше, чем от банкротств туроператоров, особенно если учесть, что ответственность турагентств перед туристами никак не застрахована. Единственное, что можно сделать, если агентство скрылось с вашими деньгами, написать заявление в милицию. Но на практике даже уголовные дела против учредителей ни к чему не приводят. Максимум, что принадлежит небольшому турагентству, арендованный офис, мебель и пара компьютеров. При этом они нередко продают туры стоимостью в сотни тысяч рублей.

Год назад в Петербурге прекратило работу агентство «Магазин хороших путевок». Туристы приезжали в аэропорт и уже там узнавали, что деньги за их туры и авиабилеты не были переведены туроператорам. Пострадали несколько сотен человек. При этом несколько месяцев до остановки агентство, привлекая покупателей, продавало путевки со скидками до 50%. «Важно сравнивать цены у разных операторов и агентств и не покупать у тех, кто занижает больше чем на 20 % стоимость путевки. 10-15 % еще возможны, но вот 20 – это уже слишком. Что-то здесь явно не так», предупреждает Илья Тугуев, работающий с турфирмами, в частности с «Международной туристической компанией». По его же словам, способы регулирования агентского рынка обсуждаются, но решение пока не найдено.

От недобросовестного турагента не застрахует никто, поэтому за «своего», который и гостиницу проверит, и о туроператоре справки наведет, и не исчезнет завтра с деньгами, держатся годами и передают его телефон из рук в руки, как контакты хорошего парикмахера.

Было бы несправедливо не отметить, что турагентства сами страдают от банкротств туроператоров, так как иногда им приходится выплачивать клиентам компенсацию. «От турагентств клиент ждет профессиональной оценки надежности туроператора. Поэтому нам приходится так подбирать партнеров, чтобы мы могли гарантировать их надежность. К сожалению, слухов ходит много, и их жертвами часто становятся уважаемые компании», – говорит Рубен Акоста, исполнительный директор сети «1001 тур», объединяющей 150 турагентств. Ему вторит и Илья Тугуев: «Кто на грани разорения, а кто просто жертва слухов, даже участникам рынка неведомо. Истинного финансового состояния туроператоров не знает никто». Если по рынку пополз слух о неблагонадежности туроператора, агентам под давлением клиентов приходится останавливать бронирование, даже если они уверены в том, что информация неверна. Акоста подтверждает, что его сеть понесла серьезные убытки во время банкротств «Капитал Тура» и «Ланты», поскольку агентства были вынуждены компенсировать клиентам потери.