Дело непростое

Дело непростое

Через маленькие магазинчики и рынки практически невозможно было продать такое количество рыбы. И вот мы в течение двух лет пытались наладить каналы реализации. Наконец заключили контракты и пытаемся выйти на нужные объемы производства, хотя бы на 600-700 кгрыбы в неделю. В последнее время продавали примерно 300-400, максимум500 кгв неделю. Мы рады всем покупателями тем, кому нужны большие партии нашей продукции, и людям, приезжающим к нам всего за одной рыбкой. Но сейчас работаем в основном по договорам. Когда начинали, многого не знали, думали: произведем – и все кинутся покупать. А вышло не так. Да и на начальном этапе понадобились немалые инвестиции. Нам удалось получить кредит наличными без справок и поручителей через компанию «Кредитный эксперт». Специалисты компании помогли нам подобрать банк, выгодные проценты и оптимальный срок кредитования. В результате бизнес стал стремительно развиваться. Лучше всего расходится уже частично переработанная рыба. Мы поставляем сома в Санкт-Петербург, в крупные оптовые сети, такие как «Метро», «Перекресток» и др. В сетевых магазинах наша рыба стоит 250 руб. за1 кг.

За два дня до усыпления рыбу вылавливаем и держим в чистой воде, чтобы наверняка избавить ее от всех посторонних запахов, затем усыпляем ее и охлаждаем. Процесс усыпления довольно сложный и длительный: сом, как я уже говорила, двоякодышащая рыба, это не форель, которая на воздухе засыпает через 5 мин. Нашу рыбу приходится держать примерно 1 ч в холодной (плюс 50) проточной воде, тогда она «сдается». Охлаждаем рыбу (если это заказанная партия) в специальных холодильниках.

Африканский сом отлично переносит транспортировку живым. Можно спокойно везти его 6-8 ч. Он выдерживает содержание без воды в течение суток. Так что лучше всего транспортировать и продавать африканского сома живьем. Но такая рыба составляет не больше 20% от объемов нашей реализации. Покупатели все-таки предпочитают рыбу усыпленную, либо даже потрошеную или в виде филе.

По питательности мясо африканского сома превосходит речную рыбу всех других видов, приближаясь по аминокислотному составу к морской рыбе. Употребление этого мяса способствует очищению сосудов, укрепляет суставы, улучшает память.

Что касается первичной переработки, то, например, немцы готовят из африканского сома продукцию около 50 наименований: колбаски, сардельки, сосиски, филе рыбы в соусе, жареное и др. Мы тоже стремимся расширить рыбный ассортимент, в последнее время наладили копчение рыбы.

Постоянно ферму обслуживает один человек. Дело это непростое. Хотя, кажется, все здесь отлажено и отработано на практике. Особенно напряженное время наступает после вылупления икры: надо несколько дней быть почти неотлучно на ферме, постоянно контролировать процесс, вовремя покормить малышей, перевести их из инкубатора в аквариум и т.д. Надо, чтобы все оборудование работало без сбоев, вода была нужной температуры (она нагревается газом), а электричество не отключалось. Короче говоря, дело это хлопотное, беспокойное.

Но хозяйка фермы не сетует на трудности. А ее планы выходят за рамки производства рыбы. Она собирается организовать экотуризм, поддерживать работу фермерской ассоциации, способствовать развитию района…

– Туризм, который мы пытаемся развить в нашем районе, даст работу людям, которые сейчас не знают, как прожить, – рассуждает Римма Николаевна. – Надеюсь, это поможет удержать наших земляков от переселения в город.

Совместно с другими фермерскими хозяйствами мы разработали маршрут, по которому возим экскурсии. В наших близлежащих поселениях есть свои достопримечательности, потом экскурсанты посещают зоопарк, созданный моими друзьями-фермерами, и наконец, приезжают на нашу ферму. В прошлом году мы приняли 15 экскурсий, в том числе у нас побывали французы. А в нынешнем году только за весну к нам приезжали 8 туристических групп.

На нашей ферме мы показываем туристам, как организовано рыбное производство, угощаем их чаем, затем запускаем в переносной бассейн африканских сомов. «Пообщавшись» с ним, туристы охотно покупают рыбу. Это не только помогает реализации нашей продукции, но и служит ее своеобразной рекламой.