Аракчеевский тракт

Аракчеевский тракт

Идея пройти этим путем буквально висела в воздухе.

На протяжении последних нескольких лет участок этого древнего тракта, расположенный между Чудово и Любытино, пытаются штурмовать джиперы и мотоциклисты. Но, как нам было известно, полностью пройти по нитке исторической дороги, нарисованной на старинных картах, до нас не удавалось никому.

Сегодня уже трудно поверить, что еще лет сто тому назад здесь проходила почтовая дорога на Боровичи, ответвлявшаяся в селе Грузино от трассы Новгород – Тихвин. Она носила имя графа Алексея Андреевича Аракчеева, государственного деятеля и военного министра, современника Александра Первого, и была построена во времена становления военных поселений, которые граф активно насаждал. Однако существует мнение, что эта дорога всего лишь связывала имение самого Аракчеева, находившееся в селе Грузино, с Великим Новгородом. Теперь же от дороги осталась только едва заметная просека посреди лесов и болот, а сама она погрузилась в топи. Но если попробовать самому влезть в болото по пояс, то можно местами нащупать ногами твердое дно – бревна от гати и камни, из которых она была сложена.

Здесь рвутся рамы

Мы привезли квадроциклы в город Чудово на прицепах, выгрузились и двинулись в сторону Грузино. Между этими населенными пунктами всего12 км, асфальт, но дорога настолько разбита, что по ней тяжело ехать даже на квадрике. Дальше – от Грузино до деревни Глади – идет хорошая укатанная грунтовка, которая заканчивается через пару километров за деревней. Вернее, превращается в совершенно непроходимый замес из грязи и щепок, созданный лесовозами. Квадрики увязают в нем по самые подножки. Толкать бесполезно. К тому же лесорубы подсыпают в эту жижу щепу и горбыль, чтобы сделать ее хоть немного более проходимой для лесовозной техники. Для квадриков таким способом проходимость нисколько не улучшается, зато чаще рвутся пыльники приводов и гнутся элементы защиты. Оказалось, что проще даже двигаться по дну идущей параллельным курсом канавы, чем по такой «дороге».

Тактика «объездов по лесу» применялась нами буквально через каждые сто метров. Даже когда вырубки закончились, трасса не стала лучше. В этих местах она уже порядком заросла и заболотилась. На старых картах Аракчеевский тракт выглядит как несколько соединенных прямых линий. На местности это тоже прямые, как стрела, просеки. Нам же приходилось постоянно маневрировать в поисках объезда, поэтому наш путь на GPS-навигаторе выглядел как извилистая змейка.

В районе деревни Озерня у папиного квадрика сломалась рама. Папа сказал, что это произошло в результате «глубокой ошибки глубокого тюнинга», и квадрик пришлось оставить в лесу, забрав с него только самое важное – бензин, теплую одежду и палатку с нашими спальниками. Сейчас деревня Озерня существует только на карте.

В действительности никакой деревни здесь нет, как, впрочем, нет и еще нескольких населенных пунктов, от которых остались только прогалины в лесу. Ни срубов, ни даже фундаментов нам встретить не удалось. Да и дорога заросла высоченной травой, что вселяло уверенность, что брошенный нами квадрик кроме нас никто не найдет.